Летчики будущего — операторы беспилотников

''Орбитер-4" фирмы Aeronautics. Фото: Давид Шарп

В выставочном зале "Авеню" (Аэропорт-Сити) прошла седьмая ежегодная конференция UVID, посвященная дистанционно управляемым (беспилотным) системам. В мероприятии, проходившем под эгидой издания "Israel Defense", принимали участие почти две тысячи человек. Среди них было множество военных, включая иностранных атташе, в том числе и из стран бывшего СССР, а также представителей местных и иностранных компаний, глава ШАБАКа Надав Аргеман и даже единственный в истории Израиля олимпийский чемпион Галь Фридман

 

Давид ШАРП

 

Израиль наряду с США занимает лидирующие позиции в мире по беспилотным системам различного назначения, поэтому конференция UVID стала и событием международного значения. На довольно внушительной экспозиции в зале не были представлены машины флагманов израильской ВП, концернов "Эльбит" и "Таасия авирит" ("Авиакосмическая промышленность") — тех самых, чьи БПЛА составляют костяк беспилотной авиации ЦАХАЛа и многих других стран мира, включая ведущие государства НАТО. Скажем, недавно был подписан контракт с Германией почти на миллиард евро: бундесвер берет в аренду на длительный срок крупнейшие израильские БПЛА типа "Heron TP" от "Таасия авирит".

Зато активно присутствовали на выставке изделия производителей "второго ранга", таких как "Aeronautics" и "Bluebird", также имеющих обширные заказы по всему миру. Несмотря на то, что беспилотниками пользуются в первую очередь военные, эти аппараты занимают все большее место и в гражданской сфере. Вообще же конференция была посвящена в основном небольшим аппаратам, в том числе набирающим огромную популярность мультикоптерам — БПЛА вертолетного типа с несколькими роторами.

"Орбитер-4″ фирмы Aeronautics в процесс разборки. Фото: Давид Шарп.

Кроме самих беспилотных систем на выставке были представлены различные их компоненты, без которых данные аппараты были бы просто авиамоделями.

Огромнейший интерес вызвали выступления гостей конференции, среди которых были высокопоставленные офицеры ЦАХАЛа и представители различных компаний, имеющих отношение к данной области. Речь шла и о регуляции гражданского применения БПЛА на законодательном уровне, и об угрозах, и о направлениях развития, и о способах применения беспилотных систем в самых разных областях, и о многом другом.

Во время осмотра экспозиции внимание автора этих строк привлек робот, управляемый двумя молодыми ребятами. Как выяснилось, он имеет прямое отношение к проекту национального значения FIRST. Эта некоммерческая организация совместно с хайфским Технионом приобщает детей и подростков к науке и технологиям. По всему Израилю при участии полутора тысяч взрослых волонтеров действуют кружки и секции для 4 возрастных категорий, начиная с детсадовцев и заканчивая учениками старших классов. Последние, в частности, занимаются конструированием роботов, причем каждая группа представляет свои изделия на всеизраильских соревнованиях, а победители участвуют в международном конкурсе.

Дети и подростки приглашаются в группы FIRST по всей стране. Кроме того, здесь будут очень рады присоединению к проекту новых волонтеров, то есть тех, кто непосредственно помогает его осуществлению. Причем дело найдется для людей любого возраста и необязательно с хорошим ивритом или имеющих техническое образование.

Дополнительную информацию можно получить на сайте www.firstisrael.org.il и страничке FIRSTIsrael в сети "Facebook".

Одним из самых любопытных событий на конференции стало выступление подполковника Реут Ратиг-Вайс, первой в истории ЦАХАЛа женщины, руководящей подразделением минибеспилотников "Рохев шамаим" ("Небесный всадник"), которое относится не к ВВС, а к артиллерии. На его вооружении состоят небольшие машины типа "Скайларк" весом 7 кг каждая (масса всего комплекса — 50 кг). Они придаются батальонам сухопутных сил ЦАХАЛа, ведущим оперативные действия, причем это могут быть как рутинные операции по обеспечению безопасности на границе с Газой или Ливаном, так и масштабные военные действия. Подполковник Реут начала своей путь в армии рядовым бойцом реактивной артиллерии, затем перешла в подразделение, эксплуатирующее более крупные БПЛА "Hermes-450" (в ЦАХАЛе они носят название "Зик") и далее в "Рохев шамаим". По отзывам тех, кто знает Ратиг-Вайс, это не тот случай, когда женщин, в угоду модному подходу, допускают на новые должности из показушных соображений. Ее профессионализм не вызывает сомнений.

Подразделение "Рохев шамаим" относительно молодо, ему нет еще и 10 лет, но сегодня без него не может обойтись практически ни одно боевое подразделение ЦАХАЛа уровня батальона, а иногда и выше. Небольшие тактические БПЛА — это фактически глаза комбатов на поле боя, а кроме того, они осуществляют и целеуказание. Группы операторов подразделения "Рохев шамаим" придаются различным частям ЦАХАЛа, дислоцированным по всей стране, и это диктует особые требования к подготовке операторов и их личностным качествам. Каждая такая группа, эксплуатирующая один комплекс, состоит из 5 человек. Один (одна) из них офицер и является командиром. Несмотря на определенную специализацию, все пятеро — универсалы. В связи с тем, что работа осуществляется вдали от основной базы, они должны уметь самостоятельно решать самые разные технические задачи. Поскольку непосредственные "клиенты" группы — офицеры высокого ранга, работа с ними также требует определенных качеств. Помимо всего прочего, бойцы-операторы должны уметь работать самостоятельно, без замены 10-16 часов подряд в любых условиях, на юге, на севере и на востоке Израиля. Кстати, смешанных групп бойцов-операторов здесь нет, они состоят либо из девушек, либо из парней. Объясняется это тем, что речь идет фактически об экипаже, постоянно проводящем время вместе, в том числе и на ночлеге. В смешанных группах это, понятно, создавало бы сложности.

В связи с тем, что сопровождение боевого батальона возможно и в глубине вражеской территории, операторы имеют достаточно высокий уровень пехотной подготовки. Кроме того, они тащат на себе оборудование, а значит, им требуется и хорошая физическая готовность.

Среди прочего они должны уметь высаживаться с вертолета, с моря, прыгать с парашютом, преодолевать значительные расстояния пешком… Но главное — это огромная ответственность, ведь сегодня от БПЛА такого рода во многом зависит успех операции, а значит, и жизни бойцов, которых "обслуживают" операторы.

В общем, требования к ним — а все они недавние школьники — очень высоки. По словам Реут, это единственное подразделение в армии, где операторы БПЛА не офицеры, кроме командира группы. Неудивительно, что бойцы "Рохев шамаим", как рассказывает его командир, своими знаниями, возможностями, да и просто поведением значительно отличаются от среднестатистического солдата ЦАХАЛа. А поскольку данная область беспрерывно развивается, вместе с ней развивается и само подразделение. Это касается как технических новинок, так и новых оперативных требований, а также их оптимальной реализации.

Бригадный генерал (тат-алуф) Нимрод Шифрони, глава всего направления беспилотников в ВВС (кроме БПЛА из артиллерии), рассказал присутствующим о роли такого рода систем в авиации. Кстати, сам Шифрони — пилот боевых вертолетов. По его словам, БПЛА осуществляют множество миссий, причем не только разведывательных, а их доля в общем числе оперативных вылетов ВВС достигла 2/3, причем дальше она будет только возрастать. По словам генерала, сегодня БПЛА всегда сопровождают сухопутные подразделения ЦАХАЛа, действующие " как близко, так и далеко". Нимрод Шифрони рассказал также, что в подготовке операторов все большую роль играют симуляторы, позволяющие экономить ресурс машин, не экономя на качестве работы.

Кстати, по мнению многих экспертов и летчиков, нынешнее, пятое поколение боевых самолетов (американские F-35, F-22 и, возможно J-20 и J-31, принятые на вооружение в КНР), набирающее силу в наши дни, станет последним в пилотируемой авиации. После этого, вероятно, БПЛА смогут полностью заменить истребители. Правда, до этого пройдут десятилетия.

О любопытных аспектах применения надводных и подводных беспилотных средств рассказал присутствующим бригадный генерал запаса ВМФ (по флотской терминологии — контр-адмирал) Ярон Леви, ныне высокопоставленный сотрудник концерна "Эльбит". По его словам, флот нуждается в дистанционно управляемых и автономных системах, в частности, потому, что большинство морских миссий — длительные и выматывающие. Более того, осуществляющие их платформы, к примеру, корабль класса "корвет", очень дороги и имеют многочисленный экипаж. Если хотя бы часть функций обычных платформ начинает выполнять неодушевленный аппарат, это дает огромные преимущества. Например, стало уже привычным воздушное морское патрулирование с помощью БПЛА. Однако этим дело не ограничивается. Например, безэкипажные катера могут при помощи сонара искать подлодки и заниматься разминированием, охраной нефтедобывающих платформ, досмотром подозрительных судов, огневой поддержкой и т.д. Кстати, безэкипажные катера, выполняющие ряд перечисленных функций, уже находятся на вооружении ЦАХАЛа. Назвал Леви и весьма любопытную причину того, что дистанционно управляемые системы внедряются во флотах всего мира медленнее, чем, например, в авиации. По его словам, дело не только в проблемах технического характера, но и в том, что флотские офицеры высокого ранга традиционно консервативны и с большой опаской относятся к подобного рода новинкам.

Особенно флот нуждается в небольших аппаратах вертолетного типа, способных взлетать без разбега и точно садиться на маленький участок палубы. Как правило, небольшие БПЛА приземляются с парашютом на надувную подушку, однако на море из-за падения машин в воду такая посадка проблематична. Чтобы хоть как-то решить проблему, совсем мелкие БПЛА моряки даже "ловят" небольшой специально поднимаемой сетью прямо на лету. Интереснейшее техническое решение этой проблемы предложила компания "Bluebird". Флагманский продукт фирмы — довольно крупный тактический БПЛА "Thunder В" весом 32 кг и размахом крыльев 4 м, который способен находиться в воздухе более 24 часов и действовать вдали от станции управления, на расстоянии до 150 км. Однако, как говорилось выше, у посадки с парашютом есть свои сложности. Например, машина может приземлиться не совсем точно, не в том месте, где их ждет оператор. Представитель фирмы рассказал случай из практики НАТО, когда некий тактический БПЛА упал с парашютом несколько в стороне от заданных координат, и операторы, отправившиеся его подбирать, подорвались на мине. После этого военные потребовали о разработчиков продумать возможности точной посадки этих летательных аппаратов.

"Thunder B" компании "Bluebird". Фото: Давид Шарп

Кстати, парашютирование БПЛА может привести к повреждениям и к тому, что машина может застрять в труднодоступном месте. Для решения этих проблем, а также для возможности работы с кораблей, не обладающих посадочной палубой, "Thunder B" был значительно переделан. После внесения очень непростых, с инженерной точки зрения, изменений в конструкцию машины она получила 4 несущих вертолетных винта. В такой конфигурации БПЛА имеет возможность вертикального взлета и посадки, что дает ему целый ряд новых оперативных возможностей, особенно если он взлетает с небольших кораблей и в гористой местности. За это, среди прочего, пришлось "заплатить" максимальным временем пребывания в воздухе. Теперь оно составляет 12 часов, но и этого вполне достаточно для выполнения множества миссий.

На UVID-2018 было продемонстрировано немало интересных идей и по малым БПЛА для гражданских нужд, например, перевозка небольших, но крайне необходимых грузов в отдаленные точки. Так, в Руанде и Танзании уже осуществляются операции по доставке в труднодоступные места, а таких там очень много, крови для переливания. Присутствующим был показан также небольшой мультикоптер-"пожарный", умеющий ликвидировать точечные очаги возгорания, до которых сложно добраться иным способом.

Немало внимания было уделено и угрозам со стороны мультикоптеров. При этом один из израильских производителей предложил в качестве средств эффективной защиты свои машины подобного рода, которые, сближаясь с "врагом", могут выстреливать специальными лентами, спутывая ими винты БПЛА, являющегося целью, а могут сбивать их, действуя как камикадзе, то есть врезаясь в представляющий опасность аппарат…

"Новости недели"