Первый оппозиционер пошёл знакомиться с народом

Вызовы и выводы

Причины и последствия массовых беспорядков на Манежной площади российской столицы и в ряде других городов страны оставались одной из главных тем минувшей недели. Владимир Путин, премьер, побывал на могиле Егора Свиридова и встретился с представителями объединений футбольных болельщиков, заявил прямо: ситуация не может не беспокоить. Складывается ощущение, что прежде мощный иммунитет к разного рода проявлениями национализма и ксенофобии слабеет, ухудшение ситуации чревато катастрофой. Отсечь от фанатов сторонников радикальных идей — задача, которую нужно решать сообща.

Обозреватель НТВ Владимир Чернышёв — о вызовах и выводах, которые могут коснуться не только Москвы, но и всей России.

Путин проник в самый центр народных волнений — встретился с лидерами фанатских движений, и этот неожиданный для кого-то, но ожидаемый и очевидный ход продемонстрировал, что власть понимает всю глубину проблемы. За столом с Путиным — представители разных клубов и, что самое главное, разных национальностей. Но премьер четко разделил: понять причину волнений — не значит простить последовавшие беспорядки.

Минута молчания в память о Егоре Свиридове — московском болельщике, убитом выходцем с Северного Кавказа. Свободное перемещение по стране преступников — это тоже проблема. Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Это, кстати говоря, вопрос и к диаспорам. К любым диаспорам, где бы они ни были — к русским диаспорам на Кавказе, к национальным диаспорам здесь, в Москве и Петербурге, и так далее. Конечно, это не снимает ответственности с государства. Это правда, мы много об этом говорим: нужно создавать рабочие места там, где люди родились и живут, нужно образование дать возможность получить людям, и так далее, работать на всей территории страны. Но если мы не поймем то, о чем я сейчас сказал, если не будем уважительно относиться друг к другу, нам придется, мягко говоря, совершенствовать правила регистрации на территории страны, особенно в крупных центрах — Москве, Петербурге».

Глава московского ГУВД признается: этническая преступность — реальная проблема. Это закрытые группы, и к ним трудно подобраться. Поэтому нужно пересматривать всю организацию борьбы с ними. Владимир Колокольцев, начальник ГУВД по Москве: «Очень сложно сотрудникам милиции в информационном плане вникать в те процессы, которые происходят среди организованных преступных групп, сформированных по этническому признаку. И сейчас мы, не скрою, рассматриваем вопрос о создании специализированного подразделения в службе уголовного розыска».

К могиле Егора Свиридова на Люблинском кладбище они ехали в одном автобусе — премьер и болельщики. Преступность, коррупция, отсутствие справедливости — вот что вывело людей на улицы, по мнению многих. И смерть Егора Свиридова, и то, что преступники чуть не избежали правосудия, лишь стало катализатором эмоционального всплеска. Но вот у могилы они — все вместе, и не делятся по национальностям.

Болельщик из Дагестана, возложив цветы, говорит, что преступления с любой стороны должны быть наказаны. Загит Кибетгаджиев, болельщик клуба «Анжи»: «Из-за каких-то идиотов страдают нормальные болельщики».

Путин напомнил, что Россия изначально строилась, как многонациональное государство. И футбол в России — многонациональный. Премьер призвал болельщиков задуматься, кто играет в их любимых клубах: легионеры — они тоже приезжие. И веками строилась страна силами всех живущих в ней наций.

Но и взаимное озлобление не на пустом месте возникло. Все имеют право ездить по стране, но не все умеют себя вести в гостях.

Владимир Путин: «Я десяти копеек не дам за человека, который приехал, скажем, из Центральной России в одну из северокавказских республик и невежливо обошелся с Кораном. Десяти копеек не дам за его здоровье! Но и люди, которые приезжают в другие части Российской Федерации, в том числе с Северного Кавказа, должны уважать местные обычаи, местную культуру, местные традиции и местные законы. Изначально, еще с колыбели, что называется, первые шаги в стране нашей были, как в стране многонациональной. И поэтому у наших народов вырабатывалась определенная культура взаимоотношений друг с другом. Уважение друг к другу. И в этом всегда была наша сила. Здесь есть и засада большая, опасность серьезная, и сейчас мы об этом поговорим, но если правильно распорядиться этим богатством, многообразием культуры, то это всегда огромные преимущества».

Коренные жители вправе требовать, чтобы приезжие ассимилировались. Но и мирные гости не должны бояться национализма, ведь России принимать футбольный Чемпионат мира, и приезжими заполнятся города и стадионы.

На московских улицах сейчас — предпраздничное спокойствие. Но эта тишина по-прежнему охраняется тщательно: посты расставлены по городу. На Манежной площади милицейское услиление все-таки напоминает о недавних беспорядках.

Мэр Москвы тоже разделил уличные драки, спорт и национальную политику, которая дала серьезный сбой. Сергей Собянин, мэр Москвы: «Те выступления, которые прошли в Москве, на мой взгляд, никакого отношения к спортивным болельщикам и к спортивным страстям, не имеют. Туда пришли в основном люди с другими целями и другими намерениями. У некоторых даже изъяли настоящее боевое оружие. Это не шутки. С другой стороны, мы прекрасно знаем, что есть реальные проблемы на почве межэтнических отношений, национальных, религиозных, конфессионных. Тем не менее таким радикальным способом их решать нельзя. Это совсем другой путь — путь в никуда. Мы будем стабильно, системно работать по этим направлениям».

Владимир Путин вспоминал в беседе с болельщиками, как в 99-м приехал в Дагестан, куда прорывались террористы из Чечни, и простые дагестанцы — мирные жители сел — первыми встали на защиту общероссийского покоя. Но вот и там, и в столице, выросло поколение, которое, кажется, заново надо учить тому, что такое Россия, и какие у ее народа общие правила поведения. Владимир Путин: «Я считаю, что вы — сила. Но если мы не поймем, как мы должны с силой этой обращаться, если мы будем, как сумасшедшие как с бритвой носиться с этой силой по всей стране, мы ее разрушим. У нас свыше 160 наций и национальностей, и, теоретически, у нас может быть свыше 160 различных националистических движений! Но если мы допустим это с вами, мы получим не великую единую Россию — мощную, эффективную страну, которая обеспечивает хорошие условия для жизни своих граждан и пользуется уважением в мире, мы получим разъедаемую внутренними противоречиями территорию, которая будет разваливаться у нас на глазах и которую каждый может поставить на колени».

Чтобы новое поколение не потерять, в некоторых школах Петербурга ввели букварь для приезжих. Дети мигрантов там не всегда понимают по-русски. Вот их и учат на историях в картинках про Рашида и Ануш. Может, все же лучше учить их сказкам Пушкина, чтобы они не чувствовали себя иными в петербургской среде, когда повзрослеют? Ведь пока на переменах дети друг друга по национальностям не делят. Зачем же начинать их с детства делить искусственно?