Повороты судьбы Фокса (Александра Белявского)
В советское время юные поклонницы оставляли у порога его квартиры цветы, писали письма своей кровью, трезвонили по ночам и шептали ласковые слова в трубку.
Небольшой, но запоминающийся эпизод в «Иронии судьбы...», а потом и легендарный советский блокбастер «Место встречи изменить нельзя» сделали из Александра Белявского настоящую звезду советского кинематографа.
Сегодня же от былой славы и красоты остался лишь призрачный след - судьба за долгую жизнь не раз проверяла знаменитого Фокса на прочность. Сначала он потерял одного за другим двух сыновей, потом на успешного актера валом набросились болезни: сначала капитально прихватило сердце, а затем стало еще хуже - мощный инсульт, частичная парализация тела и полная потеря речи. Александр Борисович давно не снимается, вместе с женой они живут на скромную пенсию актера и воспитывают семилетнюю дочку Сашеньку. Отцом Белявский стал в 71 год. Так как Белявский полностью потерял способность разговаривать, нашим «переводчиком» стала 34-летняя Надежда - дочь актера от первого брака.
- Как сейчас себя чувствует Александр Борисович?
- Спасибо, уже лучше. Три года назад когда папа только перенес ишемический инсульт, у него была парализована левая часть тела. Он не мог ходить, нуждался в постоянном уходе, был слаб и не разговаривал совсем. Сейчас отец путем титанических усилий вернул себе часть былой формы: он передвигается по квартире сам, без посторонней помощи, немного разговаривает. Правда, никто, кроме близких, его не понимает. Мы-то за многие годы привыкли и разбираем, о чем он говорит. Ничто, к сожалению, не проходит бесследно. У него поврежден мозг, есть очаговые поражения... Каждый год папа ложится в клинику патологии речи. Там же проходил курс лечения и Николай Караченцов. Врачи говорят, что полноценно речь к отцу больше никогда не вернется. Мы все, как можем, подбадриваем его. Я часто прихожу в гости к его второй семье, живем ведь рядом - в соседних домах. Когда я гуляю со своими детьми, то беру на прогулку и свою семилетнюю сестренку Сашу. Праздники тоже никогда отдельно друг от друга не отмечаем. У отца есть несколько верных друзей еще с молодости. Они приезжают домой, ездят с ним по больницам. Друзья по съемочной площадке у него может и были, но знаете, как сейчас: все люди занятые, и если человек болеет, то всем, как правило, некогда..
- Чем занимается Ваш отец сейчас?
- Папа не работает, живет на одну пенсию. Пока был здоров, о записях в трудовой книжке он не заботился, а к старости оказалось, что часть трудового стажа не подтверждена. Аукнулось ему это в старости, и поэтому пенсия у отца более чем скромная. Гильдия киноактеров один раз оказала материальную помощь, и все. На досуге отец любит разгадывать японские кроссворды. Через три недели после инсульта первым делом он вернулся к этому увлечению. Еще отец делает зарядку каждый день, старается вести здоровый образ жизни, следит за собой. До болезни он так не делал! Это колоссальное упущение, ведь если бы он хоть раз в год обследовался у врачей, возможно, мы бы предотвратили трагедию. Он бы и рад как можно больше помогать своей жене Людмиле, но некоторые движения ему до сих пор сложно делать. После инсульта у него еще плохо работает левая нога, папа прихрамывает, а к школе, где учится Сашенька, идти слишком далеко...
- Ваша сестренка родилась, когда отец был уже в преклонном возрасте?
- Никто не предполагал, что Сашенька родится, когда папе будет уже 71 год, а его жене Людмиле 53! Я помогаю им чем могу, иногда моя мама подключается, хотя ей психологически нелегко это дается - отец навсегда остался ее единственной любовью. Она так и не вышла замуж после развода с ним. Жить рядом, чтобы помогать друг другу,- это, скорее, его желание, а не ее. Квартира нам была уже куплена, деваться некуда, сами понимаете... Что касается меня, то никогда я не чувствовала острой боли, не считала себя брошенным ребенком, потому что папа был всегда рядом. Единственное - не хотела бы такой горькой участи своим детям. Несмотря на то что мои родители всегда сохраняли дружеские, теплые отношения, я все равно по факту росла без отца и понимала, что это нехорошо. Но на отца грех жаловаться - он всегда старался быть рядом, помочь и поддержать меня по мере сил...
- Какой момент во время болезни отца был самым тяжелым?
- Когда случилось несчастье, Людмила уже родила Сашу, а я была на восьмом месяце беременности.
Я, будучи в положении, сама возила его в больницу. Конечно, мне было очень обидно, что вся основная забота о папе легла на мои плечи, а не на плечи его жены. Но я же не могу отвернуться и отказаться от любимого отца! Но, с другой стороны, и с маленьким ребенком несладко: постоянно мотаешься по больницам, однако при желании можно было взять няню, попросить кого-то посидеть с ребенком. В конце концов Люда могла попросить меня! Разве я отказала бы? Но я не судья, а мой рассказ - не упрек ей.
- Чувствую, что Вы с трудом переносите вторую жену Александра Борисовича...
- Отношения между мной и Людмилой давно предельно натянуты. Жизнь обидела этого человека. Людмила - тяжелая натура. Лично я всегда хотела, чтобы она всю жизнь, еще до рождения Саши, больше заботилась о папе. У меня свои представления о том, как женщина должна заботиться о мужчине...
- Правда, что Ваши два брата погибли?
- Да, эти две трагедии папа всю жизнь носит в своем сердце, в глубине души. И рассказывал о ней посторонним только один раз. Первый сын папы Борис погиб в двухлетнем возрасте в 1975-м. Боречка был первым и очень желанным ребенком. Я тогда еще не родилась. Когда он появился на свет, папе было уже 40 лет. Боря погиб на нашей даче. Няня за ним не доглядела, и малыш в одиночку пошел на озеро, где упал в воду и утонул. Мама рассказывала мне, что сразу почувствовала сердцем, что в их жизни произошло что-то нехорошее. Она чувствовала ледяной холод в душе. У родителей до сих пор осталась кассета с записью его голоса. Боря был славным, развитым мальчиком, хорошо читал стихи... После этой трагедии папа настоял на том, чтобы они с мамой усыновили ребенка. Долго ходили по детдомам и наконец-то нашли. Андрей не знал, что он приемный сын, но, когда ему исполнилось 15 лет, «добрые» люди рассказали ему, что он неродной. С Андреем случилась истерика, брат не знал, что дальше делать, как жить, не понимал, как теперь называть нашу маму - по имени или как? Потом начал приводить в дом каких-то мальчиков и говорить: «Это мой настоящий брат». Это был нелегкий период. Андрей погиб в 20 лет, выпав из окна. Я не знаю, может быть, случайность, оступился... У него в комнате было разбито стекло в окне. Он залез на подоконник, чтобы сделать замер... Андрюша занимался скалолазанием и не боялся высоты.
- Вы дружили с ним?
- Характер у него был сложный, с ним часто было невозможно найти общий язык, но мы с ним ладили. У нас были общие друзья. Папа с трудом пережил его смерть - тут же попал в больницу с сердечным приступом. Он никогда не рассказывал о наших семейных драмах, всегда оберегал нашу личную жизньм. Смерть сыновей всю жизнь была его больной темой, которая занозой сидела в сердце очень долго.
- Самая желанная роль из несыгранного папой?
- Папа всегда мечтал исполнить роль Остапа Бендера у Гайдая. Его уже утвердили, даже сняли несколько кадров, но потом без объяснений сняли с роли и отдали ее Арчилу Гомиашвили...
- Как он больным снимался в продолжении «Иронии судьбы»?
- К тому времени его немного отпустило, и он согласился на эту работу. Деньги-то ведь нужны. В фильме зрители слышат так называемый черновой звук. Он мог сказать на площадке: «привет», «пока», какие-то короткие фразы. Он долго тренировался, и у него хорошо получилось. Папа снимался лишь один день и без жутких условий, в которых обычно снимаются артисты, - буквально несколько минут посидел в бане. Когда же папа сыграл Фокса в «Место встречи изменить нельзя», на него обрушился шквал популярности.
Приходили в гости и Говорухин, и Конкин, поклонницы одолевали звонками по ночам. Папе нравилось такое повышенное внимание общественности, а мама все терпела. Бешеная популярность папу нисколько не изменила: он так и остался очень любящим и близким нам с мамой, родным человеком...
Комментарии
ролей известных не много, а все очень ярко)