НЕ ПРИВЫКАЙ К ЛЮБВИ

На модерации Отложенный

     Что мы знаем о любви? Пожалуй, ничего. Да, блистательные умы и таланты искали мучительно ответ на этот вопрос. Посвящали ей бессмертные строки и мелодии. Но ответа так и не дали. И человечество с каждым новым поколением, с каждым новым этапом, витком своего развития по-прежнему ищет Любовь. Обязательно с большой буквы. Обязательно единственную и неповторимую. Одну и на всю жизнь.

          О такой – мой рассказ.

          Жили-были две хорошие семьи: папа, мама и детишки. В одной – два сына, в другой – дочь и близнецы – мальчишка и девчонка. Всё было у них хорошо. Взрослые работали, создавали благосостояние, а детвора росла не по дням, а по часам, радуя родителей первыми словами, первыми шагами, а потом уже и школьными успехами, спортивными достижениями. И все мечтали – о счастье, которое всё ещё впереди.

          Так было на земле. Но были, видимо, и другие планы относительно наших двух семей – небесные. Что-то было уготовано свыше старшему сыночку и младшей красавице-дочке. А с волей небес, как известно, человеку не состязаться.

          Они погодками были. Артур родился 27 июля 1983-го, а Марита – 26 октября 1984 года. Но он не дожил до возраста Лермонтова, а своё двадцатишестилетие она встретила в статусе вдовы.

    Марита оканчивала медицинский факультет КБГУ. Столько забот навалилось. Но девушка находила время и на друзей-подруг. И однажды, третьего февраля 2009 года, её познакомили с юношей. «Ах, какой парень, - закатывали глаза подруги. – Сама увидишь». Увидела и подумала: «Ну, и что такого особенного? Парень, как парень». Однако… неисповедимы пути небесные. И вот Артур уже встречает нашу капризницу после занятий. (Сам-то он университет тот же окончил годом раньше). Вот он приглашает её в кафешки, на концерты, прогулки и заполняет собой не только всё свободное время Мариты, но и пространство. Девушка несколько удивлена – как-то необычно, непривычно… А ведь происходят события прямо в канун Дня Святого Валентина! И Марита ловит себя на мысли о подарке: дарить – не дарить. Склоняется к отрицательному решению. Отношения так скоротечны, ни к чему как бы не обязывают, а тут она – с подарком. Неизвестно, как воспримет и что вообще подумает.

          Следом – очередной праздник. День защитника Отечества, который наша щедрая слабая половина человечества единодушно отдала всем мужчинам без исключения. В этот день Артур пригласил Мариту погулять-покататься. Чувствуется, что он несколько напряжён, но шутит, смеётся и вдруг:

          - Ты меня любишь?

          Девушка несколько растерялась.

          - Ну… люблю.

          - Ты выйдешь за меня?

          Сердце Мариты бешено билось, мысли метались, обгоняя одна другую. А юноша тем временем что-то говорил, приводил аргументы в защиту таких скоропалительных решений. И, наконец, такой:

          - Я без тебя уже не могу.

          Марита сказала «да», а сама думала о своей семье, живущей в Баксане: как она может сообщить им о своём решении.

          Тем временем Артур уже звонил по телефону: «Мама, я женюсь!» Видно, сообщение так потрясло его маму, что она и не поняла его сути, а просто согласилась со своим старшим, очень рассудительным и очень серьёзным сыном и отключилась. И тут-то до неё «дошло». Быстро перезвонить:

          - Артур, ты что сказал?

          - Да, мама, да! В воскресенье едем свататься! (Дело происходит в четверг).

          До Мариты тоже «дошло»: и сестра старшая в доме, и папу надо бы в известность поставить, как-то преподнести свой сюрприз. И отправляется девушка в родные пенаты да прямиком к тёте любимой: мол, что хочешь – делай, как хочешь – поступай,  только помоги мне. Выслушала та племянницу да и пошла в дом к родне. Как уж там судили-рядили, но сумели прийти к выводу, что становиться поперёк судьбе не стоит.

          Мудрый папа серьёзно поговорил с дочкой любимой: окажется избранник человеком достойным, станет ему сыном. А нет – жизнью своей дочь расплачиваться будет.

          И всё завертелось-закружилось-понеслось на белоснежных крыльях ангельских. Свадьбу назначили на восьмое мая. В подготовке задействованы были все. А так как невеста всё-таки оканчивала университет, то массу её обязанностей взяла на себя сестричка старшая. Как время летело! Никогда ещё две семьи не жили в таком темпе. Артур, известный предприниматель, победитель ряда республиканских конкурсов и выставок, вызвавший к себе бешеный интерес проектом выращивания страусов, работающий над постоянным развитием многопланового бизнеса, на всё находил время. Вся его деятельность требовала массу времени, обязывала поддерживать постоянные контакты с нужными людьми, партнёрами и просто многочисленными друзьями; но на первом плане у него теперь – Марита, их общее будущее, о котором они постоянно мечтают и говорят.

          Свадьба была замечательная. Жених и невеста светились счастьем, радовались, глядя на них, две семьи и многочисленные гости.

          Марита вошла в дом жениха не просто женой старшего сына, а дочерью – отец Артура неоднократно говорил, что всегда мечтал о дочке, но получились сыночки. Он иногда и друзьям представлял её как дочь.

          Как они торопились жить. Хотели везде побывать, всё увидеть. И однажды узнали, что в их семье ожидается пополнение. Артур уже не воспринимал жену отдельно от малыша. Он говорил: «Я вас люблю», «Я за вами заеду». Они жили в родительском доме, но знали, что у них обязательно будет дом свой, для большой семьи, в которой всем будет хорошо.

          Счастье несло их в своих тёплых ладонях. Маритин папа признался, что у него появился ещё один сын – в лице Артура. Он полюбил его. Родственники и друзья радовались за молодую семью.

          Знать бы им… Хотя были какие-то знаки… И шутливое гадание подружки, и свадебное платье, которое едва успели «спасти» в «Еврохимчистке» перед самой поездкой в загс, и запропастившийся паспорт… Но сегодня Марита говорит, что умела не замечать ни знаков, ни слов, перешагнуть через всё. Доведись повернуть время вспять, она снова пройдёт тот же путь – короткого, трагического счастья…

          Артура Хажалиева убили. Отца его – Юрия Хажалиева, бросившегося на защиту своего первенца, убили тоже. (Об этой трагедии написали все средства массовой информации Кабардино-Балкарской Республики).

          Но наш рассказ не о трагедии. О счастье.

          Она, его девочка-жена, почувствовала. Он же сказал, что заедет за ними. Время вышло. А он даже не позвонил?! Нет, быть такого не может! Артур знает – у них будет скоро сын, он бережёт жену, о малейших изменениях предупреждает. Марита начинает звонить сама: не отвечают, занято, вне зоны доступа. Каким-то звериным чутьём она понимает – пришла беда.

          Дальше – чёрно-белый мир.

          Они остались одни. Конечно, мама Артура потеряла в один день мужа и сына. Их младший сын потерял отца и брата. А она… Она потеряла всё. Любовь, мужа, их неродившийся сын уже сирота. И они все стали искать в себе какие-то силы, а в окружающем мире – точки опоры. Мама Артура понимала, если она опустит руки, как же будет всё терпеть Марита? А как будет справляться с жизнью малыш? И она берёт себя в руки. Её младший сын за короткий срок преобразился из баловня судьбы и семьи в единственного мужчину в доме, приняв на себя всю ответственность за судьбы тех, кого доверил ему Всевышний. Глядя на них, искала в себе силы и Марита. Малыш как-то не торопился в этот мир. Врачи сбивались в сроках: должен родиться 14 февраля… Нет, 18 февраля… Но нет, снова сломали всё небесные планы – Артур Артурович Хажалиев родился 23 февраля, в годовщину того дня, когда его папа сделал предложение его маме… Что это? Случайность или последнее «прости» за всё несостоявшееся? Судьба или знак – кто объяснит…

          Малыш растёт. Улыбается беззубым ротиком и гарцует у мамы на коленях. Говорят, ничего не понимает. Да вот только кто знает… Мне кажется, его глазами смотрит на нас непостижимая вечность.

          Марита живёт в семье Хажалиевых. С радостью и болью принимает её родная семья в Баксане. Что-то ждёт их всех впереди. Да только как узнаешь…

          Гуляя с Артуром-младшим по улицам Нальчика, Марита не может не вспоминать Артура-старшего. «Там мы бывали с Артуром. И туда он приглашал меня. И все самые красивые места республики мы объехали вместе. Он всегда говорил, что у нас всё должно быть общее. Воспоминания тоже».

          Вот такая Любовь.

          Я слушала всех, кто мог что-то рассказать, добавить. Кого-то душили слёзы, кто-то выходил, не в силах сдержаться. Марита не прятала слёз, не стеснялась их, не скрывала своей растерянности перед судьбой: почему так быстро всё пролетело.

          Нет, не пролетело. Живёт в ней. И страшно болит. И кто знает, перестанет ли?

                    Душа болит, и сердце плачет,

                    А путь земной ещё пылит.

                    Но тот, кто любит, слёз не прячет,

                    Ведь не напрасно душа болит.

 

          …На заднем сиденье машины лежал большой альбом. Красивый, как бело-розовый зефир. Догадалась, что он там не случайно – для меня. Просто показать мне его в доме ни у кого не хватило бы сил. Поняла это, посмотрев  фотографии. Свадебный альбом Мариты и Артура. Какая пара – просто неземное счастье написано на лицах. Одно на двоих. И что удивительно, жених и невеста в чёрно-белом формате, а букет невесты – в цветном. Этот приём как бы выносил действие за грань, в мир зазеркалья. Ах, как красиво!..

          Какая же злая сила ворвалась в реальный мир этого огромного счастья, разбила богов, сказав, что это всего-навсего глиняные черепки, и набросила чёрный плащ на букет благоухающих цветов?! Марита так и не успела привыкнуть к своей любви, к своему счастью. Может, и не надо. Иначе где будешь черпать силы, чтобы выстоять и противостоять?

          Хотелось кричать. Так кричать, чтобы было слышно в том заоблачно прекрасном «далёко»:

Не привыкай!

К любви.

Не привыкай…