Новый союз?

На модерации Отложенный

Под занавес уходящего года Барак Обама, прервав рождественские каникулы,  неожиданно утвердил в должностях послов США в Турции и Азербайджане. Казалось бы, обычная рутина, однако, это действо было осуществлено без одобрения законодательного органа и после почти двухлетнего отсутствия  этих персон в указанных странах. Впрочем, Обама имеет право назначения, с оговоркой, что в течение года Сенат  должен утвердить это решение.  Почему же Президент так долго пренебрегал  этим правом,  и что заставило его вдруг вспомнить о бесхозности Посольств в этих странах?

По нашему мнению, в последнее время происходят очень серьезные геополитические процессы, которые могут оказать, если уже не оказали влияние на изменения расстановки сил в мире. 23 декабря в Стамбуле министры иностранных дел Турции, Ирана и Азербайджана подписали Совместное Заявление, в котором оговорены многие вопросы сотрудничества. Наряду с борьбой с терроризмом, урегулированием  региональных конфликтов, как бы вскользь отмечается и углубление экономических связей. Это заявление могло бы рассматриваться как очередной, ни к чему не обязывающий дежурный документ, если бы не было фактическим прорывом экономической блокады Ирана. Может именно это заставило Барака Обаму отвлечься от рождественских и новогодних праздников и подписать документ, который он игнорировал почти два года?

 

Действия США на международной арене в последние годы вызывали серьезные нарекания их сторонников. Американцы все активнее проводили политику, которая служа их интересам,  отнюдь не соответствовала национальным интересам союзников. Начиная с «Бури в пустыни», американцы  подминали под себя энергоносители и пытались контролировать их основные источники. Откровенно спровоцировав Саддама на войну с Кувейтом,  Буш старший фактически передал нефть Кувейта американским компаниям, одна из которых Халлибортон  находилась под контролем бывшего в то время министром обороны – Ричарда  Чейни. С приходом Буша младшего, у которого заместителем был тот же Чейни,  американская экспансия еще более активизировалась. Поиски в Ираке эфемерного  оружия массового поражения завершились полным провалом, но привели к оккупации страны и, также переходу ее  нефти  под американский контроль. Уже долгое время американцы активно проводят  работу по диверсификации каспийской нефти. В этой череде интересен подход к Ирану, с которым после исламской революции дипломатические отношения прерваны и идет вялотекущая конфронтация. Почти десятилетие американцы  ищут атомную бомбу в этой стране, активно вмешиваясь в ее внутренние дела и фактически провоцируя на встречные действия. Возникает вопрос – как долго будут продолжаться эти поиски и не стоило бы эту активность направить на Пакистан, где внутриполитическая обстановка намного взрывоопаснее, а наличие бомбы – вне сомнений. В любой момент она может попасть в руки террористов, тем более, что Викиликс уже подтвердила связи высшего военного руководства страны с Аль-Каидой. То есть документально это доказано на уровне госдепартамента. А что касается экспорта террористов, то по этому показателю Пакистан  можно сравнить только лишь с ближайшим союзником США – Саудовской Аравией. Может, следует искать проблему в том, что  иранцы национализировали свои нефтяные месторождения и фактически изгнали американцев из страны? А что касается  Пакистана, то там  нефти нет. Хотя и отношение к США достаточно неоднозначно.

Все окружение Ирана располагает богатыми запасами нефти, а сам Иран – одна большая  нефтяная бочка. Надо признать, что и Иран активно вмешивается и влияет на внутриполитическую ситуацию сопредельных стран и ведет непримиримую антиамериканскую политику. Однако, порой эта политика является зеркальным отражением поведения самих американцев  в отношении этой страны.

Но интересы США все больше расходятся с интересами стран, вовлеченных в  политику, диктуемую ими. Так, если европейские страны еще по инерции продолжают поддерживать инициативы Вашингтона, то для той же Турции они конкретно противоречат ее собственным интересам.

На сегодня Турция самая бурно развивающаяся страна  в мире после Китая. Если эти темпы не спадут, а они точно не спадут, Турция в перспективе обгонит многие европейские страны по своей экономической мощи и обещает стать в ближайшие десятилетия ведущей страной мира. Крупнейший производитель многих товаров, Турция  остро нуждается в рынках сбыта. Как активный потребитель энергоресурсов, она крайне заинтересована в их поставках, и их у нее должно быть в достатке потому, что и Ирак и Иран являются ее сопредельными странами. При нормальной ситуации она может не только потреблять, но и реэкспортировать эти энергоресурсы, тем более, что самый оптимальный путь в Европу лежит через ее порты. Это, безусловно, сулит  ей большую выгоду, ведь вкупе с проходящими через нее магистральными газо и нефтепроводами,  она уже,  фактически стала энергетическим узлом Европы. Однако, как член НАТО, активно поддерживая США во всех их начинаниях, Турция теряет гораздо больше, чем получает взамен, более того, в последние годы стала объектом  шантажа со стороны своего союзника. Стоит вспомнить не только угрозы, но и реальные действия  США по созданию независимого курдского государства  в ответ на отказ Турции разрешить использование ее территории для нападения на Ирак. Сегодня с молчаливого одобрения и поддержки США, в Ираке фактически существует курдская автономия, создалась политическая элита этой автономии и страна идет к федерализму. Такое развитие событий грозит расчленением самой Турции, а это является  нешуточным покушением на ее национальную безопасность.

Ежегодно американцы откровенно шантажируют Турцию угрозой принятия резолюции по армянскому геноциду, заставляя ее прилагать большие дипломатические усилия и делать различного рода уступки с целью предотвращения этого шага. США, кроме, как ни к чему не обязывающих деклараций, не оказала никакого влияния на своих европейских партнеров с целью приобщения Турции к ЕС. Более того, оскорбительные заявления Президента Франции Саркози  в отношении страны, 400 лет державшей под своей пятой пол Европы, вообще развернули Турцию в сторону своих восточных единоверцев. Курдская автономия на границах Турции заметно дестабилизирует обстановку  в стране, а что касается угрозы принятия декларации по геноциду, то турки, по всей видимости, устали  от постоянного шантажа и имеют сейчас адекватный и не менее болезненный ответ на нее. В связи с серьезными экономическими проблемами ЕС, турок туда особо уже и не тянет.  Ну а отсутствие посла в течение долгого времени,  непозволительные выпады и  требования американского Сената в обмен на его назначение, фактически молчаливая поддержка этих требований Президентом Обамой, являлись  ничем иначе, как унижением достоинства этой страны.

Окрепшая мощь Турции дает возможность  ей сегодня все активнее выступать в роли регионального лидера, притом, что укрепляющееся  сотрудничество с Россией позволяет не оглядываться на прежние угрозы. Ведь участие Турции в блоке НАТО было непосредственно связано с наличием агрессивного северного соседа в образе СССР, которого уже нет.  Сегодня политика США становится тормозом экономического  развития Турции. Имея протяженную границу с Ираном и прекрасные возможности по освоению практической целины этого рынка, Турция ставится перед фактом международной блокады этой страны, которая принята при непосредственном давлении США и которая противоречит ее национальным интересам. Это эмбарго стоит Турции миллиардов долларов реальных потерь, притом, что весь мир прекрасно понимает, что бомба, которую ищут американцы в Иране – родная сестра иракского оружия массового поражения. Перед Турцией стоит выбор – потворствовать американцам в их неуемном желании взять под контроль иранскую нефть или самой приступить к ее перевалке и продаже. Вполне естественно, что Турция пытается идти  своим путем, для чего разработала  компромиссный план по контролю над иранской ядерной программой, приобщив  к этому бразильцев. В общем-то, это было вполне приемлемое предложение и соответствующее требованию ООН, притом, что Россия не возражала участвовать в этом. Но не американцы, которым такой поворот дел явно противоречил их планам. Конечно же, это предложение было признано неприемлемым и американцы провели свое предложение по еще большему ужесточению блокады.

Турция это эмбарго фактически не признает и продолжает сотрудничать с Ираном. Более того, как указывалось выше,  к этому сотрудничеству подключился и Азербайджан, у которого также есть очень веские на то основания. Как известно,  Азербайджанская Государственная нефтяная компания приобрела крупнейший в Европе нефтехимический холдинг – турецкий Петким,  который собирается  строить в Иране несколько   нефтехимических комплексов. А это уже переработка иранской нефти и, возможно, производство дефицитного для Ирана бензина, а значит и серьезные финансовые поступления. Блокада также больно бьет по интересам азербайджанских бизнесменов, поскольку с Ираном традиционно крепкие экономические связи, обусловленные этнической и религиозной близостью.  А  с американцами Азербайджан  экономически особо ничего не связывает, отношение американцев к стране видно по тому, как  два года отсутствовал  посол, а каких-либо подвижек в решении карабахского вопроса от них так и не увидели. Наставления  США по демократии и свободе удовлетворяли бакинский режим до тех пор, пока американцы с завидным постоянством утверждали о «еще одном значительном шаге на пути к демократии». После ноябрьских выборов  в парламент не было пропущено ни одного оппозиционера. Американцы вынуждены были заявить о несоответствии их европейским стандартам. Конечно, наличие нефти вынудило сделать заявление намного мягче, чем в адрес Батьки, но все равно крайне возмутило Баку. А что касается Ирана, так, тот за последние годы  наращивал пятую колонну, для чего в одностороннем порядке отменил визы для азербайджанских граждан.  Клерикалы в Азербайджане значительно укрепили свои позиции и  только за несколько месяцев провели ряд серьезных массовых   мероприятий, убедительно продемонстрировавших их силу.  И Иран может поиграть этими мышцами. Так,  что сегодня у Ирана есть убедительные доводы для привлечения  Азербайджана в круг своих интересов. Кроме того,  Турция для Азербайджана является страной,  мнение которой очень часто, наряду с мнением России, становится определяющим для принятия решений. Возможно, о последовательности и согласованности действий говорит, и новогоднее заявление Ирана европейцам о готовности предоставить для инспекции  свои ядерные объекты.

Как видно,  у Барака Обамы были более чем серьезные причины прервать рождественские каникулы, так как,  дальнейшие события могут вылиться в  цепную реакцию. Можно полагать, что к этому процессу в ближайшее время подключится и Россия, у которой сегодня особые отношения с Турцией и которая  также несет значительные потери от иранского эмбарго. Кроме того, подключение  России к этому союзу даст ей возможность активно участвовать в регулировании поставок энергоносителей, в противном случае она теряет  контроль над  ними,  что ей абсолютно  ни к чему. С учетом  реальности строительства Набукко,  это участие еще более востребовано.  Как известно, Беларусь,  опираясь на мощные китайские финансовые вливания,  также  махнула рукой на эмбарго, заодно и на Запад,  закупив по свопу 4 миллиона тонн азербайджанской нефти и   уже ведет переговоры с Турцией о закупке 4 миллионов тонн иранской нефти для заполнения трубы Одесса-Броды.  А  это значит, что за  следующими 4 миллионами, необходимыми для полной загрузки этой трубы,  за иранской нефтью пойдет Украина.

Подводя итоги, стоит,  отметить и  обещание Китая подставить плечо под  европейскую валюту, что наверняка ослабит позиции США уже непосредственно в Европе. Так что однополярный мир постепенно превращается в многополярный и политический диктат США   начинает слабеть  по нескольким направлениям.