Никто не забыт...

На модерации Отложенный

Никто не забыт и ничто не забыто! Слова, произнесенные поэтессой-блокадницей Ольгой Берггольц, стали многократно повторяемым лозунгом, символизирующим обязанность общества хранить и уважать память тех, кто пал жертвой военных невзгод.

 Как это реализуется ныне – в передаче радио Эхо Москвы «Цена победы», прозвучавшей в понедельник 20 декабря http://echo.msk.ru/programs/victory/735136-echo/.

Цитата из передачи: «В Пскове построили жилой квартал, многоэтажки для военных из псковской десантной дивизии, многие уже там сейчас живут. Комфортные квартиры, как написано в статье Юлии Кантор, для офицеров и их семей, которые, понятное дело, всю предыдущую жизнь мыкались по общежитиям, баракам и гарнизонным коммуналкам. Они получили эти квартиры в рамках программы по улучшению жилья. Скоро должно быть построено еще 2 многоэтажных дома, часть квартир в них займут военные, в остальные вселятся гражданские лица, которые вложились в это строительство на коммерческих условиях. Но! До войны на этой территории был военный городок, и, в принципе, известно и есть даже обелиск в этом месте, на котором написано – и это самое главное, вот сейчас это самая важная часть этой истории – что на территории этого военного городка во время оккупации Пскова с 1941-го по 1944-й год было уничтожено фашистами в концлагере, обратите внимание на эту цифру (это не опечатка и не оговорка), она такая и есть, 75 тысяч человек военнопленных и мирных жителей. Вот эти 75 тысяч человек находятся ровно в этом месте, где сейчас в центре современного города Пскова строится новый жилой комплекс. Вот.»

Если бы это не было правдой, трудно было бы себе такое представить. Квартал жилых домов, возведенных на трупах соотечественников!

Это ли не преступление против совести, национальных обычаев, православных традиций, наконец?!

Ведь те, кто выдавал разрешение на отвод земельного участка на строительство, не могли не знать о том, что на нем находится! Строительству предшествовали проектно-изыскательские работы: любопытно было бы взглянуть на результаты обследования грунтов для расчетов фундаментов зданий – к какой категории отнесены проектировщиками основания, состоящие из земли, перемешанной с человеческими костями…  Строители, выполнявшие работы по укладке фундаментов, прокладке коммуникаций, вместе с комьями земли выбрасывали наверх кости и черепа, которые просто вывозили на свалку… Хотелось бы спросить у них, что они испытывали при этом?

Можно понять то, что после завершения войны выросло уже несколько поколений людей, знающих  о ней лишь по рассказам и кинофильмам. Но ведь почти нет семьи, в которой  не было бы деда или прадеда, погибших или без вести пропавших на войне, и чем объяснить отсутствие у потомков уважения к памяти предков, павших на той страшной войне?.

На территории жилого квартала из земли вымываются кости незахороненных, и несмышленыши-дети играют в футбол черепами – не черепами ли ваших дедов, потомки пропавших без вести солдат войны?.

Меня давно уже не удивляет цинизм и равнодушие наших власть имущих. Недавно собирались правители Санкт-Перербурга строить мусороперерабатывающий завод на Невском Пятачке, где на каждом кВ. метре по два солдатских трупа; слава Богу, возмущение общественности привело к остановке этого намерения.

Государство расходует сотни миллиардов на престижные стройки в виде зимней олимпиады на черноморской ривьере или моста на Русский остров во Владивостоке, на десятки роскошных резиденций высокопоставленных правителей государства и регионов и не находит ничтожных, по сравнению с этими затратами, средств для финансирования работ по поиску и перезахоронению десятков тысяч неизвестных солдат, оставшихся на местах былых сражений.  

Мне представляется, что Псковская история, рассказанная в упомянутой передаче, - позорное пятно на репутации посковских региональных и российских властей.

Какие меры следовало бы предпринять, чтобы накануне 70-летия начала войны побудить наши власти предержащие бережно относиться к памяти павших в ней неизвестных солдат?

"НИКТО НЕ ЗАБЫТ ?"

(О. Петров)

"Никто не забыт и ничто не забыто".
Но как же понять тебя, Родина-мать?
В час трубный ты нас позвала на защиту
И с верой в тебя мы ушли воевать.

Мы сделали все, что смогли, как сумели.
Мы преданы были тебе до конца.
Иные из нас полюбить не успели,
А кто-то оставил детей у крыльца.

Теперь мы лежим по лесам и долинам,
Нас много в селениях, в топях болот.
Родная, очнись! Каждый был тебе сыном.
Неужто устала от прежних забот?

Лежим? Нет, мы даже сейчас атакуем,
Землею хрипим, забивающей рот.
И, ржавые стиснув винтовки, воюем,
И матерно кроет опять пулемет.

Но, Родина, нет! Ведь не ты нас забыла
И нет для тебя неизвестных солдат.
То люди не помнят о наших могилах,
Хоть скорбь напуская, у гроба молчат
.

"Никто не забыт и ничто не забыто".
Картофель растет хорошо на костях.
Вы ешьте. Теперь не нужна их защита.
Но, вспомните, вспомните вы о бойцах.

Об этой «стройке на костях» можно прочитать в статье А. Старкова «Концлагерь Шталаг 372 - стройка или зона памяти?» museum.fondpotanin.ru