Запад-81. Дневники бульбаша лейтенанта-взводного
Из 4-х статей Сергея Крапивина (потом стал корреспондентом) - только отдельные выдержки.
Приблизительно в 19 часов 30 минут 12 августа 1981 года мои товарищи приняли по пятьдесят граммов перед ужином, вышли из офицерской палатки шестой роты, и я сфотографировал их на память.

На снимке сияют простым мужским счастьем Миша Байков (расстегнут ворот у ротного командира), затем взводный Володя Бенько, замполит Саша Абрамов и взводный Женя Жданович. За кадром остались взводный Саша Воскобович, старшина Коля Крышталев и я - командир 3-го взвода 6-й мотострелковой роты 339-го гвардейского полка 120-й Рогачевской дивизии лейтенант Серега Крапивин.
"Запад-81" — оперативно-стратегические учения армии и флота СССР, проходившие с 4 по 12 сентября 1981 года на территории Белорусского и Прибалтийского военных округов, а также в акватории Балтийского моря. Являются крупнейшими учениями в истории советских Вооруженных Сил. По масштабам сопоставимы лишь с крупными операциями времен Великой Отечественной войны.
Число участников - около 100 тысяч. Только в составе "1-го Белорусского фронта" реально использовались более 6 тыс. танков и БМП, 6 тыс. орудий и минометов, более 400 боевых самолетов и вертолетов.
Основной этап с боевой стрельбой прошел 9 сентября на Дретуньском полигоне близ Полоцка. Отрабатывалась операция, в ходе которой победа над противником достигалась без ядерного оружия, только за счет превосходства в силах на нужных участках и передовых методов применения артиллерии, авиации. Были отработаны массово такие приемы, как "огневой зонт". Техника наступала под прикрытием рвавшихся в воздухе снарядов, с двойным огневым валом впереди. Огонь переносился на следующий рубеж лишь за 200 м до подхода техники к предыдущему. На некоторых участках огонь вели до 300 разных орудий на километр фронта. В ходе учений "Запад-81" впервые были опробованы автоматизированная система управления огнем и некоторые виды высокоточного оружия.
Заключительной фазой учений стало десантирование 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на полигон под Минском. Присутствовали министры обороны всех стран Варшавского Договора, а также министры иных дружественных стран.
Считается, что попутно со стратегическими целями учений решались и актуальные на тот момент военно-политические задачи по отработке возможной операции по вводу войск на территорию Польши. Значительная часть материалов по учениям "Запад-81" до сих пор засекречена.
"На учениях "Запад-81" инженерными войсками Белорусского военного округа для правдоподобия был оборудован район обороны механизированной дивизии американской армии: отрыли 38 км траншей, 1200 укрытий для техники, было построено более 400 блиндажей и убежищ. Более 120 старых танков, игравших роль "американцев", оснастили блоками для дистанционного управления. В качестве противника была обозначена "американская механизированная дивизия - 90", т. е. соединение, которое должно было появиться к 1990-му году…" (Источник: военно-политическое обозрение Peacekeeper.ru).
Да, мой взгляд на события - не с высоты маршальского вертолета, как на снимке ТАСС, где изображены шесть дивизий полного штата на полевом смотре войск под Минском по итогам учений "Запад-81".

Согласен, что уровень моих суждений о собственно военно-оперативной составляющей "Запада-81" - это уровень гусеничных траков боевой машины пехоты.

Однако история тех лет наматывалась не только на гусеницы БМП и танков. События 1981 года в Беларуси и мире - это, например, завершение строительства нефтепровода Сургут - Полоцк. Но, опять же, сегодня многие удивляются: зачем в небольшой Беларуси иметь два крупных нефтеперерабатывающих завода - в Новополоцке и Мозыре? А ведь они изначально строились для обеспечения топливом войск Западного направления…
Гати для показной войны на Дретуньском полигоне строили несколько лет!


Кто и почему приказал гнать в 1981 году танки сквозь болота и зыбучие пески?.. Думаю, произошло так: старцам в маршальских погонах хотелось на уровне подсознания "переиграть" операцию "Багратион". Осуществить ее "улучшенный" римейк. Некоторым образом превзойти Рокоссовского, Захарова, Черняховского, Баграмяна. Такое нормально для детских (кадетских) фантазий после просмотра художественного кинофильма про Великую Отечественную войну: "Вот бы дать тогда нашим воинам танки Т-72 и вертолеты боевой поддержки Ми-24! Уж мы бы показали этим фрицам!"
Потребовали, чтобы наш товарищ Женя Жданович (на снимке ниже) и сотни ему подобных лейтенантов наколотили и сожгли как можно больше реальной бронетехники. Чтобы создали "пейзаж", как в июле 1944 года.

Лейтенант Евгений Жданович возле вспоротой снарядами и сгоревшей бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ-1) на Дретуньском полигоне.
1981 г. Фото Сергея Крапивина

То ли танк подцепил бревна гати колейным ножевым минным тралом КМТ-4, то ли там прореха была… Очевидцы рассказывали так: идет танк и вдруг останавливается, начинает погружаться. Потом "буль" и — нету танка. Множество людей слышало в эфире смертный крик тонущего экипажа… И только чудом выскочивший командир бредет по болоту, держась за голову. Механик-водитель ушел на глубину вместе с машиной, а наводчика, на счастье, в экипаже не было. Подготовку к учениям приостановили, технику загнали в парки. Затем вызвали водолазов с Балтфлота. Чтобы танк зацепить тросами, их опускали в болото в емкости, похожей на огромную бочку. Что-то долго не получалось, говорили о каких-то умопомрачительных глубинах, но в конце концов сделали локальное осушение и танк достали. Тело механика нашли на лобовой броне. На Дретуньском полигоне появилась большущая песчаная "лунка", а на картах масштаба 1:25 000 сделали пометки "Ловушка". А нам комбат сказал (а ему комполка, соответственно), что наверху принято решение обойтись без репрессий и вообще "надо лучше готовить гати".
Мишенями ставили не фанерные щиты или обтянутые марлей каркасы, а настоящую боевую технику. Например, так: вколачивают в гребень холма четыре бетонные сваи, а сверху делают площадку. Прилетает совершенно натуральный вертолет и прицельно на эту площадку садится. Пилот прощается с боевой машиной и спускается по свае. Мишень готова.

Ух, как горела потом эта "вертушка", в которой топливные баки намеренно оставили полными!

На фотографии, которую я сделал на Дретуньском полигоне 8 сентября 1981 года во время загрузки снарядов, командир 6-й роты Байков стоит справа вверху — в черном комбинезоне и полевой фуражке, с ведомостью выдачи боеприпасов в руке.






Танки тонули не единожды на Дретуньском полигоне при подготовке учений "Запад-81". Но большинство случаев не получало огласки потому, что экипажи успевали спастись. Как, например, на публикуемом ниже любительском снимке, где изображена развалившаяся гать при въезде в лагерь мотострелков 339-го полка.

Да, теоретически можно в озеро Байкал навалить много-много песка, бревен и таким образом построить дорогу для танков. Но зачем это нужно, если существует техника переправы с применением понтонов? На войне — не только сплошное преодоление невозможного, но и должен быть здоровый рационализм. Для чего в 1980-1981 годах на Витебщине варварски извели тысячи гектаров леса и закатали их в болотные глубины?





Полагаю, что дури ради.
По прошествии времени я специально поинтересовался: какие армейские подразделения форсировали Дретуньские болота в период Великой Отечественной войны?
А практически никакие. Немцы в сорок первом эти места обошли.
Летом же 1944 года наша 4-я ударная армия в составе 1-го Прибалтийского фронта двинулась правее Дретуни и Полоцка. А 6-я гвардейская армия наступала левее по фронту Дретуньских болот и вышла к Полоцку с юга. И еще вопрос: где в Центральной и Западной Европе (предполагаемый в 1981 году театр военных действий для 120-й дивизии) можно отыскать такие болота, как в районе Дретуни?
Комментарии
Это был парад под Минском. Если верить Крапивину, то на фото 6 танковых дивизий