Кельн - римский город на Рейне
На модерации
Отложенный
Настоящая вода из Кельна
Вы удивитесь, но с городом Кельном вы соприкоснулись еще в детстве, когда впервые услышали или прочитали слово «одеколон». Eau de Cologne, в переводе с французского значит «вода из Кельна». Так когда-то была названа парфюмерная продукция, созданная Иоганном Марией Фариной триста лет назад и получившая свое имя в честь города, в котором поселился этот отпрыск старинного рода известных итальянских парфюмеров. «Аромат моей новой душистой воды напоминает весеннее утро в Италии после дождя - апельсины, лимоны, грейпфрут, бергамот, цедрат, цветы и травы моей родины», - так охарактеризовал свое детище Фарина в письме к брату.
Собственно, «вода из Кельна» создавалась прежде всего в лечебных целях, а не как благоухание. Несколько капель на стакан воды излечивали, например, головную боль. По сведениям историков Наполеон для поддержки бодрости и здоровья выпивал в месяц до 60 бутылочек «воды из Кельна». Производство этой парфюмерной продукции и по сегодняшний день продолжается на той же самой улице, где когда-то Фариной была создана его мануфактура. Дело ведет Иоганн Мария Фарина - потомок первого кельнского Фарины в восьмом поколении.
Гуляя по Кельну вы постоянно будете видеть в киосках и магазинах «настоящий кельнский одеколон» во флаконах различной величины, с бирюзово-зелеными этикетками. Не спешите его покупать, не смотря на то, что этикетка гордо гласит «настоящая вода из Кельна». Это - подделка, которой, правда, тоже лет эдак двести. Когда-то производство «воды из Кельна» перекочевало в Париж, затем опять вернулось в Германию, но уже в качестве другого запаха, практически не схожего с первоначальным ароматом. Чтобы увеличить число продаж, недалеко от дома Фарины была открыта еще одна мануфактура по производству «настоящей воды из Кельна», в состав которой вошли более дешевые ингредиенты. Вторая «настоящая вода» отличается от первой не только запахом, но и формой флакона и этикеткой. Первая «настоящая» продается во флаконах с длинным, изящным горлышком и белой этикеткой с надписью «Оригинал». На этикетке изображены красный тюльпан, факсимиле росписи Фарины, адрес мануфактуры и год создания - 1709. За триста лет существования дизайн этикетки не изменил ни формы, ни содержания.
Этикетка второй, «настоящей воды» - бирюзово-зеленого цвета с цифрами 4711. Эта марка известна в мире более, чем оригинал - изысканный аромат Фарины. Именно ее во времена оккупации французскими войсками Германии развезли по всему миру солдаты Наполеона. Кстати, названию «4711» одеколон также обязан французам, которые ввели нумерацию домов в Кельне. Дом, где находилась мануфактура второй «настоящей воды», получил номер 4711. Эти цифры и перекочевали на этикетку.
Первую, историческую «воду из Кельна» можно купить только в «Доме Фарины», расположенном напротив бывшей кельнской городской ратуши. На фасаде здания ратуши, в длинном ряду каменных фигур влиятельных людей города, оставивших свой след в его истории, есть и изображение Фарины, который строгим взором наблюдает за порядком в своем производстве. Кстати, архив этого предприятия уникален. Когда-то основатель мануфактуры завел специальные реестры, куда вносились все происходящие здесь купли-продажи. Эта практика существует в доме Фарины и по сей день. В числе покупателей – королевские особы, артисты, писатели и политики с мировыми именами. Впрочем, флакончик Фарины доступен не только людям с хорошим доходом. Цена самого маленького, тоненького и плоского из них, похожего на прозрачный леденец и вмещающего всего несколько капель - три евро. Запах кельнской воды из дома Фарины - свежий, весенний, но держится, к сожалению, недолго.
Вода из Кельна – хороша!
Как вы уже поняли, к воде в Кельне - особое отношение. Даже если она не парфюмерная, а просто течет из крана или капает с неба. O lieber Jot / Gib uns Wasser! / Wasser von Kolle ist jut! – поет на кельнском диалекте популярная в Германии музыкальная группа «Black fooss». О Боже наш! / Дай нам воды!/ Вода из Кельна – хороша!
Кельнцы - веселый народ, они просят у Бога то, чего здесь и так в изобилии. Дождит не переставая, невзирая на времена года, которые сменяют друг друга здесь как-то незаметно. Зима-весна-осень-лето, зима-весна-осень-лето. Смену сезонов можно отследить по ухоженным городским клумбам и маленьким огородам домовладельцев, где высаживаются цветы по сезону – весенние, летние, осенние и даже зимние – вечнозеленые кустики. Времен года в Кельне, впрочем, не четыре, а пять!! Пятым сезоном называют время карнавала, которое по многовековой традиции начинается 11 ноября, в 11 часов 11 минут по местному времени и продолжается до февраля. Эта замечательная традиция, распространившаяся сегодня по остальным регионам Германии, зародились именно здесь - на берегах Рейна. Поэтому кельнцы считают их карнавал самым «карнавальным». Но об этом чуть позже, вернемся к воде, только не парфюмерной, и не той, что капает с неба, а к водопроводной. Дело в том, что история города, его название, нынешний статус, вода и водопровод тесно переплетены в одном «флаконе».
Осколки древнего Рима на Рейне
Еще до рождества Христова в Германию вошли римские легионы, чтобы остаться здесь на долгие годы. В первом столетии нашей эры римляне построили военно-полевое укрепление в долине Рейна. Командовал этим укреплением полководец Агриппа - зять римского императора. У супруги Агриппы родилась дочь Агриппина. Когда девочка выросла, ее увезли в Рим, где она вышла замуж за императора Клавдия. Встав впоследствии у власти империи, Агриппина, как истинная патриотка (настоящие кельнцы другими быть не могут!), не забыла свое родное поселение и придала ему статус города. Так небольшое военное укрепление превратилось в город Colonia Claudia Ara Agrippinensium или CCAA, или просто Кельн – Колония, Колония на Рейне.
В третьем веке нашей эры римские градостроители соорудили в Кельне систему туннелей и резервуаров для снабжения города водой. Античные сооружения римлян были в состоянии доставить от 500 литров до1 тонны в день на человека чистейшей родниковой воды. Водопровод был протянут из местности Айфель, знаменитой своими лечебными источниками вулканического происхождения. Римский водопровод не имел кранов. Система работала безотказно – сколько вливалось, столько и выливалось. Была даже должность куратора вод. Вода считалась живой и божественной, с ней было связано множество религиозных представлений и ритуалов.
Некоторые историки утверждают, что римские водопроводы послужили одной из причин гибели великой империи. Водопроводы были построены из свинца – опасного для организма человека металла. Это, якобы и послужило причиной массового вымирания жителей Рима. Следует заметить, что ученый Брун обнаружил с внутренней стороны каждой трубы непроницаемый слой соединений кальция, который образовался благодаря воде, богатой кальцием. Это покрытие служило своеобразной защитой, предотвращающей проникновение в воду свинца из труб.
Целебная айфельская вода не принесла вреда римлянам в рейнской колонии . «Wasser von Kolle ist jut!“. В Кельне римляне построили две ветки – для привода и для отвода воды. Под старыми городскими площадями эта сеть сохранилась до сих пор. Некоторые участки подземного водопровода используются в современной городской сети водоснабжения.
Осколки древней культуры римлян встречаются во многих местах старого города. Архитектурные находки римского времени помещаются в римско-германском музее, который находится недалеко от железнодорожного вокзала. Окинуть взглядом римский период Кельна можно не покупая входной билет - стены музея прозрачны. То, что откроется взору заинтересованных посетителей в экспозициях музея - это ее величество История! Здесь расположены два главных сокровища кельнского собрания – гробница ветерана пятого римского легиона Поблиция (массивное сооружение из известняка высотой 14,6 метра) и всемирно известная «Мозаика Диониса». Это и есть начало начал, истоки города с двухтысячелетней историей.
Собор и реставрация навечно
История европейского строительства не знает более долгой стройки, чем возведение знаменитого кельнского кафедрального собора святых Петра и Марии. Он с самого начала был задуман как нечто грандиозное, особенное, захватывающее дух и заставляющее падать ниц религиозных паломников во все времена. Кельнский собор поражает и современного человека своими объемами, утонченной архитектурой и пластикой деталей.
Для человека из средневековья собор казался помыслом Божьим и делом рук дьявола одновременно. Существует предание, что архитектор собора продал душу дьяволу, который и помог создать чертежи. Правда, путем всевозможных хитростей горожан (кельнцы – народ смышленый!), душу архитектора удалось спасти. Иначе бы все мольбы, воздаваемые здесь, пошли бы, естественно, к черту. Но кельнцы и проект получили, и человека спасли. Вот так-то, знай наших! А собор, поражая, вдохновляя и заставляя падать ниц, не перестает с тех пор привлекать со всех сторон толпы туристов в славный Кельн, развивая инфраструктуру города.
Башни собора тонкими шпилями уходят ввысь, словно желая проткнуть небо и добраться до самого Бога. Стены снаружи словно обшиты каменными кружевами. Изумительна скульптурная пластика собора, каменная резьба, повторяющаяся от яруса к ярусу. Внутри собора холодно даже летом, лучи солнца, с трудом пробиваясь сквозь витражи, превращаются в спокойный дневной свет. Грандиозность внутреннего пространства собора ощущается не только благодаря внушительным абсолютным размерам, но и вследствие нарочитого перепада высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, также на разных уровнях расположены неф и хор. Сколько воздуха и пространства!
Стены, своды и пол собора выложены из серого рейнского камня. Две крутые винтовые лестницы - в 509 ступенек каждая - ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах, обрамляющих фасад башен. Отсюда, с высоты около 100 метров, открывается великолепная панорама Кельна и окрестностей.
Кельнский собор - это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей. Собор красив и величественен, холоден и неприступен, одним словом – святыня.
Он считается четвертой по значимости величиной религиозного мира. Дело в том, что здесь хранятся останки трех волхвов, тех самых, которые возвестили миру о рождении Иисуса Христа. После своей смерти они были похоронены в Иерусалиме, но благодаря активности слуг Христовых их останки оказались в Кельне. Крестоносцы, отправляясь в поход, прихватили мощи святых с собой и оставили в Милане. В 12 столетии в Милане вспыхнуло восстание против Фридриха 1, Барбароссы-рыжебородого, который в это время управлял этой частью Италии. Восстание было жестоко подавлено. Глава Милана был приговорен к казни. Но хитроумное вмешательство в это дело кельнского архиепископа (кто же еще, если не Кельн?) спасло высокопоставленного миланца от неминуемой гибели.
За свое личное спасение градоправитель отплатил самым дорогим, что имел – мощами святых – Бальтазара, Каспара и Мельхиора. В 1162 году они были перевезены в Кельн и помещены в саркофаг из золота, украшенного драгоценными камнями. Через сто лет для этой святыни было решено воздвигнуть соответствующий собор. Он строился с перерывами 700 лет, а в 1880 году, сразу же после окончания, уже начались реставрационные работы.
Стены собора сделаны из желтого песчаника, который легко подвергается пагубному влиянию влаги. Не только дожди, но и ядовитый смог большого промышленного города, а также постоянные вибрации (собор находится вблизи железнодорожного вокзала) неуклонно разрушают святыню. Кельнский собор постоянно окружен строительными лесами. Реставраторы меняют одну часть за другой, заменяя каменные украшения из песчаника другими, сделанными из трахита. На сегодняшний день модернизировано уже 30 процентов собора. Кельнцы шутят, что реставрация закончится только с концом света. Поэтому этот процесс приостанавливать никак нельзя.
Полметра пива
Христианство укрепляло свои владения, а народ требовал хлеба и зрелищ – усладой, оставшейся с языческих времен как церемония в честь древнеегипетского бога Осириса. В основе слова «карнавал» лежат два слова – «carno“ – «мясо» и „vale“ – «прощай». Начинается карнавал за сорок дней до Страстной недели. А апогея достигает в последний четверг перед Великим постом, в так называемый «бабий четверг». Власть в этот день отдается женщинам. Дамы всех возрастов и социальных слоев впадают в безудержное веселье сравнимое с безумством, как и предписывается вековым сценарием. Они врываются в здание городского правления, дурачась, переворачивают все вверх ногами, отлавливают мужчин, безжалостно отрезают им галстуки (символически кастрируя, лишая мужской власти) и смачно целуют, так, чтобы обязательно остался жирный след губной помады. Особенно в этот день достается градоначальникам. Как упустить такую возможность укоротить любимому шефу хотя бы только галстук! Дни и ночи напролет во всех пивных и ресторанчиках и барах гремит карнавальная музыка, пиво льется рекой, словно Рейн в период весеннего разлива.
Кельнцы предпочитают свое местное пиво - «кельш» - светлое, слабогазированное, которое подается в высоких стаканах по 200 грамм. Пить его из других стаканов – широких или больших, чем 200 грамм, не рекомендуется, так как оно быстро теряет свои вкусовые качества. На Старой площади города расположена пивная под названием Фрю (Fruh), которой насчитывается 700 лет. «Fruh“ - эта особая марка пива «кельш», которое здесь же и варится. Круглый день в этой пивной полно народу. Бармен, не глядя, наполняет две трети бокала, а затем ударяет стаканом о железную стойку, чтобы осела пена. Официантов, разносящих пиво, в Кельне называют "кебессе" (Kobesse).
Кебессе разносят пиво в полузакрытых, круглых алюминиевых подносах с ручкой, куда ставят "штанген" – так называются высокие и узкие бокальчики для кельнского пива. Счет ведется на литры и метры. Заказать полметра «кельш» в традиционной пивной – это не анекдот или завезенная русскими туристами и адаптированная мера для разлива другого, более крепкого напитка. Для удобства обслуживания больших компаний находчивые кельнские официанты изобрели особую форму подносов – деревянные доски различной ширины, с просверленными в них отверстиями под «бокалы штанген». Если вы пришли в кельнскую пивную с друзьями, официант окинув сопровождение наметанным глазом без обиняков спрашивает – принести полметра «кельш» или лучше сразу метр?
Жители других городов Германии «кельш» признают, жалуют, но предпочитают в этом не признаваться. В Дюссельдорфе, который расположен в получасе езды от Кельна, пьют уже другое пиво, считая «кельш» детским напитком. Впрочем, между Кельном и Дюссельдорфом во всем и всегда наблюдается разница мнений. Особенно, по отношению друг к другу. Те и другие недолюбливают друг друга, считая свой город и себя лучше, умнее, красивее...
Это соперничество – одна из излюбленных тем для карнавальных шуток и интермедий. «Viva, Colonia!“ – это, кстати, строчка из карнавальной песни, которую наши кельнцы обожают. А попробуйте крикнуть «Ура, Дюссельдорф!». Не звучит? То-то и оно. Кстати, название города Дюссельдорф произошло из двух слов «Дюссель» и «Дорф» и значит «деревня на берегу реки Дюссель». Ну, деревня и деревня... А у нас – Колония! Viva!
А может быть любовь придумали поэты...?
Кельн имеет нечто такое, чего нет у Дюссельдорфа - это ярко выраженный, насыщенный «голубой» мир – самую многочисленную в Германии общину гомосексуалистов и лесбиянок. В Дюссельдорфе, а также в других городах также проглядывается «голубизна», но куда им до Кельна! Это ведь не только парад гомосексуалистов, который проводится здесь каждый год, но и лояльное, даже дружелюбной отношение к представителям сексуальных меньшинств, а также их большое сосредоточение здесь. «Голубые» всей планеты тянутся в Кельн, организовывая свои клубы, общества, пивные, театры и увеселительные учреждения. Когда-то, в семидесятых годах, первые выступления гомосексуалистов носили социально-политический оттенок, сегодня они уже не борются за свои права, а просто наслаждаются жизнью и друг другом. "И это", - как сказал нынешний бургомистр Берлина, открыто заявивший о своей принадлежности к иной сексуальной ориентации, -" хорошо!"
Впрочем, Кельн знает примеры серьезных чувств между мужчиной и женщиной, в результате чего резко улучшилась экономика всего края. Речь идет о заводе «Форд», который, как утверждают, был построен Генри Фордом именно здесь, потому что в Кельне жила его любимая женщина. Это предание могли конечно придумать и кельнские женщины, мечтающие о принце на белом коне. Но как бы это ни было, а с завода «Форд», построенном здесь в 20-ые годы, началась автомобилизация всей страны. Здесь была разработана модель четырехтактового двигателья а первая модель немецкого Форда, произведенная в тридцатые годы, получила гордое название КЕЛЬН. Существуют еще одна грань «большой и серьезной любви». Кельн, как и всякий другой город, конечно же, имеет экономические проблемы. С января 2004 года власти города нашли еще один способ залатать бюджетные дыры – любовными услугами, предлагаемыми за деньги. Все жрицы любви сегодня обязаны выплачивать подоходный налог в городскую казну.
Официально в Кельне нет ни одного публичного дома. Есть заведения, являющиеся по сути борделями, которые здесь называются "общежитиями для одиночек". Кроме того, соответствующие услуги оказывают небольшие клубы-сауны и эротические массажные салоны. Сумма, которую жрицы любви вносят в городскую казну, равняется 2 миллионам евро. Вот, сколько «коровка» дает молока...
Шоколад или горчица?
Музейный мир Кельна – разнообразен. Помимо римско-немецкого музея, о котором уже говорилось выше, в Кельне есть множество других. Так, музей Вальрафа-Рихартца – это городское собрание предметов искусств, где находятся десятки тысяч картин и предметов старины, в том числе работы Штеффана Лохнера, позднего Рембрандта, Сислея и Ренуара. Впервые собрал коллекцию каноник Фердинанда Франца Вальраф. Он собрал предметы искусства, чтобы спасти их в первой половине девятнадцатого века, когда Кёльн находился под французской оккупацией, от мародеров и спекулянтов. Помещение для художественного собрания предоставил торговец Йоганн Рихартц. Так и возник музей Вальрафа-Рихартца.
Музей современного искусства назван в честь меценатов – четы шоколадных фабрикантов из Аахена Петера и Ирены Людвиг. Музей был основан в середине семидесятых и располагает обширной коллекцией поп-арта и немецких экспрессионистов.
В Кельне есть даже музей шоколада, по совместительству шоколадная фабрика, где производится сладкая продукция, а посетители могут еще раз убедиться, что шоколад растет на дереве. Во всяком случае, в Кельне. Его создатель – Ганс Имхофф, которого в Германии прозвали «шоколадным королем». Ганс Имхофф – известный предприниматель, владелец нескольких шоколадных фабрик. Его «сладкая империя», по оценкам экспертов, занимает шестое место в мире по объему производства среди себе подобных. В Кельне проводится кроме прочих и самая большая всемирная выставка сладкой продукции «ANUGA». Это дает все основания считать Кельн городом сладкоежек.
Хотя, если судить по популярности у горожан сатирического театра «Senfttoppchen“ («Горшочек с горчицей»), кельнцы больше любят пряности, чем сладости, а точнее, соленые, с перчиком шуточки на местном диалекте, которые тому же дюссельдорфцу и не понять. В театральной жизни города (а это филармония, театр музыкальной комедии, оперы, детские театры) особое место занимает народный театр комедии Миловича. В 1792 году его создал Михаэль Милович и с тех пор семь поколений этой самобытной семьи покоряют сердца кельнцев своим талантом.
Без флакона не разберешься
Сегодня Кельн - большой интернациональный город, крупной промышленный банковский и торговый узел, значимый европейский медиацентр. Его население превышает 1 млн. человек. В городе много высших и средних учебных заведений, университет, музеи, театры, художественные галереи.
Пятая часть населения – иностранцы. Самая многочисленная диаспора – турецкая. Много греков, итальянцев, поляков, арабов, выходцев из бывшей Югославии. Более 30 тысяч жителей Кельна – русскоязычные. Среди них и немцы-переселенцы и еврейские иммигранты. В Кельне большая еврейская община, причем, ей примерно столько же лет, сколько и самому городу.
Кельн по отношению к иностранцам – один из самых толерантных в Германии. Наверное, потому что здесь испокон веков селился и пускал корни торговый люд со всей Европы. Потому диалект, на котором здесь говорят – «кельш», представляет собой смешение многих языков - немецкого, французского, идиш, венгерского... Немцы из других местностей «кельш» понимают плохо, считая его ненастоящим.
Кельнцев это не смущает. Они гордятся своим собором и «настоящей водой из Кельна» - Eau de Cologne! Ну и что, что с многочисленными дубликатами? Первая «оригинальная», вторая «настоящая» - без флакона просто не разберешься...
А еще в Кельне настоящие – жизнерадостность, дружелюбность и открытость его жителей – потомков римских легионеров, итальянских купцов и французских солдат. Приезжайте в Кельн и вы убедитесь, что это на самом деле так!
Автор: Марина Шнайдер
© Все права принадлежат фирме IMPEXI Consulting Ltd.
Комментарии