Человеческий разум и искусственный интеллект.

На модерации Отложенный

Все мы сталкивались с довольно знакомой и распространенной ситуацией, когда в общении и быту человек во всех отношениях практичный, разумный, Но вот беда, как только начнешь с ним разговаривать на какие-нибудь серьезные философские или политические темы, тогда прежнее мнение о таком человеке, как об интересном и умном собеседнике, обладающим незаурядным интеллектом и эрудицией, не остается и следа. Бывает, чего греха таить, наоборот: человек может хорошо разбираться в науке, искусстве, а в простых житейских вопросах быть «круглым двоечником». Из этого факта многими делается вывод о слабости, ограниченности человеческого разума, его зависимости от характера, темперамента человека, да и вообще от его физического здоровья. Отчасти это вполне справедливая оценка человеческого ума, влияния на него физических, психологических и морально-волевых факторов. С другой стороны, приходиться только удивляться, что в таком зависимом от внешних и внутренних причин интеллекте, каковым является человеческий мозг, скрыт такой огромный потенциал – неограниченные познавательные способности и креатив. Слабости и недостатки человеческого разума в одном (например, в памяти) с лихвой компенсируются творческими, новаторскими способностями. Это легко прослеживается, к примеру, в деятельности представителей науки и культуры. Давно стала притчей во языцех рассеянность, чудаковатость ученых в быту. Однако как только они начинают заниматься своей любимой научной деятельностью, их несобранность и невнимательность к мелочам непонятным образом куда-то исчезают. Как известно, такими особенностями проявления человеческого разума больше всего отличаются ученые, которых принято называть великими, гениальными. В то же время, люди менее одаренные в науке и искусстве, по-своему не менее талантливые и умные в других видах человеческой деятельности – бизнесе, профессии. Именно они больше всех преуспевают в служебном карьерном росте, становятся успешными и богатыми. Таким образом, человеческий разум – понятие относительное: можно быть умным в одном и не умным в другом. Обладать совершенным разумом, преуспевать во всем – свойственно не людям, а высшему, сверхъестественному разуму. Предлагаемый научно-техническим прогрессом искусственный интеллект, в качестве усовершенствованного варианта разуму человеческому, как мне кажется, таковым быть не может. В качестве дополнения, вспомогательного инструмента к естественному (человеческому) разуму – да, но только не замены ему. Уникальные, фантастические возможности искусственного интеллекта, заключающиеся в большой памяти и скорости, быстроте логических операций, никогда не смогут стать альтернативой человеческому разуму, полностью заменив его собой. Превосходя человеческий мозг в количественных, тактико-технических параметрах, если можно так выразиться, искусственный интеллект не способен конкурировать с человеческим разумом в плане эвристических, познавательных способностей мозга.

То, что считалось и считается слабостью человеческого разума, на самом деле, является его силой. Обладание неограниченной памятью, способность искусственного интеллекта производить в считанные секунды миллионное количество логических операций – это не признак «совершенного разума», а показатель силы человеческого разума, умудрившегося свои «интеллектуальные недостатки» усилить техническими возможностями искусственного интеллекта. Создавая искусственный интеллект, человеческий разум как бы устраняет свои недостатки, связанные со слабыми объемами памяти и быстротой приема и переработки информации, освобождая свой разумный потенциал для решения более сложных задач познания мира и освоения космического пространства. Будучи несовершенным в частном, человеческий разум совершенен в общем, поскольку только более совершенный разум способен свое несовершенство сделать совершенством, в виде создания искусственного интеллекта, заменяющего человеческий разум там, где он менее результативен. С этой точки зрения, имевшая место в прошлом теория, согласно которой недостатки человеческого разума перед искусственным интеллектом – это результат того, что не все нейронные клетки в мозге человека активированы - не имеют под собой никаких научных оснований. Нельзя объять необъятное. Человеческая природа не ограничивается одним разумом. Человек – не вычислительная машина, не биологический объект, предназначенный для проведения логических операций, а большой Универсум, который включает в себя еще психоэмоциональную сферу, являющейся главной, системообразующей основой в человеке. С помощью одной логики невозможно познание нового, неизведанного, научные открытия – это не логический акт, а некое интуитивное откровение, основанное на эмоциональном и эстетическом курсе. Научно-технический прогресс двигают романтики, тонкие душевные натуры, а не «сухари», вооруженные логическим и математическим аппаратом. Вот почему и по этой причине, искусственный интеллект никогда не заменит собой человеческий разум. Как бы искусственный интеллект ни становился похож на человеке, он всегда будет «техническим придатком», имитацией человека, обладающим функцией улучшения возможностей человеческого разума, не превосходя и не заменяя его в целом. Нет сомнений в том, что искусственный интеллект будет все больше развиваться и усовершенствоваться. Однако с каждым разом это будет очередной констатацией впечатляющей поступи научно-технического прогресса, не более того.