И даже несмотря на это, как и на то, что «Алтай» длиннее (а значит, дороже) «Силы Сибири» примерно на 450 километров, — русский газ оказывается для китайцев куда дешевле произведенного в США.
А теперь самое интересное. У России, безусловно, огромная ресурсная база. Но она, к сожалению, все-таки далеко не безграничная. При этом уже непосредственно в текущем году только объемы газпромовской добычи достигнут, по оценкам самого «Газпрома», 495 миллиардов кубических метров. А по мнению большинства независимых аналитиков, перевалят за полтриллиона.
Нет, безусловно, можно и еще напрячься, даже разведанные запасы это вполне позволяют. Но тут возникает вполне законный с точки зрения даже банального здравого смысла вопрос: а, простите, зачем?
При этом в самой отрасли сейчас куда большее внимание уделяется уже не столько трубопроводному газу, сколько СПГ. Что особенно актуально при разработке арктических месторождений: тут тебе и Северный морской путь, и куда более «свободный рынок», и сжижение при низких температурах.
Да и вообще — просто тупо выгоднее, наконец.
Поэтому и существует чисто «отраслевая задача»: довести долю России на рынках СПГ до доли в мировых запасах природного газа, а это только по разведанным объемам порядка 23%. При этом инвестиции в производство отечественного (!) оборудования для производства СПГ, по оценкам главы «Новатэка» Леонида Михельсона, должны составить не менее 80 миллиардов долларов.
Что, надо сказать, при общей нацеленности на шельф, в том числе арктический и дальневосточный, вполне оправданно и понятно. Потому как с точки зрения логистики и цены при таких обстоятельствах производить СПГ намного, намного интереснее.
Как, в общем, и продавать.
Россия — прежде всего за счет невысокой себестоимости СПГ и удобной логистики — уже сейчас активно теснит конкурентов в Юго-Восточной Азии. Тот же Сеул, несмотря на исторически сложившийся американский протекторат, только в этом году уже по факту увеличил закупки российского сжиженного газа почти на 20%. И готов увеличивать их еще и еще. Растут поставки русского СПГ в Японию, в Сочи не так давно был подписан договор с Вьетнамом. И это не говоря про тот же Китай, в который сейчас экспортируется почти пятая часть только газпромовского СПГ.
И кстати: газ в КНР идет с западносибирских месторождений, которые ранее было принято считать «европейскими».
То есть вывод из происходящего прост: российский трубопроводный газ становится на мировых рынках уже и в среднесрочной перспективе вполне себе дефицитным товаром. И именно поэтому так бьется за «Северный поток — 2» германская канцлер Ангела Меркель. Именно поэтому так индифферентен к каспийским трубопроводным проектам, например, Владимир Путин. Равно, кстати, как и к украинской трубе: дадут вменяемые условия транзита — поставим. Не дадут — так на нет и суда нет.
Дело в том, что «Газпром», пытающийся всем всучить свой газ», — это медийный образ. А действительность на него похожа примерно в нулевой степени.
Источник: http://rusvesna.su/news/1537375201
Комментарии