НЕ В ИНВЕСТИЦИЯХ МОТИВ!
На модерации
Отложенный
Доктор экономических наук Олег Черковец:
И поскольку, никаких даже робких изменений в либеральной политике невмешательства государства в важнейшие экономические процессы мы до сих пор не видим, то всесильные посредники могут уже в сентябре начать «подтягивать» цену буханки под будущее повышение. Относительно ослабления рубля тоже, в принципе, всё понятно. Лишь 23 августа, когда курс нашей национальной валюты превысил отметку в 69 рублей за доллар, Центробанк РФ объявил о прекращении значительных (!) закупок валюты для Минфина. А до того неужели же профессиональным финансистам не было понятно, что в условиях надвигающихся американских санкций валютные спекулянты усилят атаку на рубль?!.
Собственно говоря, в настоящей экономической науке, среди учёных (а не шарлатанов ВШЭ) давно уже сложился консенсус оценки экономических рычагов либерального правительства. В разной форме, но неодобрение, выражают эксперты всех направлений.
Как сетует Черковец:
«…согласно обнародованному в конце июля прогнозу Всемирного банка, такой рост может оказаться самым низким среди всех восточноевропейских стран и бывших союзных республик СССР».
Мы это выражаем короче: «если ничего не делать – то ничего и не будет сделано». Экономика развивается там, где её развивают. Ждать, пока она сама разовьётся, ни с того, ни с сего – всё равно, что сидеть на стройке и ждать, пока дом сам построится. Или что на кладбище самолётов ураган соберёт новенький лайнер из обломков старых крылатых машин…
С точки зрения О.Черковца:
«...главная причина — в продолжающемся отсутствии масштабных и долгосрочных инвестиций. Без них не обеспечить обновления ни оборудования, ни инфраструктуры, а они у нас во многих отраслях находятся в удручающем состоянии. Но в условиях накатывающих одна за другой волн американских финансовых санкций активность иностранных инвесторов по понятным причинам затухает. С другой стороны, и отечественные капиталы без необходимого импульса не спешат ссориться с заправилами крупнейшей экономики мира. Поэтому таким стимулом, сигналом российскому бизнесу могут стать только государственные инвестиции.
Именно поэтому в который раз вынуждены говорить: выход — в срочном принятии государственной программы инвестирования в экономику и использовании в качестве локомотива федеральных средств на «точечных» направлениях. Однако проходит месяц за месяцем, а мы ни о чём подобном так и не слышим. Судя по всему, не услышим и в начавшемся сентябре, поскольку никаких подготовительных шагов до сих пор не предпринято.
Между тем средства имеются. По данным Минфина США за июнь 2018 года, вложения России в американские гособлигации стабилизировались на отметке чуть ниже 15 миллиардов долларов. Это означает, что за предыдущие месяцы наша страна вывела с финансового рынка столь ненадёжного партнёра свыше 81 миллиарда долларов. Сумма для масштабов российской экономики немалая — по среднему курсу превышает пять триллионов рублей. Но мы вынуждены вновь повторить вопрос: а где на столько месяцев заблудились эти десятки миллиардов долларов?
Происходит потеря столь необходимого темпа. Ведь одно только объявление на уровне Правительства о планах использования этих средств на конкретные экономические и социальные проекты могло бы подстегнуть инвестиционную активность хотя бы в последнем квартале нынешнего года, что непременно отразилось бы на итоговых экономических показателях. Но сентябрь уже начался, а никаких подобных объявлений как не было, так и нет».
В этой развёрнутой цитате есть внутренняя логика. У РФ есть деньги. Она их на себя не тратит. То она их тратит на нужды США (спасибо Кудрину!) – то, вроде бы, якобы, на нужды США перестаёт тратить. Но всё равно – на себя не тратит. Вопрос же не в том, подкармливать США или не подкармливать. Вопрос в другом – когда и как потратить колоссальные средства на Россию?
И всё же рискну поспорить с очень уважаемым мною автором. Олег-джан, «специалист подобен флюсу», он видит всё в рамках своей дисциплины, и порой не замечает междисциплинарных исследований. Ваша внутренняя логика всё же не полна.
Инвестиции есть ответ «на что» построить объект. На какие шиши построить нечто. Чем оплатить труд строителей этого нечто. Подразумевается, что это нечто позарез нужно, но только строить его не на что.
И это вопрос инструментальный. Вопрос – кто и чем будет кормить строителей объекта.
А есть ещё вопрос кводоментальный[2]: а нужен ли сам объект? Чем он поможет стране, когда будет достроен?
Экономика РФ (и в ещё большей степени её малых союзников) сегодня построена «на слив». Сколько не поливай выпуклый грибок над песочницей – всё равно вся вода стечёт в песочницу. Разве что чуть-чуть увлажнит поверхность, прилипнув к крыше, но это мелочи.
Экономика, заложенная преступными деяниями Ельцина и Гайдара – деньги отталкивает, как крыша выпуклого грибка. При сильном ливне (высоких ценах на нефть) – она станет влажной, но и всё. Там нет ёмкости для накопления влаги. Всё сливается и стекает.
О.Черковец справедливо спрашивает – где «потерялись» выведенные из госдолга США 5 трл рублей. Но они же не одни потерялись. Кроме них, есть вполне инвестиционные 1 трл 400 млрд рублей бюджетного профицита в 2018 г. А ещё есть колоссальные средства на рублёвых депозитах в российских банках – вклады граждан и организаций, которые не имеют фантазии, куда вложить прибыль, кроме как на депозит.
То есть, если вы считаете, что деньги – инструмент, запускающий переработку даров природы в фабрикаты, то инструмент этот раскидан повсюду. А чего не хватает омерзительной гайдарономике? Не хватает кводомента, целесообразности вложений. Отдачи от вложений.
Пухнут депозиты (и валютные и рублёвые) – потому что граждане и организации не рискуют инвестировать в живое дело. Нет живого дела. Мёртвая рента с депозита больше, чем живой предпринимательский доход от вложений в реальный сектор. И предприниматель стремится не деньги найти для бизнеса, а наоборот, вынуть из бизнеса деньги, сколько получится, и разместить на депозите в банке.
Завод не то, что не может наращивать производство. Ему незачем наращивать производство. Распродав произведённое, он торопится оформить ренту чисто-спекулятивного дохода.
Проблема в том, что мировой рынок расширенного воспроизводства уже сложился на планете. И на нём можно купить всё. И практически в неограниченных количествах.
Чтобы это было более понятно, приведу бытовой пример: раньше мы все дома лепили пельмени.
Это был такой семейный обряд, очень милый, семья общалась, делилась опытом, сплачивалась. А сейчас – времени у людей куда меньше, обстановка гораздо более нервная, а покупные пельмени на любом углу. И большинство семей перестало лепить пельмешки. Их стали покупать расфасованными…
Теперь вы приходите и говорите: семья перестала лепить пельмени, наверное, ей инвестиций не хватает: не на что купить тесто, фарш, перчик, лавровый лист и всё такое прочее… Вы даёте семье инвестиции (деньги) – а семья, с благодарностью, конечно, идёт в магазин и на ваши деньги покупает готовые пельмени. Ей так удобнее. Деньги у них есть (вы дали), а возится с собственной лепкой неохота.
То же самое касается домашних солений, варений - ими занимаются уже только "староверы"...
Вы удивитесь, но национальное производство строится на тех же самых принципах. Зачем человеку с деньгами самому делать то, что можно легко купить на стороне? Бедствия же человека без денег – никого в рыночной экономике не волнуют (в этом её главный цинизм). К тому же без денег он всё равно не начнёт лепить пельмешки сам: и мука, и фарш тоже денег стоят, как и готовая упаковка. Нет денег – нет фарша. Дали денег – он купил не фарш, а сразу готовые пельмени…
Кводоментация – важная часть экономической науки.
Человека нужно не только снарядить для дела (дать кузнецу брус металла и молот), но и мотивировать. Я – небогатый человек, однако даже я легко смогу купить тысячу кирпичей и сложить из них столб на своём приусадебном участке. Но я это, вполне доступное мне дело не делаю – потому что не понимаю: зачем это делать? Ну зачем мне посреди участка кирпичный столб?!
Переходим к проблемам национальной экономики.
Для того, чтобы страна делала автомобили, нужно, чтобы в стране были деньги, а автомобилей не было.
-Если нет ни денег, ни машин – говорить не о чем: Сомали получится.
-Есть есть и деньги, и ввезённые из ФРГ машины – тоже говорить ни о чём не получится.
Деньги будут потрачены не на строительство автозавода, а на покупку импортных автомобилей. Поэтому единственная ситуация, при которой развивается отечественное производство – когда деньги есть, а машин нет. Люди с деньгами пристают к предпринимателю:
«Продай нам машину! Ну продай нам машину! Хочешь – с переплатой, но продай!»
Получая такие заявки в большом количестве, предприниматель строит автоконцерн и производит там аавтомобили. А если у него есть доступ на мировой рынок – то он не будет строить автоконцерна.
Он откроет автосалон или мастерскую отвёрточной сборки. Будет брать у людей с деньгами деньги – и продавать им импортные машины: хотели-нате!
История распорядилась так, что на территории бывшего СССР нет ничего, нужного мировому рынку, кроме самого сырого сырья.
Сырьё – отдельная статья, его больше не становится, и потому его ищут всегда и везде. А вот любая обработка сырья находится давно уже за пределами б. СССР.
У наших обрабатывающих производств нет ничего, что нужно было бы мировому рынку.
А у мирового рынка есть всё, что нужно нашему потребителю.
Чего бы душа не пожелала у недоумка, продавшего сырую нефть по ценам лондонской биржи (свою цену назначить не умеет) – всё уже ему несут импортёры, причём с «откатами» за то, что обратился именно к ним, скидками, бонусами и в привлекательной упаковке.
И проблема не в инструментальной роли инвестиций, а в кводоменте для производителя.
Зачем здесь ставить в чистом поле с ноля производство тапочек? Что, китайцы и турки мало тапочек шьют? Или дорого их продают?! Продавать дешевле, чем у них – это ниже себестоимости будет.
Вот и получается, что производитель отказывается ставить новое производство. И сокращает старое.
Те, у кого нет денег на готовые пельмени – не имеют денег и на фарш для лепки пельменей.
А те, у кого есть деньги на фарш – имеют деньги и на готовые пельмени.
Круг замкнулся. Ельцин и Гайдар столкнули мать всей Евразии, Россию (без которой все народы Евразии – сироты), в этот замкнутый круг, как под поезд с платформы сталкивают…
Но выход есть. Выход заключается в последовательном и поступательном импортозамещении.
А для этого нужно, опираясь на силу государства (иначе никак не получится) – удалить с рынка продукты чужой фабрикации.
Без этого собственная фабрикация даже не начнётся! Население РФ – 140 млн., с союзниками будет миллионов 200… Да хоть триста! Для мировой фабрики (одного лишь Китая, не считая других) – снабдить на таком демографически малом пространстве всех платежеспособных всем потребным – раз плюнуть!
Миллиарды жителей планеты видят русских лишь в роли поставщиков сырья, и больше ни в какой. А как русские ослабеют, расслабятся – то и сырьё у них отнимут, к бабке не ходи! Миллиарды скорченных над верстаками рабочих планеты Земля бьются в лютой конкуренции за сбыт своей продукции.
Чтобы свободно конкурировать с малайцем – нужно загнать свой народ в такую лютую нищету и безысходность (согласие работать за миску лапши иначе не обретается) – что и говорить нечего.
У мира есть все товары, кроме сырья. По щелчку пальцев эта совокупность ширпотреба всех видов ломанётся через любую границу, сметая всё на своём пути.
- Что у вас, нефть? Газ? Руды? Лес-кругляк? Пресная вода? Милые, да зачем вам руки-то марать?! Вот вам машины, телевизоры, телефоны, компьютеры, да и дворы вам таджик выметет… Кушайте, милые, и не забывайте трубопроводы наполнять…
А когда разжиреете так, что с кресла встать не сможете – тогда те, кто с улыбкой подносил вам тапки, пульты любой техники и мёл вам дворы – ножиком собственного производства перережут вам горло… Понимаете, собственного! У вас же ничего не делается, в том числе и ножей…
На мой взгляд – чем он и отличается от взгляда уважаемого О.Черковца – главная проблема нашей экономики не в отсутствии инвестиций. Отсутствует кводомент, мотивация для расширения производства отсутствует.
Вначале нужно создать сбыт отечественному производителю – и только после этого возникнет отечественный производитель.
А инвестиции? Инвестиции он для себя найдёт… Лишь бы овчинка стоила выделки!
Комментарии
Есть крайне простые и эффективные инструменты.Это таможенные пошлины.И даже в условиях ВТО(которую надо покидать) , используя свою антимонопольную и судебную службы этим инструментом и надо регулировать, то самое поле импортозамещения.
В общем, соглашусь с тем, что правительство наше не просто неумелое, оно абсолютно профнепригодно.