Злата Прага, красавица Прага…

На модерации Отложенный

Заметки о Чехии, а скорее о себе через чешскую призму Жемчужина Европы – Прага. Она поражает туристов обилием памятников средневековой архитектуры практически всех туристов, попадающих сюда. Как, впрочем, и вся остальная Чехия, полная замками и средневековыми городками, кажется застывшими где-то в середине прошлого (второго) тысячелетия. Это просто замечательно, особенно, если смочить впечатления приятным чешским пивом. И ни у кого не возникает вопросов, а каким образом чехи смогли сохранить всю эту красоту до наших дней. Чехи не очень любят рассказывать о том, как же это им удалось, и для того, чтобы это узнать, надо достаточно глубоко зарыться в историю. Вот и, заинтересовавшись этим вопросом, мне довольно просто удалось найти ответ на вопрос: как это удалось. Здесь все просто – надо успеть вовремя сдаться на милость сильнейшего, но при этом, заручившись его обещанием ничего не ломать и рушить. У чехов это понятие называется «пиво и кепочка», то есть новый хозяин обещает заботиться о том, что его вассалы будут регулярно получать новую кепочку, символизирующую материальный достаток, и пропитание в должном объеме. А чешский обыватель не станет бунтовать против новых хозяев. Кстати, не удивлюсь, если Наполеон, придя в Россию, именно по чешскому опыту считал, что предложив русским условия лучшие взаимоотношений с хозяевами, чем была до его прихода, сможет заручиться гарантией покорности населения. Ведь чехи тоже славяне. Но вот найти те причины, которые породили эту систему отношений, оказалось гораздо труднее. Чехи, в общем-то, особо не прячут ничего из своей истории, но и говорить об этом не очень любят. А история проста и незатейлива, как история любого предательства. Начало, условно, можно отнести к временам гуситских войн.

Именно тогда чешские элиты предали свой народ, согласившись на присутствие католиков в своей жизни. Католическая церковь, к слову не смогла стать своей для чехов. И, немножко отклоняясь от темы, можно смело считать Чехию самой атеистической страной на сегодняшний день. Но вернемся к делам минувшим. Именно поэтому, последовавшие в 1620 году события на Белой горе, не привели к волнениям в обществе. А именно там была учинена расправа над остатками чешской элиты, которая пыталась отстоять национальные чешские интересы. Затем до начала двадцатого века в Чехии продолжали править Габсбурги, а роль национальной элиты выполняли немцы. И затем беспрекословное подчинение сильнейшему – сначала гитлеровской Германии, а затем Советскому Союзу, воспринималось чехами как само собой разумеющееся. Волнения начались только, когда Советский Союз ослабел, а чехи увидели возможность убежать к более сильному хозяину. Почему в начале этих заметок я написал о попытке посмотреть на себя через призму чешского опыта? А просто потому, что в нашей сегодняшней истории мы можем увидеть аналог чешским событиям четырехсот летней давности. В начале девяностых элиты предали свой народ, сделавшись надсмотрщиками очередных «немцев» над своим же народом. Выросло поколение обывателей, для которых гарантированные хозяевами «пиво и кепочка» составляют смысл жизни, и они с презрением смотрят на всех, кто пытается вытащить их из клетки. Ведь там вне хозяйской клетки подстерегает огромное количество опасностей, да еще и о пропитании придется заботиться самому. А посмотришь на чехов и … залюбуешься. В общем, классика жанра - сплошной А. С. Пушкин, "Капитанская дочка", Сказка об орле и вороне…