США смотрят на Восток, но им ничего не светит

На днях президент США Дональд Трамп написал в Twitter: «Дураки, которые смотрят только на Россию, должны начать смотреть в другую сторону — на Китай». К тому же, если внимательно читать американские газеты и просматривать телепередачи, то сразу обращает на себя внимание факт, что высказывания официального Вашингтона в отношении Пекина стали более конфронтационными и агрессивными. И это указывает на то, что сегодня именно Китай становится для США главным соперников в мире. Правда, перенос «основного внимания» на Китай в американской стратегии не означает, что следует ожидать улучшения отношения США с Россией.

Экономическая и геополитическая напряженность между Вашингтоном и Пекином явно обостряется. Так почему же Трамп вместо того, чтобы увязать в нежелательных конфликтах в Европе и на Ближнем Востоке, не предложит Путину некий альянс в Тихоокеанском регионе?

Во многом именно трения в отношениях с Западом подтолкнули Москву в сторону Пекина. Чтобы сменить дискурс, США необходимо сместить центр внимания в российско-американских отношениях с санкций на стимулы к сотрудничеству. Четыре года санкций мало что дали, настало время для чего-то нового.

Как стало недавно известно, во время своих нескольких встреч с Дональдом Трампом гуру американской дипломатии, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер советовал ему сотрудничать с Россией, чтобы противостоять возрастающей угрозе со стороны усиливающегося Китая. То есть фактически использовать ту же стратегию, что он разработал в 1960-70-е годы для сдерживания СССР, только наоборот.

По словам источников The Daily Beast, Трамп проявлял признаки интереса к стратегии Киссинджера и после начала своего президентства. Однако широкой поддержки в американских политических кругах стратегия «противовеса» Москвы Пекину пока не получила. Думается, что и в перспективе вряд ли альянс США с Россией против КНР возможен.

И тому есть ряд веских причин.

Во-первых, использовать схему Генри Киссинджера, разработанную им еще полвека назад, в нынешних условиях просто невозможно — уж слишком за эти годы изменились реалии современного мира. Взять, к примеру, тот факт, что в свое время США предложили тогдашнему китайскому лидеру Мао Цзэдуну выход из изоляции и военные технологии. Сейчас подобная постановка вопроса нереальна. Представить сегодня, что Соединенные Штаты станут предоставлять России высоко технологичную помощь и оказывать ей содействие в модернизации ее Вооруженных сил — это просто из разряда немыслимого.

Во-вторых, многочисленные противники Дональда Трампа внутри страны, т. н. «Вашингтонское болото», не предоставит ему ни единого шанса осуществить это на практике, поскольку антироссийские настроения в США по-прежнему сильны и нет признаков того, что в ближайшее время они ослабнут. Введение недавно американским конгрессом новых санкций в отношении России — наглядное тому доказательство.

Наконец, в-третьих, пожалуй, самое главное: Россия никогда не пойдет на сближение с Вашингтоном ради ухудшения отношений с Китаем — своим южным соседом, одна граница с которым составляет более 4 тыс. км, и к тому же стратегическим партнером. Не случайно ведь один из бывших сотрудников Белого дома не так давно заявил представителям СМИ, что «Россия и Китай активно взаимодействуют друг с другом, и это убийственная комбинация, когда они вместе».

Не случайно же глава российского МИД Сергей Лавров во время своего визита в Пекин в апреле этого года назвал партнерство России с Китаем «ключевым приоритетом внешней политики». Тогда он, в частности, заявил: «Россия и Китай должны и дальше реализовывать консенсус, достигнутый между руководителями двух стран, поддерживать друг друга и координироваться по международным вопросам, сообща охранять международное право и справедливые принципы международных отношений».