Существует ли "русская демократия"

На модерации Отложенный

Демократия это не просто власть народа, но и власть для народа!
Есть ли в России демократия? Существует ли «русская демократия», и что это такое?
Сегодня демократия это не самоуправление народа, а форма государственного устройства, способ управления государством и обществом, учитывающий мнение большинства населения.

Задача демократии и политической системы – выдвигать мудрых правителей. Потому что не мудрый правитель это гибель для страны и государства. Властители должны принимать законы, которые не мешают, но помогают людям жить.

Рост протестного поведения людей во всех странах мира показывает – налицо кризис демократии!
Сегодня мы вступаем в новый период – ПОСТдемократии! – Во всяком случае так считает профессор социологии Колин Крауч (Уорикский университет, Великобритания). Он полагает, что распространение глобального капитализма привело к возникновению замкнутого политического класса, больше заинтересованного в создании связей с влиятельными бизнес-группами, чем в проведении политических программ, отвечающих интересам простых граждан.

Писатель Дмитрий Быков считает, что демократия это когда народ существует сам по себе, а власть сама по себе, когда власть не мешает народу жить, некая взаимная автономия власти и народа.
Но демократия это именно управление!

Режиссёр Андрей Кончаловский отстаивает представление о демократии как взаимоотношениях индивида с властью. Надо сказать, что оба мнения имеют мало общего с классическим определением демократии как «власть народа».

Классическая афинская демократия зародилась в автономных городах-государствах, как выражение определённого социального устройства – наличия свободных и равных в своих правах граждан греческого полиса. Трудно представить себе образование демократии в монгольских степях при Чингисхане или древнем Египте при Рамзесе II.

Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» обращал внимание на необходимость учёта географического фактора при анализе исторических событий, в том числе и формы государственного устройства.
В одних условиях лучше демократия, в других условиях наиболее оптимальной формой государственного устройства является авторитарная монархия.

Россия – государство с самой протяжённой территорией от анклава Калининграда до Камчатки. И представить, что столь удалённые территории с весьма специфическим населением могут управляться по единому образцу, просто невозможно.

Везде разные условия жизни. И потому не может быть одной универсальной модели демократии, применимой как для мегаполиса Москвы, так и для оленеводов Чукотки.
Поэтому форма управления меняется в зависимости от географии места, культуры, традиций и даже религии. Поэтому демократия в разных местах специфическая.

Специфика «русской демократии» в том, что самоуправление коллектива сочетается с назначаемым сверху начальником. Демократия в России всегда назначалась сверху, а не снизу.

Ныне власть в России называют авторитарной. Но дело в том, что география нашей страны требует авторитарного управления. Иначе страна развалится. Поэтому вертикаль власти необходима!

Вертикаль власти не прихоть президента, а жизненная необходимость удержать столь удалённые территории (и даже анклавы) от естественных центробежных тенденций. Поэтому центральная власть в России должна быть сильной и подчинять местное самоуправление.

Режиссёр Андрей Кончаловский считает, что демократия – это способ взаимоотношений индивида с властью, учёт властью прав и свобод личности. Но возникает вопрос: интересы отдельной личности важнее интересов большинства населения?

В западной модели демократии права личности как бы важнее интересов государства; в восточной модели – наоборот: жизнь индивида подчинена машине государства.

Демократия – это власть большинства, где интересы большинства важнее свободы личности, а мнение большинства важнее интересов личности.

Известен принцип: чтобы спасти большее, нужно пожертвовать малым, чтобы спасти многих, нужно пожертвовать одним.
Известно, как афинская демократия обрекла на смерть своего выдающегося гражданина – Сократа!

Жизнь отдельного человека важнее интересов государства, даже если этот человек Сократ?

Писатель Дмитрий Быков считает, что народ регулирует себя сам, что демократия есть народная форма самозащиты от государства.

Вообще-то демократия – миф. Самоорганизация была всегда. Российская крестьянская община была идеальной формой самоуправления, именно поэтому марксисты и видели в России зачатки коммунизма. Но при этом Россия была абсолютной монархией, абсолютно авторитарным государством.

Само понятие «народ» – это метафора. На самом деле есть люди, объединённые различными интересами: корпоративными, национальными, государственными.

Нужно создавать демократию сверху или не мешать народу формировать демократию снизу?

Вопрос в том, считает ли власть, что самоорганизация народа указывает лучший путь развития, и вообще, способен ли народ делать правильный выбор. Если исходить из того, что в России курят 80% населения, то принятие закона по борьбе с курением демократическим путём просто невозможно!
Нужно ли идти вслед за народом, или нужно вести народ?

Находясь «внизу», люди не могут знать и не должны понимать все тонкости международной политики, да им это и не нужно.
Другой вопрос, что законы нужно не придумывать (даже в Государственной Думе) и не навязывать к исполнению; законы нужно открывать, законодательно «асфальтируя» уже протоптанные людьми «дорожки».

Вопрос теоретический: законы должны формировать общество или законы должны закреплять сложившееся положение вещей? Ответ до сих пор дискутируется в научных кругах.
Дмитрий Буковский считает, что демократия в России неизбежна как общемировой путь развития.
Демократия более эффективная форма управления, поскольку обеспечивает лучшую коммуникацию между проблемами народа и государственной властью. Поэтому демократия неизбежна.

Демократия – это общество равных независимых состоятельных граждан. Демократия по западному образцу возможна лишь при наличии так называемого «среднего класса», который должен составлять не менее 2\3 населения.

Демократию можно определить как выборность власти.

Но демократия – это не выборы из нескольких альтернатив. Наличие выборов ещё не гарантирует выборность власти. Выборы-то были почти всегда, а вот выборности власти не было никогда!

Не надо идеализировать демократию. Она всегда была способом политической манипуляции. Манипулирование мнение масс было и во времена афинской демократии. Эклексия (народное собрание) была лишь ареной, на которой аристократические кланы боролись за свои групповые интересы.
Но сейчас, благодаря современным средствам массовой информации и достижениям в области психологии внушения манипулирование сознанием масс приобрело невиданный размах.

Власть для народа или народ для власти?
Власть не существует отдельно от народа. Власть существует для народа, даже самая тираническая!

Уинстон Черчилль считал демократию плохой формой правления, при том что есть ещё хуже.

Демократия должна быть управляемой! Впрочем, демократия, диктатура — нет разницы, это всё слова; главное — сохранить управляемость.

На недавней конференции «Дни петербургской философии 2010» член Совета Федерации профессор Ю.Н.Солонин высказал мнение, что в стране сложилась необычная ситуация управления – дуумвират. Создаётся впечатление, будто два человека приватизировали высшую должность в государстве, и они решат… Это несколько необычная ситуация. Причём мы понимаем, что другого решения общество, видимо, само не в состоянии принять…

Власть — это не власть авторитета, это сила страха. Чтобы было спокойствие, нужна сильная власть. Всегда находятся честолюбивые бунтари, мечтающие перевернуть мир. Власти без насилия не существует. Насилие — это плата за свободу! Без власти, без порядка люди перегрызут друг друга. Народу не нужна свобода, народу нужна власть!

На самом деле это власть зависит от народа, а не народ от власти. Даже самый отъявленный тиран думает об интересах народа. А если перестаёт думать, то его ждёт участь Нерона.

Интересы власти всё же как-то связаны с интересами страны, а значит и людей, именуемых пафосным словом «Народ».

Не надо демонизировать власть. Там сидят такие же люди, как и мы, только обличённые большей ответственностью. Я, например, учился в одно время на юридическом факультете с избранным президентом Дмитрием Медведевым, и хорошо помню его. Но лично я никогда не мечтал стать президентом, понимая, какая это большая ответственность.
Вообще власть – это огромная ответственность, а демократическая власть ответственность вдвойне!

Говорят, Президент иногда почитывает «Гайдпарк».
«Власть должна слышать то, что ей говорят граждане», – сказал недавно Президент Д.А.Медведев. – «Я считаю, что мы движемся в сторону прямой демократии… Сегодня демократия – это не только представительная демократия, когда кого-то избрали в парламент, например, или в законодательный орган того или иного субъекта Федерации. Это всё-таки непосредственное выражение людьми своего мнения. Тот, кто пользуется электронными средствами массовой информации, тот, кто использует глобальную Сеть, тот знает: зачастую мнение формируется в Сети. Оно может быть и абсолютно ошибочным. Но тем не менее оно формируется. Более того, в ряде случаев люди напрямую выражают свою позицию… Почему не представить себе, например, проведение даже тех же самых референдумов с использованием интернета, я уже не говорю об обычном голосовании за того или иного кандидата?»

Людям нужна не демократия, а хорошая жизнь. Другое дело, что хорошая жизнь лучше всего обеспечивается именно демократией.
Людям не важно, демократия в стране или монархия, главное, чтобы жилось хорошо. И никого не заставишь променять стабильно высокий уровень жизни в Шведском королевстве на нищету в демократической Зимбабве.

Демократия не есть панацея от всех бед. В условиях войны демократия губительна, и потому ограничивается законом даже в самых развитых странах. Известно, как негативно Черчилль отзывался о демократии. Также известно, что Гитлер пришёл к власти демократическим путём. Ещё Платон заметил, что диктатура вырастает из народного представительства (демократии), затем сменяется олигархией, затем снова демократия, затем опять диктатура.

Всякая форма государственного устройства является исторически необходимой. Республика в Древнем Риме закономерно сменилась императорским правлением в результате восстания Спартака.

Демократия возникает как потребность власти в участии народа в делах государства, особенно когда надо сменить один общественно-политический строй другим.
Но когда власть реально исполняла мнение большинства населения? Только когда ей было выгодно, она проводила референдум.

— Наш народ, к сожалению, не обладает достаточным образовательным и культурным уровнем и потому не может разобраться, кто есть кто. Он готов верить любой лжи, лишь бы не знать суровой правды.
— Не думаю. Народ — он разный и в массе своей не так глуп, как о нем говорят, и уж конечно, не стадо, каким его пытаются представить. Это отдельные правители могут ошибаться, но не народ в целом, потому что народ — это как река: им можно управлять, но невозможно исправить.
— Просто мы с правителями без конца играем “в кошки-мышки”: они пытаются обмануть нас, а мы — их.
— К власти должны приходить те, кто поможет людям найти лучший способ побыстрее преодолеть трудности. А в остальном народ своим умом проживёт, только не нужно ему мешать».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru