ВЫБИЛИ КАК ДРОФУ

На модерации Отложенный

С сожалением о былом

Это была очередь покупателей молока, собиравшаяся у магазина местного молочно-консервного комбината на центральной улице (Карла Маркса) каждое утро за полтора-два часа до его открытия. В городе, прославившемся как типичный центр сельского хозяйства, по утрам собиралась очередь за молоком, которое (очередь это знала) должны привезти из местного молочно-консервного комбината через два часа! Собирались эти люди, в основном пенсионеры, больше для общения, чем для покупки. Многих знал хорошо, могу сказать, что дело было не в копеечной выгоде от покупки молока в советской торговле, стоящего дешевле того, то предлагали хозяйки буренок, на пятак.

Обеспеченные были в большинстве люди, почти сплошь бывшие совпартслужи, пристроившие своих потомков тоже на хлебные места. Но здесь, у магазина, вырабатывалась в спорах, в обсуждениях, скандалах и даже в драчках общая позиция, общее мнение старшего поколения, которое разносилось участниками форума по городу.

Между тем, в городе и в районе шел процесс, не замеченный ни «клубом любителей молока», решавшими по утрам вселенские проблемы, ни теми, кто руководил производством того самого молока из городских или колхозных кабинетов: потерялся, куда-то ушел и не возвращается человек с косой. (Предвижу, конечно, что остряки скажут, затосковал, де, автор по курносой с косой… Так вот, это о самом обычном, вполне земном мужике с косой, о том, который траву косил.)

Я встречал его каждое лето на аллее князей Барятинских (живу рядом с развалинами княжеского дома, еще недавно служившего народу санаторием, потом - больницей). Он подходил и, заранее зная ответ, на звучащие укором слова, спрашивал: «Тут у твоего огорода трава… Тебе некогда… Давай я скошу…» 

Вернувшись с работы, я видел, что трава  скошена, собрана и вывезена. Это был тот самый период года, когда в городских автобусах обязательно шло обсуждение ежегодного дележа городских лугов. Всегда находились недовольные. Часто рассказывали, что без скандалов, а то и драк, такой дележ не проходил.

 

Но однажды этот человек с косой не пришел. И не приходит уже много лет. И зарастает санаторский сад, наследие от тех же князей Барятинских. И не стало слышно разговоров о дележе городских лугов.

Забрел недавно в горадминистрацию к Евгению Жердеву, бывшему главному агроному района, под специальность, кроме других сегодняшних чиновничьих обязанностей, «нагруженному» еще и дележом городских лугов.

Тридцать пять заявлений о выделении участка для сенокоса! Копеечные сборы под эти заявления.

Я, по неведению, посочувствовал, мол, потеряла городская казна сборы. Но получил объяснение, что сборы были всегда, что шли собранные деньги на улучшение тех же лугов, на подкормку трав, на мелиоративные работы, если требовалось.



- А теперь луг будет зарастать, портиться! – горячился Жердев - Когда был востребован, когда весь выкашивался, не было возможности расплодиться чертополоху, крапиве, щавелю, колючке! А ведь городские луга облагораживались веками!

Сейчас я прошу тех, кто берет участки под сенокос, чтобы не выбирали лучшие куски, чтобы косили сплошь, не обходили сорняки, не давали им воспроизводиться! Ведь в эти луга столько труда вложено. В свое время канавы прокопали, чтобы уровень грунтовых вод понизился. Подкармливали растения, подсевали…

Знаешь, сколько было коров в правобережной части города? До двух сотен! А луг более ста гектаров! Сторожа содержали, чтобы следил за порядком на лугу! В левобережной части Льгова, где усадьба Барятинских, тоже было более сотни коров. И луг под сотню гектаров!

А, главное, были люди, которые видели смысл в том, чтобы держать в хозяйстве корову, получать настоящее молоко, а не те «молочные продукты», что под видом молока впаривают сегодня!  Эти люди ушли! На их место уже никто не придет!

Нас поманили идеей, что свободный фермер всех накормит! Где он, этот фермер?

Сейчас пошли разговоры, что надо бы создавать фермерские хозяйства на 20-25 коров. Стоимость такого малого комплекса 25 миллионов рублей! Этот комплекс никогда не окупится! Никогда!

А потом вновь пойдут разговоры о том, что сельское хозяйство – черная дыра, что поглощает средства без отдачи!

А ведь было сказано не раз, что нельзя к сельскому хозяйству, к деревне подходить с прямолинейным аршином! Обмерятся можно! Не подходит прямой аршин к нашей деревне!

Прав, конечно, Евгений  Жердев!

А луга льговские знамениты! Когда-то давно здесь во множестве великом водилась птица дрофа, та самая, что и сейчас украшает герб Льгова, а впервые появилась на нем еще в 18 веке. Птицу эту, не освоившую искусство мгновенно становиться на крыло, понадеявшуюся на  свои длинные ноги, выбили полностью. О том и в хрониках исторических рассказано, как били её, неразумную, на окрестных лугах плетьми, с лошадей, от которых убежать перед взлетом не поспевала.

Вероятно, в честь того несуразного «подвига» давних льговчан (развлекалась тогдашняя местная элита – помещики и чиновники) и вынесли её в герб города. Как напоминание. Даже не важно, когда её быть гербом назначили: до того, как истребили, или уже после того.