Мысли вслух: как эксплуатировали рабочих при СССР
На модерации
Отложенный
Под эксплуатацией я подразумеваю нецелевое использование труда рабочих, как в рабочее время, так и выходные дни.
Сразу я перечислю несколько «больных точек» по этому вопросу:
1) Незаконный перевод специалистов на подсобные работы на временной основе (до одного месяца) – деньги платили;
2) Выезды в колхоз в выходные дни - бесплатно;
3) Повышение квалификации и занятия по техники безопасности в свободное от работы время - бесплатно;
4) Субботники – бесплатно;
5) Принудительное участие рабочих во всех массовых праздничных мероприятиях - бесплатно..
Теперь по порядку.
В советские времена практически на каждом предприятии наблюдалась острая нехватка рабочих рук. Причиной этому было два обстоятельства: стремление руководства максимально сократить штат рабочих и большая текучка из-за плохих условий труда и малой заработной платы.
Есть люди или нет людей, но объём работы оставался неизменным. Поэтому хитрили следующим образом: со всех участков под надуманным предлогом «производственная необходимость» в нужное место, где не хватало рабочих рук, командировали по несколько человек на срок от одного дня до месяца.
При этом грубейшим образом нарушалось трудовое законодательство, так как не считались с мнением рабочих и не оформляли такие командировки документально, пользуясь «телефонным правом» - выделить столько-то людей и точка.
Самое смешное заключалось в том, что нехватка рабочих рук на любом предприятии по советским законам НЕ ПОДХОДИЛА ПОД ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ. Я по этому вопросу лично консультировался у юриста…
Деньги платили «по среднему» заработку, взятому за последние три месяца, что далеко не всегда было выгодно, особенно рабочим, вернувшимся из отпуска (отпуск для металлургов при СССР был до 45 дней).
Умные работники обращались в суд, и их тут же оставляли в покое. А дураки (или лохи) продолжали пахать на благо мафии в виде администрации производства.
Мне, как руководителю производственного участка, в который входило четыре электроустановки повышенной опасности, было проще защищать своих сотрудников – я прикрывался нарушением техники безопасности. Тем не менее, из числа лиц, работающих только в дневное время, я вынужден был посылать людей на работы по благоустройству подшефной территории: покос травы, побелка деревьев, подметание территории и им подобные.
При таком нарушении существовала одна серьёзная проблема: если происходил несчастный случай с незаконно командированным (а это случалось довольно часто), рабочего УГОВАРИВАЛИ побыть на больничном, как бы с бытовой травмой.
За исключением серьёзных случаев, все всегда соглашались. В единичных случаях возникал «послетравмовый эффект», и вот тогда рабочий на своей шкуре испытывал «благодарность» со стороны своих руководителей – они всячески открещивались от каких-либо претензий в свой адрес, опираясь на отсутствие документальных свидетельств отправки человека в командировку…
Регулярные поездки в колхоз – это была настоящая беда. Работа на металлургическом комбинате «Криворожсталь» велась по «скользящему графику»: четыре восьмичасовых смены подряд (7-15) – двое суток отдыха; четыре восьмичасовых смены в вечернее время (15-23) – двое суток отдыха; четыре восьмичасовых смены в ночь (23-7) – двое суток отдыха.
Блин, о каких поездках в колхоз может идти речь для людей, работающих по такому жёсткому графику?
Тем не менее, НАДО И ВСЁ ТУТ! Людей загоняли в колхоз под любыми предлогами. А к тем, кто отказывался, применялись различные придирки в ходе работы, за различные мелкие нарушения, на которые в другом случае и не обратили внимания.
Большинство руководителей участков, чтобы не издеваться над людьми, посылали ежедневно в течение месяца несколько человек для работы на колхозных полях. Разумеется, что им ставились «восьмёрки», что они якобы находились на рабочем месте, а их работу выполняли другие члены бригады. Это был хоть и незаконный, но выход из создавшегося положения…
Настоящим бичом для рабочих были занятия по повышению квалификации. Самое смешное заключалось в том, что нам, работникам ИТР, деньги за проведение занятий платили (примерно 100 рублей в месяц), а рабочим – нет! )))
Лично я в таких случаях поступал следующим образом. Писал необходимую методичку и, размножив её на ротаторе, давал каждому из рабочих, чтобы они её изучили в течение трёх недель и подготовили вопросы по непонятным пунктам.
Затем, в зависимости от того, как они усвоили самостоятельно материал, проводил одну-две встречи после смены или перед её началом, чтобы разобраться с неясными вопросами.
Затем оформлял документы, по которым выходило, что я проводил учебные занятия в течение месяца. Разумеется, что это было нарушение, НО ПО-ДРУГОМУ НИКАК НЕЛЬЗЯ БЫЛО ПОСТУПИТЬ, не ущемив права рабочих – у каждого из них есть свои семьи и различные дела.
Ещё одна беда – занятия по технике безопасности. Они проводились часто, в личное время и без оплаты. При этом, за непосещение занятий по ТБ, рабочего можно было наказать в материальном плане – настоящий идиотизм.
Такой беспредел продолжался до того момента, когда «Криворожсталь» продали индусам – новые хозяева стали оплачивать посещение занятий по ТБ, согласно присвоенным разрядам. Неужели этого нельзя было делать в советские времена?
Кстати, с каждого руководителя в обязательном порядке требовалось выявлять ежемесячно ПО ОДНОМУ НАРУШИТЕЛЮ ТБ. Если кто-то из них забывал это сделать – его наказывали в материальном плане.
(ещё раз, кстати, всем руководителям на комбинате, вне зависимости от выполнения плана, ежемесячная премия выплачивалась в размере 50%)
Чтобы не напрягать рабочих, многие из нас в нарушители записывали тех из них, кто только что вышел из отпуска, а следовательно, с него, кроме нескольких копеек, нечего было взять… )))
Теперь о субботниках – за*бали они всех! Сколько упрёков мне лично пришлось выслушать из-за них в свой адрес! В середине 80-х годов подавляющее число рабочих уже были умными – они клали большой и толстый предмет на такие мероприятия, игнорируя их. Блин, как будто бы людям нечем было заняться дома!
Тоже самое относится и к различным демонстрациям и митингам – задолбали они всех конкретно – никому ненужная показуха! Все это понимали, но ВЫНУЖДЕНЫ были в них участвовать, во избежание каких-либо конфликтов с руководством…
Кстати, после развала СССР на Украине ДО СИХ ПОР сохранилась эта порочная практика, правда, только для чиновников: участие в субботниках (они до сих пор проводятся на Украине) и всяких политических шоу СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО. У каждого из украинских госслужащих для таких мероприятий всегда имеется в наборе различная национальная символика: бантики, флажки, значки и даже плакаты – попробуй, не посети мероприятие, сразу на увольнение. )))
Комментарии
Модернизацию дождевальной камеры в цехе, производящей ЗРК КУБ и БУК, решили сделать за счёт нескольких молодых инженеров, пришедших после института. Нужно было отбойными молотками выдолбить полы и углубить на метр - новая модификация установки не помещалась в камеру по высоте. Я просто отказался глотать пыль с отбойным молотком, числясь инженером по настройке, сославшись на КЗОТ. Начальство попыталось меня переубедить, сославшись на производственную необходимость, но я принёс им толстую книгу КЗОТ, где были перечислены возможные случаи производственной необходимости.
Комментарий удален модератором