Есть ли трайбализм в США, Германии, Израиле?

Российский политолог Сергей Кургинян в своем выступлении 24 октября 2008 года на круглом столе "Элиты в современной России" в Центре консервативных исследований при социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, отметил, что «трайбализация может коснуться самых консолидированных этносов, проживающих на вполне однородных и локальных территориях. Сейчас, например, происходит трайбализация Армении - существенная для меня - я наблюдал ее впервые. Казалось, что настолько монолитный этнически народ, живущий отнюдь не на одной седьмой планеты, не может быть трайбализован. Однако трайбализация армян, увы, имеет место» - отмечает Сергей Кургинян.

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков отмечает, что ряду развитых стран в прошлом веке удавалось успешно ассимилировать в правовом и культурном пространстве большие потоки эмигрантов с отличными от коренного населения культурными стереотипами. США до сих пор считается страной эмигрантов, практически с нуля воссоздавался Израиль, собирала миллионы соотечественников из разных стран Германия. Не принесли ли с собой эмигранты на новую родину издержки трайбализации?

Эксперты, проживающие в вышеупомянутых странах ответили на вопрос корреспондента ИА REX.

ИА REX:   Что Вы можете рассказать о трайбализации в стране, где проживаете.

Михаэль Дорфман – публицист, редактор, издатель (Нью-Йорк, США): Что касается США, то это государство мигрантов. Здесь есть все, в том числе и истинный африканский трайбализм. Однако все эти вещи не держались больше одного, максимум двух поколений. Сегодня старые этнические кланы и мафии, вроде ирландской, итальянской или еврейской уходят в прошлое. На их место приходят другие – русские, китайцы, латиноамериканцы. До последнего времени американский «плавильный котел» работал удовлетворительно. Сейчас общество стремительно меняется, и непонятно, сможет ли Америка также переплавить мусульманскую и латиноамериканскую эмиграции. Более того, даже являвшиеся долгое время элитой англо-саксонские белые протестанты потеряли этот статус. Интересно, что в нынешнем Верховном суде США нет ни одного белого протестанта англосакса, а лишь представители в прошлом угнетенных меньшинств – католики, евреи и черные. Зато на Кубе, через 50 лет после революции, белая элита сохранила командные позиции, и в правящих верхах почти нет черных или мулатов, составляющих большинство населения страны. Является ли это белым трайбализмом?   

Что касается Израиля, то постепенно из модели восточноевропейской страны типа «народной демократии» он превращается в типичную ближневосточную страну, иудаизированный вариант многочисленных арабских и исламских республик его соседей. В Израиле «плавильный котел» давно охладел, и общество разделено на «секторы» - ашкеназим-потомки эмигрантов из Европы, мизрахи-эмигранты из мусульманских стран, арабский, ультрарелигиозный, русим – выходцы из СССР, национально-религиозные поселенцы. Является ли это трайбализмом, трудно сказать. Клановость присуща, в большей мере, арабам и мизрахим. Это называется арабским словом хамулы, и хотя критикуется интеллектуалами из этих общин, но является часто источником политической силы и организации. Зато с фамилией Горовиц и Рабинович еврею невыходцу из экс-СССР на хорошую работу легче устроится, чем с фамилией Алуш или Мизрахи. В среде ультрарелигиозных своя клановость, так называемый ихус, однако дает себя знать также деление, создавшееся в еврейских местечках XIX-го века на хасидов и их противников, на различные хасидские секты, которые действуют в своих интересах, пренебрегая общими, и заведомо видя во всех не членах клана своих врагов. Однако внутри "кланов" существует теплота, взаимопомощь. Скажем, в арабской деревне весь клан сходится, чтобы помочь построить дом, а в иудейской ультрарелигиозной общине, весь клан съезжается на свадьбу и скидывается, чтобы дать молодым приданое.

В эпоху отчуждения, свойственного современному корпоративному капитализму это много значит и часто подменяет исчезающую систему общественного благосостояния, и в правящих верхах почти нет черных или мулатов, составляющих большинство населения страны. Является ли это белым трайбализмом?   

Интересно, что на Арабском Востоке, государства, построенные на принципах национализма и панарабизма дезинтегрируются и находятся на грани серьезных потрясений – (Ирак, Египет, Алжир, Палестина, Судан, Мавритания) в то время, как построенные на кланово-общинном принципе сохраняют стабильность и даже процветают (Саудовская Аравия, Эмираты, Иордания, Марокко, по многим параметрам алавитская Сирия). Израиль и здесь не исключение.

Даниэль Штайсслингержурналист и переводчик (Лод, Израиль): Сейчас в Израиле это наблюдается только у бедуинов. В 50-60-е гг. было очень распространено среди выходцев из восточных общин, но они постепенно европеизируются.

Лариса Бельцер-Лисюткина – историк, социолог, культуролог, кандидат философских наук, преподаватель Свободного университета (Берлин, ФРГ): Я живу в Германии, и мне не удаётся обнаружить в социуме остатки трайбалистского менталитета или поведения. Интересы граждан Германии - в создании объединённой Европы. Они уже выразили своё согласие пойти на экономические жертвы во имя объединения Германии, и 20 лет платили налог солидарности (соли), который предназначался для финансирования процесса объединения. Он составлял 7% от доходов, что очень немало, если учесть, что немцы платят ещё и постоянный налог на добавочную стоимость, и это 19%. Но единство страны было для них таким важным приоритетом, что всё население согласно было платить соли. И точно такую ценность представляет для моих новых сограждан европейское единство. Они согласны (правда, не столь единодушно, как в случае с соли) на кредиты из немецкого бюджета в поддержку тех стран, членов ЕС, где дефицит финансовых ресурсов поставил проблему выхода из зоны евро. При наличии собственной высокой внешней задолженности, ФРГ выделила солидные займы в пользу Греции, Португалии и Ирландии. Мне кажется, что для Германии трайбализация не является проблемой, скорее, наоборот, в стране преобладают тенденции к консолидации и интеграции граждан, включая мигрантов, которые привозят с собой не преодолённые навыки к жизни в форматах клана или трайба.

Юрий Шимановский – писатель, журналист и программист (Мертл Бич, Южная Каролина, США): Насчет США у меня действительно многое есть, что рассказать. Еще 200-300 лет назад предки нынешних американцев жили в условиях жесточайшей трайбализации. Каждое индейское племя (tribe) требовало соблюдения своих собственных законов и не очень-то считалось с мнением самих американцев. Со временем ситуацию удалось переломить. Сейчас для каждого племени существует отдельная резервация. Как правило, в резервациях дешевая водка и сигареты. Кроме того, федеральные законы в резервациях ослаблены. Местному населению делаются выплаты и дотации, что не способствует стремлению индейцев к образованию и трудоустройству, зато склоняет к алкоголизму и безалаберному образу жизни. Таким образом, проблема трайбализации постепенно решается  за счет вымирания граждан резерваций.

Справка: Трайбализм (английское слово tribalism, от латинского слова tribus - племя) – это приверженность к культурно-бытовой, культовой и общественно-политической племенной обособленности. Наиболее характерно он проявляется в среде межплеменных различий и выступает главным препятствием для формирования идентичности, например, в современной Африке. Трайбализм базируется на классических реципрокных (взаимных) связях с основной ролью патронажно-клиентарных отношений. Их особенностью является то, что "одновременно они действовать не могут, работает или то, или другое".