ЧТО ЖЕ МЫСТРОИМ?
На модерации
Отложенный
«-А можно ли ввести единого оператора по колбасе?
- Да, можно. Но только тогда колбасы не будет»…
Ввод института ответственности производителя создает определенные предпосылки для развития предпринимательства в области утилизации отходов, но, как само законодательство, так и организационная практика имеют ряд существенных недостатков, не только препятствующих развитию рассматриваемой деятельности, но и ведущих систему обращения с отходами и содержащимися в них ресурсами в тупик. К сожалению, как законодатели, так и практически все представители исполнительной власти различных уровней в один голос твердят о создании в стране отрасли утилизации отходов, но никто из них, за исключением Президента Российской Федерации, не вспоминает о развитии конкуренции и предпринимательства в этой сфере. Казалось бы, что тут такого, новая и необходимая государству отрасль, это замечательно. Но, в настоящее время, в Российской Федерации нет отраслей, Госплана и отраслевого планирования. То есть, создать отрасль нет возможности в принципе. Это, только на первый взгляд, ошибка безобидная, думаем, что строим одно, а выйдет другое. Среди законодателей уже пошли разговоры о создании института единого оператора не только в обращении с отходами, но и в областях утилизации отходов и заготовки вторичного сырья.
Что же начали строить в нашей стране? Скажу прямо – феодализм. Институт единого оператора – это трагическая ошибка власти, по сути устанавливающая в системе обращения с отходами феодальные отношения. Инициативу на ура восприняло чиновничество ряда регионов потому, что это позволяет, мягко говоря, «подвести законодательную базу под определенные схемы». Вот и нет коррупции, все кто нужно садятся на кормление и понятно, за чей счет пиршество. И отказаться жителю нет возможности, по Закону!.. Что ж, наша страна жила в условиях различных общественно-экономических формаций. Феодализм, так феодализм. Одна беда, хозяйство в таких условиях функционирует не эффективно: напрочь прекращается частная инициатива и инвестиционная деятельность, ликвидируются остатки прежних предпринимательских структур, ведь и мусор, и тарифы на обращение с ним теперь под контролем твердой длани. Не вопрос, создадим вместо них экотехнопарки. Дело плевое, покрасил старую и убыточную сортировку красиво, прикупил что, для важности, и пожалуйста, получай субсидию. И государственная программа Правительством уже принята до 2030 года с плановыми тратами аж на 5 триллионов рублей. Говорят, не из бюджета. А откуда? Из тарифов и экологического сбора? То есть из кармана населения и предпринимательства? Иных источников средств в условиях санкций не просматривается и, наверное, не может быть по определению, так как слишком велики риски вложений. Вдруг, не дай бог, сменится сюзерен, не вернешь ничего. Станет ли в таких условиях чище или эффективнее с точки зрения ресурсосбережения? Очень сомневаюсь. А вот то, что сегодня получает обычный гражданин России, подорожает для него кратно, как тут не волноваться.
Говорят, может я ошибаюсь, что к разработке этой системы приложила руку Высшая школа экономики. Прямо ирония судьбы. Почти двадцать лет размахивали рыночным флагом Жилищной реформы, а теперь, в противоположную сторону, без анализа результатов предыдущего этапа. Видимо верхи иные выходы из системного кризиса кланово компрадорского капитализма пока не устраивают. Время ускоряется, наше поколение успело пожить в условиях социализма, капитализма, сейчас, как я вижу, начался активный переход к феодализму, а далее, наверное, будет цифровое рабство и, не дай Бог, первобытнообщинный строй. Грустный прогноз.
Европарламент на днях утвердил законодательство по циркулярной экономике, в рамках которого поставил задачу довести к 2025 году объем переработки городских отходов минимум до 55 процентов. По прогнозам прибыль от циркулярной экономики для европейского рынка составит 1800 миллиардов евро к 2030 г. Почувствуйте разницу, у нас траты на 5 триллионов рублей, а у них прибыль в 130 триллионов рублей к этому же сроку. Этим и отличается феодальные отношения от рыночных. Ну, а в объемных показателях и вовсе, наша Программа из четырех основных показателей имеет первые три, которые невозможно проконтролировать, так как математически они не считаются и только четвертый показатель вполне определенный – это количество созданных экотехнопарков, а у них конкретные 55 процентов переработки городских отходов, наверняка, по массе, и никуда здесь не денешься. Вот, мы и получим некие объекты, которые, может быть, и сведут концы с концами, если ввести непомерный экологический сбор на утилизацию отходов товаров. Прибыль никто не считал, но это аукнется резким подорожанием наших товаров и стагнацией в промышленности.
Выход из такой ситуации в быстром осуществлении мер по демонополизации обращения отходов, развитии предпринимательства, конкуренции, вводе Законом показателей безопасности, оборотной (циркулярной) экономики, производительности труда, ресурсосбережения.
Все это разработано, но, кому до этого есть хоть какое-то дело. Кого мы видим в руководстве процессом. То генерал какой-либо выйдет к публике, то значимый чиновник или депутат. Их ли дело гоняться за прибылями? Им и жалования хватает.
Но, не так все грустно, коллеги. Дело в том, что начавшаяся в мире чуть более двухсот лет назад индустриализация, накормившая, и высвободившая человека, шла по отраслям неравномерно. То одно изобретут, то другое. И только сейчас появились технологии позволяющие переводить на индустриальные рельсы ресурсосбережение. В мире начался завершающий этап мировой промышленной индустриализации – индустриализация ресурсосбережения. Я подчеркиваю эти слова! Если человечество успешно пройдет этот этап, то промышленная цивилизация войдет в гомеостаз с природной средой и получит возможность существовать еще столетия. Предпринимательство с энтузиазмом готово поддержать этот процесс своей инициативой и энергией. Я участвую в работе крупнейшего в России вертикально интегрированного комплекса. Он, образно выражаясь, буквально дымится. Сегодня на листе бумаги рисуешь кубики, через неделю появляется проект организационной структуры производственных участков, за месяц все это наполняется оборудованием, просчитывается экономика, перспективы услуг в областях снижения негативного воздействия на окружающую среду и утилизации отходов товаров, готовятся кадры и вперед к выходу на проектную мощность. Все это объединяется новейшей системой цифрового управления производственным временем, эффективностью и продуктивностью труда. Это база для создания корпорации современного уровня. Именно такие структуры, а не мифические отрасли и, уж тем более, не технопарки и кластеры руководят ныне сегментами мировой экономики. Именно это и надо строить. Мы благодарны Экспертному совету по развитию промышленности и инновационных технологий по переработке отходов производства и потребления при Комитете Государственной Думы по экономической политике промышленности, инновационному развитию и предпринимательству за решение создать рабочую группу по внедрению и распространению индустриального ресурсо-, энерго-, и почвосбережения в области обращения с коммунальными отходами с использованием современных экономических разработок и цифровых методов управления на отдельных предприятиях в рамках пилотных проектов.
Если подходить разумно, то сейчас уже не надо в крупных и средних городах практически никакого раздельного сбора, автоматизированные линии все с высокой эффективностью рассортируют и направят полученные ресурсы в новый производственно-хозяйственный оборот. Законодательство в этом направлении активно развивается, даже в нашей стране что-то сделано. Правда Стратегия развития «отрасли» Правительством РФ принята предельно слабая, а разработка Закона о вторсырье, по моему мнению, и вовсе, провалена. Но, что делать, видно такая уж судьба, все время плестись в хвосте цивилизованного мира.
Вместе с тем циркулярная экономика набирает темпы, и этот процесс не остановить. Скоро все страны будут бороться за увеличение числа оборотов сырья, что кратно уменьшит давление на природную среду. Именно это станет основой шестого и седьмого технологических укладов. С грустью приходится наблюдать как европейцы, не особенно шумя, развивают новые технические, транспортные и технологические системы, которые обеспечат эти процессы. А в России правде в глаза взглянуть не желают. Сфера обращения с отходами предельно монополизируется, ценные плоды Жилищной (по сути рыночной) реформы уничтожаются напрочь. «Новая» социальная организация ни к чему кроме стагнации, резкому повышению тарифов и социальной напряженности не приведет. Вот и грустно. Но, мир развивается, глядишь, и у нас что-то изменится, если сможем выйти из структурного кризиса. Пока, не получается, вот и пытаются отыгрываться за счет социальных достижений Октября.
Россия постепенно утрачивает шанс стать мировым лидером оборотной экономики за счет опережающего использования технологий нового уклада. Пока Запад вынужден перестраивать свои системы, устаревшего ныне, тяжеловесного и затратного раздельного сбора, мы могли бы сразу и быстро все построить с нуля. Могли бы, можем, но, похоже, в ближайшие десятилетия не сделаем этого. По крайней мере, власть систему ответственности за развитие безопасности, ресурсосбережения, производительности, социальной значимости и общественной реализации создавать не хочет. Соответствующие критерии Законом не установлены. А там где безответственность процветает некомпетентность и, мягко скажем, низко эффективные траты скудного бюджета.
У каждого следствия можно отыскать тысячи причин, но, если в каком либо из регионов не решена проблема твердых бытовых отходов, то основная причина исключительно одна – безответственность.
Комментарии