Лев Мадорский: Погром и по-немецки Pogrom

На модерации Отложенный

Евреев били, убивали, грабили. Всегда. В течение всей двухтысячелетней истории жизни в галуте (странах изгнания). И, как ни горько признать, «впереди планеты всей» была Россия. Не случайно русское слово погром вошло без изменения в языки многих европейских стран.

Особенно мощная волна погромов прокатилась по России более 100 лет назад. В 1903-1905 гг. Именно потому в те годы началась по-настоящему массовая эмиграция, практически «исход» евреев в Америку.

Тогда уехали в США многие Мадорские из Белоруссии и превратились там в Madoff. Среди них и скандально известный миллиардер Маdoff-Мавроди-Бендер, создавший американскую пирамиду и укравший у клиентов более 50 млрд долларов. Мой прадед в тридцатые годы вернулся, чтобы забрать жену и детей, но начальник отделения милиции узнал бывшего соседа, позавидовал ему, арестовал, порвал паспорт гражданина США, и в результате наша ветка Мадорских осталась в Союзе. Пережившие Гулаг, ВОВ, борьбу с космополитизмом и с врачами — убийцами, понимают кому больше повезло — тем кто уехал или тем кто остался.

Именно после погромов российское еврейство потянулось к сионистским идеям, начиная понимать, что единственное спасение в создании собственного государства. Погромы 1903-05 гг. заставили вспомнить о своей национальной принадлежности «Великого Бунтаря», в то время юного, 23-летнего Владимира Жаботинского, ставшего впоследствии одним из лидеров сионистского движения.

Всё это история. Хотя и не такая уж далёкая. Мне было лет 19-20, когда дед, высокий, худой, с длинной кустистой бородой, впервые рассказал о погроме, который он пережил в Белоруссии в 1904 году. В десятилетнем возрасте. Дед был образованный человек. С инженерным образованием. И, вместе с тем, глубоко верующий. Никогда не снимавший головного убора и не представлявший как можно еврею работать в Шаббат.

— Столько времени прошло, а ужас, который тогда испытал, забыть не могу,  — говорил он, взволнованно потирая руки и глядя почему-то не на меня, а в окно. — Этот ужас до сих пор живёт во мне. Начинаю вспоминать и встаёт перед глазами толпа. Страшная, разъярённая. Которую, кажется, ничто не может остановить. Которая катится по городу, оставляя после себя трупы, искалеченных людей, ужас, кровь, слёзы…

— Вообще, погром, — продолжал он, — это некий психологический феномен. Не поддающийся пониманию. Ну скажи, — в маленьких, немного на выкате глазах его искреннее удивление, — как объяснить? В погроме участвовали не только хулиганы, не только шайки деклассированных элементов, но и вполне нормальные люди. С некоторыми из которых у моих родителей были приятельские отношения. Эти люди воспитывали детей, ходили в церковь, любили домашних животных. И вдруг, в какой-то момент, становились зверьми. Жаждущими крови. Жестокими и безжалостными. Я не хочу вспоминать подробности. Не могу. Слишком ужасно то, что они делали.

Мы — другое поколение. Мы не пережили погромов. В нас не живёт тот ужас, который жил в дедушке. Но отголоски унизительного, разрушающего чувства сохранились и порой просыпаются неприятным холодком в душе почти каждого российского еврея. Возможно, на генетическом уровне. Особенно тех, кто помнит зиму 1953 года, когда после «дела врачей» в воздухе запахло предпогромным ужасом.

Я помню. Я шёл с нотной папкой из музыкальной школы. По своему двору на улице Чайковского в Москве. Я не знал ни про каких врачей и, вообще, политикой не интересовался. И вдруг весь двор, и дети, и взрослые, даже мои приятели стали кидать в меня и в другого мальчика-еврея снежки. Не шутливо, не играя, а молча, зло, с серьёзным выражением лица. В этом молчании, в этой неулыбчивой сосредоточенности было самое страшное. Сейчас, по прошествии многих лет, думаю, что тогда «ещё немного, ещё чуть-чуть», ещё какой-нибудь едва заметный сигнал сверху и безобидное кидание снежками переросло бы в Погром….

А весной 1990 года я снова испытал нечто подобное. По Москве прокатился слух (кажется начало ему положило интервью с милицейским начальником по телевидению), что 3 или 4 мая в Москве возможен погром и милиция принимает меры безопасности. Опять холостнуло по сердцу. И не только меня. Многие евреи уезжали на эти дни из города. Или, на худой конец, как соседи по подъезду, подтаскивали к двери одежный или книжный шкаф. Как будто это могло спасти. Металлические двери тогда ещё были редкостью. Жизнь шла своим обычным чередом. Кругом меня, в доме, на работе, на улице были абсолютно нормальные, милые люди. Но я вспоминал слова деда о «психическом феномене», вспоминал как в меня кидали снежки в 53-м году и страх не уходил.

Немного истории

Надо сказать, что феномен жестокости и безумия охватывал людей в России довольно часто. Первые погромы произошли в 1821 и в 1859 гг. в Одессе. Они имели, сравнительно, незначительные масштабы и вызваны были торговой конкуренцией с местным греческим населением. Массовый характер погромы приобрели в 1881-83 гг.

Один из таких погромов начался в ночь с 15 на 16 апреля 1881 года в Елисаветграде (Кировоград). Было разграблено большое количество еврейских домов и магазинов. Пять человек убито. Далее погромная вакханалия развивалось по нарастающей. 26 апреля погром вспыхнул в Киеве. Было разграблено более 1000 магазинов, убито несколько евреев, около 20 женщин изнасиловано. Затем в Киевской области, Конотопе, Жмеринке, Одессе. 13 декабря, в день католического Рождества, погром начался в Варшаве — разгромлено 1,5 тысячи магазинов и домов, ранено 24 человека.

После убийства народовольцами Александра Второго (1 марта 1881 года) распространяются слухи о том, что императора убили евреи и что есть негласный приказ повсеместно устраивать погромы. В Черниговской губернии крестьяне потребовали от местного начальства письменного удостоверения, что они не понесут ответственности за исполнение этой «повинности». Такое удостоверение они получили.

Из других погромов особенно крупными были погромы 1884 г. в Нижнем Новгороде (погибло 9 человек), 1890 г. в Стародубе, трёхдневный погром 1902 г. в Николаеве. Особенно массовыми, получившими широкую известность, были погромы, о которых я уже упоминал, 1903-1905 гг. Погром 1903 года в Кишинёве (убито 49, ранено 586 человек), погром 1903 г. в Гомеле (29 авг. -1 сент.), погромы в 1904 г. в Мелитополе и Симферополе. Этот список можно продолжать и продолжать…

Надо сказать, что подавляющее большинство погромов было организовано властями.

Как гражданскими, так и военными. В департаменте полиции была даже оборудована типография, печатавшая погромные прокламации. Руководитель типографии ротмистр М. Комиссаров откровенно признавался: «Погром устроить можно какой угодно. Хотите на 10 человек. Хотите на 10.000». В Одессе, например, генерал-губернатор А. Каульбарс приказал войскам использовать против отрядов еврейской самообороны все виды оружия, вплоть до артиллерии, а в речи к офицерам полиции заявил: «Нужно признать, что все мы в душе сочувствуем этому погрому».

Вот такие дела. Муторно становится, когда узнаёшь про всё это. Ещё раз убеждаешься, что «феномен», о котором говорил мой дед, случался не так уж редко. И, конечно, не только в России, но и во многих других странах. В том числе, и на моей новой родине. В Германии. Впрочем, это особый разговор, так как Катастрофа европейского еврейства в XX веке явно выходит за рамки погрома.

После погрома

 

 

1 комментарий

  1. David Aronovich's Gravatar<cite class="commenter fn n">David Aronovich</cite>

    9 октября 2020 at 8:03 | Permalink

    У нас, уважаемый Лев, в Украине, примерно в то же время (90-91 год) тоже упорно муссировались слухи о том, что УНА (Украинская Национальная Ассамблея основанная в 1990 г. Юрием Шухевичем) будет осуществлять еврейские погромы.
    Причём слухи эти подтверждались и властями но не в прессе а на партийных собраниях например, где членов партии предупреждали чтобы они, если у них есть еврейские родственники, обеспокоились их сохранностью.
    То, о чём пишете вы и то, о чём написал я, говорит о том, что эти слухи распространялись централизовано и в каждой республике привязывались к местным условиям. В Украине, например, это привязали к УНА, наследнице ОУН, а у ОУН (Бандера-Шухевич) сами знаете какая была репутация.
    Погромы не произошли, сейчас-то мы знаем об этом наверняка, но тогда в них реально верили обе стороны, и потенциальные жертвы и потенциальные погромщики.
    Мне, волей случая, довелось побывать на планировании одного погрома, меня привёл туда мой хороший товарищ, полтинник. Того что я иудей никто кроме него не знал а внешность у меня вполне европейская потому и догадаться не могли. Завтрашние погромщики планировали кого и как из знакомых им жидов они будут убивать после того, как будет дана официальная отмашка, товарищу же моему было заявлено, что его спрячут от других погромщиков. Всё это были его друзья детства и приятели по району, мне они тоже были знакомы как и я им. Все мы тогда были более-менее молоды.
    Что касается Беларуси, то по сии поры бытует миф о том, что в Беларуси нет юдофобии, тогда как в Шоа Беларусь, Западная Беларусь, была точно такой же юденфрай как и Западная Украина а все штетлы Беларуси были сожжены. Официальная советская историография превратила сожжённые штетлы в сожжённые вески а погибших иудеев в «каждого четвёртого убитого беларуса».
    Беларусские иудеи таки да были гражданами Беларуской ССР, поэтому сделать это было несложно.
    Можно, разумеется, сказать о том, что когда же та Шоа была а сегодня не Шоа, сегодня всё в порядке и юдофобии в Беларуси нет, однако битва за Куропаты, например, это сегодня а если зайти в беларуские инетные битвы вокруг Куропат, то мегатонны юдофобской ненависти в них содержащиеся сомнений в том, что юдофобия из Беларуси никуда не ушла, сомнений не оставят.
    ОУН/УПА были извечным врагом Кремля, поэтому в описании их зверств в отношении «мирных советских граждан» (украинцы-то знали кого именно убивали «бандеровцы»), Кремль на краски не скупился и делал это регулярно и планомерно, беларусы же были свои, советские, поэтому о том, что они принимали активное участие в массовых убийствах «мирных советских граждан» в советской историографии не было (а в российской и беларуской и по сии поры нет) сказано ни слова.
    В Беларуси, с учетом областей, входивших в состав БССР накануне войны (включая Белостокскую область) погибло, по подсчетам Э. Г. Иоффе, 946 тысяч иудеев, из них 898 тысяч непосредственно в результате «окончательного решения еврейского вопроса» и 48 тысяч — на фронтах (Iофе Э. Колькi ж яэрэяу загiнула на беларускай зямлi у 1941-1945 гг. // Беларускi гiстарычны часопiс. Мiнск, 1997. №4. С. 49-52.).
    Р. Хилберг оценивает потери иудеев в 1 миллион человек (такая же цифра фигурирует в Энциклопедии Холокоста) (Hilberg R. The Destruction of the European Jews. Revised and Definitive Edition. N.Y.-L., Holmes and Meier, 1985. P. 767; Encyclopaedia of the Holocaust. Ed. by I. Gutman. Jerusalem, 1990. V. 1-4.).
    В Западной Беларуси было убито 99,9% иудеев.

    К сожалению история Шоа на временно оккупированных территориях СССР не исследовалась но отрицалась или, при невозможности отрицания, фальсифицировалась и продолжает фальсифицироваться – на Западе о Шоа на временно оккупированных территориях СССР знают хорошо (во всяком случае историки и исследователи Шоа) и в подробностях, в СССР же и пост СССР не знают практически ничего или знают не только неполно но и искажённо.
    Вы хорошо осветили погромные, юдофобские вещи в Российской империи, уважаемый Лев, так оно в общем и было. У нас, в Украине периода СССР, тоже такого хватало, в смысле не погромов но погромных настроений прорывавшихся регулярно то тут то там, то в том то в этом, а в среде детей и подростков это выражалось и в конкретном мордобое и даже в убийствах на почве народных юдофобских традиций.
    Хочу добавить то, что всё это зиждилось и поныне зиждется на православии – вся культура, традиции и устои славянских народов бывшей РИ зиждутся на православии которое в РИ и РФ являлось/является основной официальной религией а в СССР хоть официальной религией Союза и не являлось но ментальность на ней всё равно зиждилась.

    Америка? Может быть и к лучшему, что вы не в Америке? Кто знает, какая будущность у иудеев в Америке? На сегодняшний день похоже на то, что американские иудеи самоассимилируются, а это sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности, мы ведь вечный народ) не является зэер гут для народа. Вышние силы нас как народ сохранят, это не обговаривается, но и мы же им мешать не должны.