Публичные диспуты («прения о вере») в России
Книга эта была написана знаменитым старообрядческим писателем и церковным деятелем Федором Ефимовичем Мельниковым (1874–1960) еще в 1920 г. во времена большевистских гонений на Церковь Христову в сибирской «тайге», как указал сам автор. Я постараюсь привести некоторые выдержки из этой кники.
После опубликования в 1905 г. Именного Высочайшего Указа Правительствующему Сенату об укреплении начал веротерпимости такие многолюдные «прения о вере» стали отличительной особенностью духовной жизни дореволюционной России. К ним проявляли устойчивый интерес представители русского образованного общества.
Один из них, редактор московской газеты «Русское слово» Александр Панкратов писал: «Выдающийся ораторский талант Мельникова поставил его в первый ряд русских общественных деятелей». До 1917 г. на лекции и публичные собеседования старообрядческого начетчика (начетчик — начитанный человек) с религиозными противниками, проходившие, например, в Политехническом музее, трудно было достать отнюдь недешевый билет. Столь велико оказалось внимание тогдашней публики к серьезным богословским дискуссиям. Господь всегда даровал победу защитнику христианства, который, постоянно помнил заповедь Спасителя: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12:12-11).
Воинствующие безбожники, терпя на диспутах поражение за поражением и видя свою немочь, вожделели сведения счетов. Старообрядческий епископ Иннокентий (Усов) свидетельствовал: «Публичные диспуты по религиозным вопросам советская власть допускала только до 1929 года. Но и тогда талантливые апологеты христианства, выступавшие на них, рисковали своей свободой, а иногда и самой жизнью. Немало их погибло в советских тюрьмах и на каторге».
Позже Мельников так вспоминал о той поре: «…Я был приговорен в советской России… к расстрелу за «контрреволюцию», каковой считалась религиозная деятельность… Меня не могли разыскать… в непроходимой сибирской тайге… Три раза приезжали большевистские отряды для розысков меня, и каждый раз уезжали ни с чем… С 1925 по 1930 (второй половины) я прожил на Кавказе, занимаясь там пчеловодством… Писать днем было опасно, ибо на пасеку заглядывали иногда красные власти… Я начал писать поэтому ночью, в своем походном шалаше, при тусклом свете керосиновой лампы.
Но вскоре пришел ко мне ночью ближайший сосед-пчеловод и предупредил: «Опасное дело вы делаете, чоканье вашей пишущей машинки в ночной тишине очень далеко слышно и может заинтересовать проезжих, а проезжие могут быть красные. Тогда и вам достанется, да и нас не помилуют». Я прекратил ночную работу на машинке, стал писать днем. Писал я с большой опасливостью, чуть ли не каждую минуту выглядывая из своего шалаша: не едет ли кто к нам на пасеку, не идет ли подозрительный человек?.. Бог помог мне перебраться за границу (в Румынию) и привести сюда почти все мои сочинения, написанные на родине в опровержение безбожия…».
Общественное признание Мельникова в те годы огромно. Он много пишет, активно издается, часто выступает с публичными лекциями и беседами. Его произведения переводят на европейские языки. На них откликаются в Белграде и Иерусалиме, в Париже и Варшаве, в Кишиневе и Афинах, в Харбине и Нью-Йорке. Оксфордский профессор Николай Зернов включает его, единственного старообрядца, в свой авторитетный биобиблиографический справочник «Русские писатели эмиграции».
Мельников был одним из самых плодовитых древлеправославных авторов. Его перу принадлежат десятки книг и брошюр, сотни статей и выступлений в периодической печати. Произведения его многообразны и разножанровы: острая публицистика, источниковедческие исследования, исторические работы, богословские сочинения и мн. др. Издававшаяся им перед Второй мировой войной в Кишиневе противоатеистическая литература составила целую книжную серию «Опровержение безбожия». Близко знавший Федора Ефимовича знаменитый старообрядческий купец-меценат В. П. Рябушинский утверждал: «В основу этих писаний положены происходившие в советской России действительные события, в которых автор принимал сам участие. Дело в том, что Мельников всего 3–4 года тому назад, как бежал из СССР, а до того времени, он жил там и все время вел, с большой опасностью для себя, ожесточенную борьбу с большевистской идеологией».
Федор Ефимович прожил долгую плодотворную жизнь. Он дожил до глубокой старости, находясь до последнего вздоха под открытым наблюдением румынской чрезвычайки «секуритатэ». Преставился ко Господу 13 (26) мая 1960 года вдали от своей родной Черниговской губернии, в Мануиловском старообрядческом монастыре (Румыния), где и похоронен.

(Речь идёт о книге Ф.Е.Мельникова "Яко с нами Бог")
Комментарии
А ведь большинство здешних атеистов, как и в те богоборческие времена, даже не участвуя в диспуте, готовы встретить «проповедника-контрреволюционера» у выхода с маузером и отвести, «куда положено».
Кстати, о большевиках:
"Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, а также к фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков, организуя для этого самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма."
(С) В. И. Ленин, ПСС т. 38, с. 118.
Ну а, коль Вы здесь для забавной развлекухи и троллинга, то вести себя с Вами надо соответствующим образом.
Это банальная не былица!
"..чоканье вашей пишущей машинки в ночной тишине очень далеко слышно.."
Стало быть с пишущей машинкой по горам с запасами бумаги и копирки?
А ты свои перепосты выбираешь не по критерию истины, а по принципу женской логики: то, что мне нравится, то и верно.
пчёлки и птички вывели на чистую воду )