ЕАЭС для Беларуси: обещали золотые горы, а не получили и меди

Беларусь не получила желанных выгод от ЕАЭС, перспективы союза не блестящи.

Заседания Высшего Евразийского экономического совета в Сочи, 14 мая 2018 года. Фото пресс-службы президента Беларуси

 

Удельный вес взаимной торговли товарами стран ЕАЭС остается весьма небольшим. То есть другие экономические партнеры становятся для членов ЕАЭС (а это Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия) более привлекательными. Согласно статистическим сведениям Евразийской экономической комиссии, за январь-сентябрь доля взаимной торговли в суммарном внешнеторговом обороте всех стран ЕАЭС составила лишь 14% (для сравнения: в ЕС — 65%).

Похожее изображение

 

К числу главных проблем объединения, препятствующих достижению поставленных целей, эксперты отнесли:

• существенные различия интересов и ожиданий партнеров;

• острую нехватку взаимного доверия, прежде всего в отношении откровенно доминирующей России;

• разные уровни развития рыночных отношений;

• незавершенность процессов экономической трансформации;

• использование протекционистских мер для защиты национальных сфер производства;

• отсутствие конкурентоспособных технологий мирового уровня, исключая военные;

• отсутствие инвестиционного сотрудничества;

• слабость внутренних торгово-экономических связей (если не считать российско-белорусский дуэт);

• продолжение конкуренции режимов налогообложения;

• режим антироссийских санкций Запада.

При таком наборе неурядиц сложно рассчитывать на успех, по крайней мере в недалеком будущем.

 

У Минска свои претензии

Белорусский лидер и сам не раз жестко критиковал реалии ЕАЭС.

14 мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Сочи Александр Лукашенко заявил, что «в торговлю регулярно вмешивается политика. Интересы отдельных товаропроизводителей периодически ставятся выше принятых нами решений».

Выступая в середине августа на «Гомсельмаше», белорусский руководитель был еще более резок: «Россияне ведут себя варварски по отношению к нам… Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят».

Главным — и вполне обоснованным — требованием белорусских властей является формирование в ЕАЭС общего рынка газа, Москва же тянет резину, отодвинув его запуск до 2025 года. Причем нет уверенности, что в этот срок рынок заработает. В ответ Минск тормозит запуск общего электроэнергетического рынка ЕАЭС.

По мнению белорусского аналитика Евгения Прейгермана, «ключевое значение ЕАЭС для Беларуси заключается, во-первых, в том, чтобы обеспечить максимально хорошие условия на российском рынке, а во-вторых — чтобы завязать Россию на какие-то институциональные обязательства».

Не удалось реализовать даже программу-минимум, состоящую в укреплении экономических связей внутри структуры. А сохраняющаяся совокупность принципиальных проблем вообще порождает большие сомнения в жизнеспособности объединения.

----------------------

М.П. По-моему, в мире нет примеров, когда такая страна, как Беларусь, будет с Казахстаном торговать больше, чем с Брянской областью или с Литвой-Польшей. Все просто - соседи ближе временных союзников.

Все больше приходит убеждение, что ЕАЭС ждет судьба СНГ.  Преимущества ЕАЭС как ТС уже реализованы. а далее Россия должна, как Германия, тянуть свой союз за свой счет. Только Германия щедра, а сегодняшняя Россия "никогда не отдаст свою водку". Да и слаба