В поисках «закулисы»
Если нет – так делай вид!
Советская народная мудрость
Все на свете проблемы делятся на решаемые и нерешаемые. Последние имеют обыкновение вызывать у граждан отрицательные эмоции и способствовать появлению комплекса неполноценности.
Дальнейшее варьируется. Кто-то легко примирится с недостижимым и непостижимым, а комплексы отметет с уверенностью, что зато у него масса других достоинств. Кто-то с проблемами примется разбираться всерьез и даже если не разрешит, возможно, додумается до чего-нибудь интересного и полезного, но те и другие оказываются, как правило, в меньшинстве. Большинство, от природы обделенное как религиозным смирением, так и исследовательской жилкой, пойдет другим путем: решение проблемы перенесется в область МАГИИ.
Прежде всего, источник неприятностей олицетворяется, ему дается ИМЯ. Это очень важный момент. Не случайно возник в иудаизме ритуальный запрет на произнесение имени Всевышнего, не случайно при сотворении Адаму поручается дать имена животным, не случайно во многих культурах кроме прозвища, известного всем, есть у человека еще и имя тайное, которое держится в секрете от возможных врагов. Злой карлик в сказке Братьев Гримм радуется, что никто не знает его имени. Наречение, даже просто знание имени и произнесение его вслух, дает произносящему магическую власть над называемым, а следовательно и надежду его одолеть.
В прошлом имена, нарекаемые возбудителям нерешаемых проблем, разнообразием не отличались: Все они приписывались козням одной и той же силы, очень могущественной и очень таинственной, поскольку КАК она ЭТО делает, ни понять, ни представить невозможно, а главное – изначально злой. В авраамической традиции она именуется «сатаной» или «дьяволом». Единственной целью ее является причинение зла ради зла и увеличение своего могущества, чтобы зло делать не мешали.
Так было всегда, так остается и сейчас. Единственное, что в наше время изменилось – ТЕРМИНОЛОГИЯ.
***
Мы, признаться, хитрые немного, –
Умудряемся в последний час,
Абсолютно отрицая бога,
Ангелов оставить про запас.
М. Светлов
Не то чтобы в современном западном мире поубавилось веры в сверхъестественное – просто неприлично стало в ней сознаваться. В результате «дьявол» – неодолимая сила, непонятными методами творящая зло ради зла, виновная во всех неприятностях от плохой погоды до несчастной любви – лишился рогов, хвоста и общепринятого наименования. Теперь у него много имен, но все их можно обобщенно обозначить как ЗАГОВОР ЗАКУЛИСЫ: некая сверхтайная организация, существующая с незапамятных времен и всю жизнь стремившаяся к мировому господству.
На первый взгляд – что же тут сверхъестественного? Мало ли было и есть на свете претендентов на мировое господство, всяческих тайных организаций, а уж заговоров в борьбе за власть и вовсе немеряно-несчитано. Но обратите внимание: в реальной истории мировое господство и заговор НИКОГДА не ходят вместе.
Мирового господства добиваются всегда открыто. Либо просто по принципу: «Могу и сделаю!», как Чингисхан или Александр Македонский, либо с теоретическим обоснованием своей совершенно необходимой человечеству уникальной миссии, как Мухаммед или Коминтерн. К тайным заговорам можно прибегать как к вспомогательному средству на уровне локальной политики, но в глобальном масштабе претендент гордо заявляет миру: «Иду на вы!», ведет агрессивную пропаганду – ради запугивания и/или привлечения расплывчатыми обещаниями на свою сторону широких масс. В наши дни, например, ее громогласно и вполне открыто ведут исламисты.
Заговор же нуждается в секретности, в конкретной, ограниченной цели, иначе его ждет неминуемый провал. Он строго ограничен в количестве участников и даже просто осведомленных, ибо, как сказал граф Пален полковнику Пестелю, на двенадцать апостолов всегда найдется один Иуда. Пестель не послушался, и потому у Палена заговор был успешным, а у Пестеля – нет.
«Заговор с целью захвата мирового господства» в природе не встречается, зато очень часто встречается... в пропаганде тех, кто это господство вполне открыто пытается захватить. Помните, как во времена, не так давно прошедшие, на весь мир вопил Коминтерн: «Мы раздуваем пожар мировой! Церкви и тюрьмы сравняем с землей!», а бдительный Гитлер все «Сионских мудрецов» у него за спиной искал?
Коминтерн-то ведь, при всей интенсивности его подрывной деятельности, на роль дьявола все-таки не потянет, ибо дьявол, по определению, должен обладать всемогуществом (что хочет – то и делает: хоть эпидемию, хоть техногенную катастрофу), сверхпроникаемостью (действует даже в межпланетном пространстве), принципиальной необнаруживаемостью и невозможностью уличить, ибо КАК он ЭТО совершает по-прежнему совершенно непонятно.
Вот, к примеру, популярном ныне сочинении Джона Колемана http://bookz.ru/authors/djon-koleman/colemanjhn01/1-colemanjhn01.html дьяволу дано имя «Комитет 300».
Автор рассказывает, как не покладая рук трудился в Оксфорде, Британском музее, еще в каких-то книгохранилищах… но не приводит НИ ЕДИНОЙ ССЫЛКИ ни на одну публикацию. Список упомянутых лиц – есть, организации и учреждения – сделайте одолжение… Но откуда известно ему, что эти организации и лица не на себя работают, не корысти ради, а токмо волею этих таинственных трех сотен? Ему кто-то что-то рассказывал? Да мало ли кто чего расскажет… Мало ли на белом свете параноиков, алкоголиков, наркоманов, которым вечно мерещится невесть чего? Немало, к сожалению, и просто пакостников, которым ближнего оклеветать – одно удовольствие.
Единственный источник, на который наш автор с уверенностью может сослаться – его собственные творения, написанные ранее на ту же тему. В свободное от занятий в библиотеках время он служил в британской разведке, что безусловно придает ему определенную солидность в глазах неискушенного читателя (разведчик знает недоступное простому смертному). Увы и ах… профессиональный долг запрещает разведчику делиться с посторонними добытой информацией, зато ни в коем случае не препятствует вешать ближнему на уши лапшу.
Впрочем, неверно было бы утверждать, что в книге Колемана правды вовсе не найти. Пусть бессистемно, пусть хаотически, но многократно упоминаются реальные проблемы и трагедии современного мира. Тут и проигранные Америкой войны, и могущество наркомафии, и популярность гедонистско-пофигистского стиля жизни, проповедуемого ансамблем «Битлз»… Но вместо серьезного анализа и предложений возможного решения указываются только лица и/или организации, как бы виновные в их возникновении, даже с указанием, как именно они все это сотворили, типа – не «раскрутили» бы СМИ ансамбль «Битлз» – не поддалась бы молодежь на пропаганду гедонизма…
Кто помнит – не даст соврать: в блаженной памяти СССР все СМИ этих «битлов» облаивали до хрипоты и посинения, а молодежь их пластинки втридорога покупала из-под полы. Успехи идеологии, пропагандировавшейся «битлз», легко объяснимы исходя из незавидного состояния современного общества. Все это давным-давно уже по косточкам разобрали Ортега-и-Гассет, Ханна Арендт, Александр Хайек и многие другие. Рекламная кампания могла заставить публику предпочесть эту группу другим аналогичным, но группу с другой идеологией публика бы ни при какой погоде не приняла. Приписывать «Битлз» или СМИ разгул пофигизма и гедонизма – все равно что ведьмины заклинания причиной градобития счесть.
Была в Китае проблема наркомании, созданная, как многие считали, бессовестным корыстолюбием английских торговцев опиумом. Но как только китайское общество внутренний свой кризис преодолело, полетели оттуда британцы вверх тормашками, и выяснилось, что они всего лишь использовали в своих интересах бедственное положение Китая, но отнюдь не создавали его.
Вот и сегодняшняя наркомафия с внутреннего кризиса Запада баснословные прибыли гребет, но разговоры о наркотиках как орудии достижения «сверхвласти» над массами, превращенными в обезволенных рабов, всерьез воспринимать может только человек, совершенно незнакомый с историей. Нет и не было ни одной культурной традиции, которая бы тем или иным образом не включала в свои обряды наркотический транс. Индейцы жевали коку, викинги нюхали мухоморы, седер песах каждому еврею предписывает выпить не менее четырех бокалов вина… Иное дело, что в каждой культуре существуют на сей счет строгие правила, не позволяющие абсолютному большинству населения впадать в наркозависимость, но только… пока она здорова. Алкоголизм довел Россию до вырождения, потому что общество коммунизмом было разрушено, а не наоборот. Впрочем, кто мешает и коммунизм, и гомосексуализм без разбору тому же «дьяволу» приписать? Вали на рыжего, рыжий вывезет…
***
Упустим сегодня, забудем о нем,
А завтра он к нам же придет палачом.
Бертольт Брехт очень хочет, чтобы каждый здесь мог
Почуять, как почва ползет из-под ног,
Чтоб, о грузчике Гэе узнав не напрасно,
Вы постигли, как жизнь на земле опасна.
Б. Брехт
…Да, скажете вы, разумеется, все это чепуха, магические фокусы, гадание на кофейной гуще… но что же делать? Всякое бедствие всегда имеет конец, и никто не может запретить уцелевшим верить, что спаслись они благодаря правильным заклинаниям. Кому мешает, если им от этого легче жить? А если уцелевших не будет, так и вопрос поставить некому.
Нет, дорогие мои приличные дамы и господа, не все так безобидно. Разумеется, в борьбе со сверхъестественной силой и средства должны быть сверхъестественные: заклинания, молитвы, шаманские бубны и святая вода, но самым эффективным магическим средством во все времена считалось все-таки... ритуальное убийство. Унижение, наказание, изгнание, в пределе – уничтожение того, кого объявят «орудием дьявола». Мало ли людей в Европе и Америке рассудку вопреки, наперекор стихиям твердо убеждены, что стоит только стереть с карты Израиль, как арабо-мусульманская угроза тотчас же растворится в голубой дали? Да и в самом Израиле более чем достаточно убежденных, что только неликвидированные поселения за зеленой чертой мешают нам добиться вечного мира.
Иной раз роль «орудий сатаны» приписывается реальным врагам – вспомним хотя бы «Песнь о Роланде», обвиняющую арабов в самых немыслимых теологических грехах, но куда чаще – чужакам, людям и группам с плохой репутацией или просто всякому, кто не вовремя подвернется под горячую руку. Потому что для ритуального убийства лучше выбирать того, кто по слабости или от неожиданности не окажет серьезного сопротивления.
Обратите внимание – о современных миропокорителях, сиречь исламистах, господин Колеман словечко боится проронить. Это ведь вам не английская королева, обидеться могут – мало не покажется.
Итак, с «закулисой» связываются обычно наиболее автору неприятные, и/или наименее защищенные категории населения. В большинстве случаев однозначно – евреи, у католиков часто еще масоны, у протестантов – иезуиты, у арабов и левых – те же евреи под кличкой «сионисты», у православных до недавнего времени были коммунисты, но в последнее время с коммунистами они дружатся и выбирают все больше мусульман (особенно с Кавказа), коммунисты предпочитают ссылаться на «американский империализм», а наш автор, из каких-то ему одному известных соображений, предпочел британскую аристократию (особенно королевский дом). Где и как они ему на хвост наступили, можно только гадать, но это ведь и не важно.
Важно, что «трехсотке», она же «закулиса», она же «за веревочки дергает», она же «сионские мудрецы», она же «масонские ложи», и т. д., и т. п., несложно приписать ЛЮБУЮ проблему, в члены или агенты ее зачислить ЛЮБОГО индивида и ЛЮБУЮ организацию представить проводником ее влияния. Такое обвинение невозможно ни доказать, ни опровергнуть – ведь градобитие ведьминским козням приписывается вот именно потому что никто не понимает, откуда оно берется, – кто же мешает объявить способом его вызывания разучивание гаммы на скрипке или ковыряние в носу?..
Там, где доказательств вины нет и быть не может, не может быть и оправдания, ибо оправдание есть не что иное как опровержение вины. Когда впервые открыла я известную инквизиторскую инструкцию «Молот ведьм», узнала сразу логику, знакомую по незадолго до того прочитанным обвинительным речам тов. Вышинского на процессах «врагов народа».
В руках того, кому доверено безо всяких улик отличать правого от виноватого, оказывается огромная, бесконтрольная власть. Не тайная, как у «дьявола», с которым он, якобы, ведет борьбу, а явная, несомненная, не оспариваемая никем. Идеологи «теории заговора» очень любят стращать почтеннейшую публику перспективой абсолютного порабощения общества страшной дьявольской силой, превращения подвластных в квазироботов, лишенных всякой самостоятельности и инициативы. На самом же деле это – модель их собственной власти, цель, к которой они всегда стремятся, но... не достигают никогда, потому что абсолютная власть убивает общество столь же неизбежно как живого человека убьет кормление камнями вместо хлеба.
Когда всякое оригинальное поведение, любая нестандартная мысль смертельно опасны, ибо рискуют вызвать подозрение бдительных охотников за ведьмами, неизбежно возникает техническое и организационное отставание, а с ним и слабость, которой не замедлят воспользоваться более развитые соседи. Но технику, на худой конец, можно купить или украсть. Гораздо более страшный враг тотальной власти – закупорка каналов информации. Как говорили древние римляне: «Человеку свойственно ошибаться», так вот, опасность каждой (неизбежно) совершаемой руководством ошибки прямо пропорциональна степени сосредоточения всей полноты власти в едином центре или даже в одном лице.
Представим себе, что премьер Израиля или американский президент вместо пшеницы решил выращивать… ну, к примеру, сою, отчего, по его мнению, все проблемы сельского хозяйства враз будут решены... Но такой власти, чтоб всех разом заставить подчиниться, ни в Америке, ни в Израиле нет. Не все сою посеют, будет, значит, контрольная группа для сравнения, и ежели к осени выяснится, что не то, не так, не столько и т. д... закукарекают все газеты, волками взвоет оппозиция, и уже на следующий год ошибка будет исправлена. При всех убытках к катастрофе она не приведет.
А теперь вспомним, как Никита Сергеевич Хрущев нашел лучший способ российское сельское хозяйство укрепить – посеять всюду кукурузу... Но почему же он со специалистами не посоветовался? А он советовался, да вот беда: независимых университетов в России не было, все специалисты не от результатов своей работы зависели, а от государственных дотаций, да к тому же каждый, по старой сталинской памяти боялся, что скажи он начальству хоть слово поперек – окажется враз «врагом народа». Кто спорил – как минимум, финансирование терял, а кто терять не хотел – тот начальству всегда только то говорил, что само оно хотело услышать… Вот и Хрущеву самые титулованные сказали, что он гений и во всем прав.
Но почему же не задумался он после получения первых практических результатов? А откуда ему было про них узнать? Советской деревней руководили чиновники, зависимые от доброго расположения начальства, а чтоб было оно всегда к тебе расположено, надо ему всегда говорить, что оно хорошее, что указания его – правильные, ошибки упомянуть – сохрани Бог! Прессы свободной в России не было, оппозиции политической – тем более. Крестьяне-то по деревням правду знали, но им реально и эффективно запрещалась всякая инициатива. И в результате – голод по всей стране!
Информацией располагают одни, решения принимают другие, исполняют третьи, а результаты ощущают четвертые. Информационный обмен блокируется тотальным контролем, обратной связи нет, общество становится практически НЕУПРАВЛЯЕМЫМ. Любая ошибка любого начальника в системе абсолютной власти оборачивается катастрофой. Так было не раз и не два, в сельском хозяйстве, в промышленности, в науке… И вот теперь – сами можете поглядеть, что осталось от Москвы да от Расеи. Чем власть абсолютнее, тем быстрее и основательнее она разрушает, сжирает себя сама.
«Борьба против проклятой мировой буржуазии» в России окончилась миллионами трупов и полным крахом не только в экономике, но и в армии, и в обществе в целом. Борьба с «еврейским заговором» стоила Германии военного поражения, потери территорий и гибели миллионов, о евреях уже и говорить нечего.
Но популярность конспирологии не убывает. Колеман печет книги как блины и явно имеет с них на свой кусок хлеба хороший кусок масла. Чем же подобные творения публике так милы?
Прежде всего, именно из-за тех явлений, которые тот же Колеман справедливо расценивает как вредные и опасные.
Чем больше вязнет общество в гедонизме и пофигизме, тем менее способно оно на усилия и жертвы. Значит, неизбежно зависают в воздухе те (многочисленные!) проблемы, что не решаются без усилий и жертв. Чем больше проблем, которым общество не может найти решения, тем насущнее потребность в псевдообъяснениях, в новых именах дьявола.
Немалую роль играет и тотальная бюрократизация на всех уровнях – от поликлиники до ООНа. Немудрено заподозрить заговор, когда тебя вкруговую по кабинетам гоняют и не решают ничего. На самом-то деле каждый кабинетчик только тем озабочен, чтобы не взять на себя ответственности, но у постороннего легко возникает иллюзия, что реально ответственный вроде как бы неуловим – отсиживается за какой-то кулисой и пакостит ради собственного удовольствия. Злобный голем, сотворенный враждебной силой, видится тем, где на самом деле маячит всего лишь очередной бюрократический подпоручик Киже.
С другой стороны, бюрократические структуры и в самом деле обладают ужасной способностью любую проблему превращать в нерешаемую, чтобы с нее вечно купоны стричь. В частности, дорогие палестинцы третье поколение пребывают в статусе «беженцев», неограниченно возрастая числом, не в последнюю очередь благодаря соответствующему комитету ООН, который в противном случае пришлось бы ликвидировать и чиновников всех послать по известному российскому адресу. Многочисленные «борцы с расизмом» и «уполномоченные по интеграции» кровно заинтересованы в том, чтобы иммигранты как можно хуже вписывались в европейское общество, создавали бы побольше взрывоопасных ситуаций, иначе – кому они нужны? Комиссии Европарламента исчисляют допустимый радиус кривизны бананов (за недопустимую, надо понимать, в пользу комиссии штрафовать будут?), а генералы страсть как любят преувеличивать опасность потенциального противника. Но и это еще не самое худшее.
Конспирология – эффективный инструмент обработки общественного мнения, которым всего охотнее пользуются те, кто стремится к ГОСПОДСТВУ. Не обязательно сразу мировому. Можно сперва коммунизм строить и в отдельно взятой стране, и даже в масштабах своего квартала. Если удачно застращать народ страшной «закулисой», он отдаст в твои руки всю полноту бесконтрольной власти, а сам превратится в толпу, в ту самую массу, которая, по свидетельству такого опытного и удачливого конспиролога-практика как Адольф Гитлер, любит военных и охотно подчиняется силе.
Комментарии
http://dotu.ru/2010/04/10/20100410-bases-of-sociology_full/