Не про Украину, и не про пенсии. Детство...

На модерации Отложенный

Он стоял набычившись, изображая неприступную крепость Измаил перед войсками Суворова. Из-за его спины опасливо выглядывала на нас, обступивших его брата, девочка, совсем малявка, не вынимающая пальца из носа…

Мы понимали, что он сюда недавно переехал. Но присмотрели его давно, так как у нас с соседним кварталом было состояние войны, а он приехал то в наш… У нас каждый патрон на счету! А тут перспективный боец ходит понимашь, как не свой! Живет то в нашем дворе! Ну ведь непорядок!

Вербовку и призыв встать в ряды борцов за правое дело, наше естественно - надо было как-то начинать, и я спрашиваю его, «в каком классе учишься?» На дворе стояло благословенное лето, в самом разгаре, в другое время мы бы и сами нашли ответ на этот вопрос, встретились бы в школе..

 

И вместо ответа он почему-то начал готовиться к драке, прикрыв сестренку еще больше. Ну понятно, видно по реакции, что вопрос остался для него непонятным, а отреагировал он на интонацию... Это Мишанина прерогатива, судя по тому что они похоже с ним земляки – растолковывать всю диспозицию, что тут к чему. Так как не знает новенький похоже по русски…

Мишаню звали вообще-то Маруф. Его имя было русифицировано, как и всех остальных, … В нашей детской компании были кроме славян грузины, армяне, таджики, больше всего было узбеков.(недавно землетрясение разрушило Ташкент)

Все дело было в наших кварталах, тогда еще города Свердловска… Их географическом положении. Рядом располагался - РЫНОК . Тогда он назывался «колхозным», позже его переименовали в Центральный. Там торговали представители всех союзных республик, из тех, где фрукты растут… Они снимали или покупали дома(частные) в этих кварталах или как-то по обмену в квартиры попадали, приезжали работать, это было обычное дело. Слов гастарбайтер и мигрант – не было в помине, мы были все равными…

Мы бегали одной большой интернациональной компанией, не делясь по цвету между собой. Да и взрослые нас тоже не делили. Любому ребенку можно было придти на любой нац-праздник устраиваемый любым землячеством, и по хозяйски усесться за стол, накрытый прямо во дворе, если дом многоквартирный, или просто на улице если частный. Любому ребенку. Наши родители были спокойны, за то, что мы будем сыты. Потому что праздники шли чередой нескончаемой, сегодня у грузин, - завтра у туркмен… Проще было видимо смириться, а не тратить немало сил на подчинение пацанской вольницы, и заманиванию нас домой, отрыву от наиважнейших детских дел.

Даже язык у детей был свой, в основе русский(который знали все, иначе леденцов не получишь в магазине, а тому, кто плохо с ним управлялся - помогали обьясниться, свой же пацан!) А слова в этом языке - смесь из всех имеющихся в наличии. Он вошел в нас как-то незаметно, в той же игре... Всем нам было поровну, какого цвета волосы, глаза, кожа. Главное, чтобы в игре не хлыздил, и не конил, не трусил при столкновениях с соседним кварталом, не ябедничал, и много других пацанских «не…» Все эти «не» обьединяли нас крепче всех идеологий. Соблюдай их, и ты свой. Те же, кто эти «не» не соблюдал – не уважались так же независимо от национальности…

 

Пока я отвлекся на географию и этнографию – Мишаня уже договорился. Новенький закончил у себя дома - первый, как и мы, класс, и его звали Абдолло, а его сестренку – Сейзе. Дистанция между ними никогда не превышала метра-полутора. Они просто не отрывались друг от друга. Естественно ни на какую войну его не призовешь, с таким–то якорем. Намного позже они стали – Союз-Аполлон, по имени космической программы, бывшей тогда на слуху.

Но для чего-то другого – вполне. Других занятий была масса.

Для закрепления отношений и был запланирован налет на цирк! В смысле поход на представление, естественно – без билетов, в этом и был весь смак…

Старый цирк, был полностью деревянным,(сгорел через пару лет описываемых событий, но мы тут – были не причем, как-то без нас обошлось, и был построен новый, капитальный, функционирующий по сию пору) Более интересных способов, чем официальный, попасть туда – было достаточное количество.

Например отвлечь контролера, и шмыгнуть промеж его ног, или рядом, что было не очень престижно… Это было целое искусство, каждый из нас был достоин звания престидижитатора! Но контролеры быстро раскусили секреты наших фокусов, и оваций мы уже сорвать не могли, и требовалось поднять уровень владения искусством иллюзиониста на пока недосягаемую высоту. Очень уж требовательная публика, эти билетеры… Поэтому и был составлен новый коварный план, который бы оценил и сам Наполеон, и наверняка включил этот опыт в завоевание Европы.

План основывался на знании местности, и особенностях деревянного зодчества конкретно этого цирка. Вход в него для публики – представлял из себя длинный коридор, в самом конце которого, и стоял на посту аки пес Цербер – билетер! А у стоглавых псов и глаз соответствующее количество. Но слабое место все же было - с высокого потолка свисали светильники, этакие конусы, направляющие свет в вниз, а вот высокий потолок и прилегающие к нему части стен – скрывались в непроглядной тьме. Также там имелись бруски каркаса, расположенные на одинаковом расстоянии. Ну, вы в общем поняли - предполагалось проползти по потолку, или стенам, цепляясь за эти бруски - из точки А, спуститься в точке Б, расположенной уже за спиной бдительного стража ворот в мир чудес.

На разведку нового маршрута мы полезли с тезкой. Его в самом деле звали Алексеем, но фамилия и внешность была насквозь армянскими. Мы в одном, первом классе Б, школы №10 учились. Пока основная компания отвлекала публику шумом инсценированной потасовки в этом коридоре-кишке с одной стороны – мы с ним поднялись за спинами людей в темную зону в другом.

Там было душно, светлее чем ожидалось, и специфический запах цирка стоял намного гуще.

В легком сумраке подпотолочья, в его мареве - плоскости стен искажались, ребра брусков плавно меняли свои очертания, казались норой, среди корней какого-то фантастического дерева, или жил, оплетающих тоннель(как в увиденном намного позже фильме про Чужого) а тогда промелькнуло в уме - «как в джунглях, играем в Тарзана!».  

Освещенные внизу лампами люди, даже если и поднимали глаза наверх, на издаваемые нами шорохи и сопение, или посыпанные потревоженной пылью и трухой, то видели – только слепящие лампы… Это приободряло, но дальше пошло труднее, подняться по вертикали и висеть как мухам – это еще просто… А вот перемещаться по горизонтали – было сложнее, даже нам, с нашим тараканьим весом, и цепкими лапками…

Но все равно было исполнимо, хоть и с трудом. Через несколько попыток алгоритм передвижения был найден. Сперва одна рука, потом - переступить ногой, другая рука, и другая нога. Найдя удобный гвоздь как опору, удалось освободить одну руку, и с ее помощью снять сандалеты, и зажать их в зубах… Пальцы ног после этого стали существенным подспорьем в фиксации ноги на бруске. Нет, определенно подозреваю тезку, что он позже эмигрировал на американьщину, и там стал то ли Ридли Скоттовым, то ли Джеймсом Камероновым… откуда же еще эти плагиаторы еще могли слизать еще и свойства своего «Чужого» к перемещениям, игнорирующих закон тяготения, где в фильме он по потолку и стенам аки посуху. Наверняка кто-то из них был в том коридоре этого старого свердловского цирка…

Итак, продвижение в сторону заветного финиша шло медленно, но неуклонно. Ну и естественно, чего-то мы не учли, так как не видели… На потолке было что-то вроде порога,(это если перевернуть) Какая-то перегородка спускалась с него вниз, на каких-то пару десятков сантиметров. Видимо дверь была, и ниже чем проем.

Был бы он на полу, где никуда не упадешь, переползли бы в любом положении, но он был на потолке, и стены тут как раз гладкие. Обидно ведь, столько стараний зря пропадает… Естественно нашли способ, зря что ли ползли… Да тот порог вообще хлипкий был! Сам бы упал, мы ему только тихо и аккуратно помогли, разобрали часть, складывая свободные элементы на доски не разобранного… И вот, я уже над самым цербером, что важно надрывает билеты и бдит, чтобы никто не проскочил без оного… Чувство победы было так близко…

Но вмешалось совсем непредвиденное Я оглянувшись назад, увидел, как неуклюже лезет сквозь сделанный мной лаз - тезка… Пытается не глядя ухватиться я за ту доску, где как раз лежат сложенные вынутые детали! Они же упадут с превеликим бряком, и весь план насмарку! В эмоциях я начал двигать всем чем можно, - ушами, бровями, пытаясь привлечь его внимание, показывая, что он не то делает, и когда в чувствах включил еще и губы - один из сандалет возьми и выпади! Мы оба наклоняем головы, и видим, как он падает, такое отчаяние нас охватило – просто не передать! Как в замедленной сьемке, - обувка медленно паря в воздухе плавно опустилась прямо на голову билетеру, скатилась с его борцовских плеч, прямо его ладони, в которых выглядела совсем игрушечной. Он медленно поднимает голову, в глазах - недоумение… И тут следом в облаке пыли падают вынутые нами доски(тезка таки сшиб!) и мы десантируемся следом, так как оставаться там уже не было никакого смысла… Время словно еще более замедлилось! Когда коснулся ногами земли, сандалет был уже у меня, успел выхватить еще в полете, пока билетер запорошенные глаза протирал. Наитие со страху какое-то пришло, тело само двигалось безошибочно, как тут ему не придти, когда без сандалет придется домой идти и ответ за них держать…

В общем дунули мы оттуда в рассыпную, на пятой скорости, под крики «Лови! Хватай! Мартышки из зверинца сбежали!» и прочее улюлюканье и гогот.

Страх пленения  подгонял сильнее, ведь неминуемый домашний арест в летнюю пору был подобен казни…

Собрались поодаль в укромном месте, пересчитались, и в рядах обнаружилась недостача двух штыков… Вернее – полутора. Новенького с сестренкой – не было! Сгоняли во двор, поискали в окрестностях, нет и все… Неужто поймали их? Неприятность однако… Надо бы посмотреть, где их держат, как-то надо вызволять…

Пока метались и переживали, что заняло довольно много времени, набрели на задах цирка на пустые фанерные ящики-лотки с двойными стенками - холодильники из под мороженного, с которых и велась продажа на улице. А там, на дне - был сухой лед. Обжигающе холодный, парящий…

Естественно просто смотреть на то, как он просто так, без дела тает на солнце – было невозможно. Надо было обязательно применить. Ну и применили естественно. Тут же нашлась бутылка, и не одна. Вода в колонке, лед в бутылке, и следом шла тугая пробка… Рвануло хорошо, но как-то неубедительно… Там же, на задворках, нашелся и карбид, а это уже более многообещающе… Как щас помню, - ведро, которым была накрыта бутылка, на фоне голубейшего неба поднимается по крутой траектории на порядочную высоту, и баллистической ракетой пикирует вниз, найдя цель где-то за забором. То, что какая-то цель была не только найдена, но и поражена, - подтверждалось оттуда совершенно индейским воплем и исконно русской руганью, с последующей погоней. Снова бег, снова ветер в ушах…

 

И вот, представление кончилось, народ повалил из цирка густым потоком, который рассеивался по окрестным улицам. И… Среди этой людской реки мы видим их, с такими счастливыми глазами… Они оказывается - в суматохе тихо, не привлекая внимания шли в другую сторону, не на выход, а в внутрь, сумятица-то была порядочная, уж если это был не переполох, то уж и не знаем, чем угодить. Было немного завидно, но мы представление уже видели, а сегодня и так неплохо вместо него провели время, с яркими впечатлениями!

Мы идем, по залитой вечерним солнцем улице, рассказываем друг-другу как летело ведро, и про клоунов. Причем новенького уже все понимают, а он понимает нас… Кстати, к концу недели проведенной в нашей компании - языковой барьер исчез полностью, словно и не было. А за нами тихо скользят наши заметно удлинившиеся тени, повторяющие наши эмоциональные жесты при разговоре… Тени - вообще ничем друг от друга не отличались, они правдиво отражали лишь детскую суть, одинаковую в любых широтах, опустив незначительные детали, типа разреза глаз, или их цвета.

Когда подходили к нашему кварталу, то обнаружилось интересное явление: впередиидущие(а мы растянулись прилично) словно перешагивали какую-то незримую, но четко прочерченную границу. После пересечения которой взгляд - становился несколько затуманенным, а так же менялось направление. Причем у всех в одну и ту же сторону. Пересек и я, куда от коллектива то отрываться…

В нос ударил зовущий запах… Это было как дудка Гамельнского крысолова, или звук дверцы холодильника - для кота. Мы шли на этот зов - походкой зомби, не разбирая дороги…

Дед Садык готовится к завтрашнему дню, наверняка что-то особое! Он был устадхандалактчти. Мастер-кондитер. Варил свой разнообразный товар прямо во дворе частного дома, и продавал на рынке с лотка на ремне. Фасовал в пакетики из пергаментной бумаги, такие жесткие и хрустящие… И ведь никто не спрашивал с него лицензий, и санитарной книжки! Все были здоровы.

А нераспроданные остатки – часто отдавал нам... Его знали все дети, ассоциировали с Дедом Морозом моментально. Когда мне показали на картинке нашего обычного  Деда Мороза - я не согласился, лапшу на уши вешаете товарищи взрослые! Кор-бобо - живет рядом круглый год, и все тут! Носит мягкие чувяки и ватный халат, перепоясаный большим платком!

Картина маслом - дед в национальном халате во дворе, неспешно помешивает деревянной лопаткой в большущем казане, откуда вырывается дурманящий детский дух, дивный, волшебный запах... Халва! Над забором мелькают вихрастые разноцветные макушки, в его щели просовываются носы, пятачки и хоботы с раздувающимися ноздрями, вбирающие в себя сладкие молекулы, висящие в воздухе ... Рядом со мной – как наши, так и братва с соседнего квартала, с которыми мы с утра(причем – с каждого утра) не на шутку воевали, расселись понимашь, как приличные… Но ладно, - слон Хатхи обьявил перемирие…

И вот он, долгожданный миг, - Дед снял пену на специальную широкую доску! И хитро улыбаясь в бороду(типа нас он не видит, ага) кладет ее в двух шагах, и поворачивается к ней спиной! О! Это чувство риска собственными ушами! Когда крадешься на цыпочках, туда, потом обратно, уже с доской... Дед никогда не поворачивался слишком рано, давал время достаточно. Потом деланно громко возмущался - "Зачем шайтан унес доску? Пену - еще туда сюда, ни один иблис не откажется, но как он будет есть доску!?" Доску мы всегда хихикая – «незаметно» возвращали.

Уже вечером, когда все дела были сделаны, и частично отложены на завтра, перед сном слышу кроме вечернего пения сверчков, как за окном бабушки пересказывают городские слухи. Кроме всего прочего была стопроцентная информация, что из цирка сбежала целая стая обезьян, что проскакала по головам публики и скрылась в городе. Эх, мы не видели...  Ну значит ловить мы их будем завтра, вдруг повезет, и наградят билетами, а то и абонементом... 

Намного позже, когда сын был в том же возрасте, пошли мы с ним в уже новый естественно цирк. На арене чудили клоуны, скакали лошади, во втором отделении за прутьями решетки прыгали бенгальские тигры, и все это было - мимо его детских ух... Сидит с задумчивым видом, словно мысли его заняты чем-то посторонним. Спрашиваю - не болит ничего? Может в приспичило, в туалет? Нет, все перебрал, фантазия кончилась... И уже после представления он все таки сказал, что все это время его голова была занята мыслями, "как же перейти на шестой уровень WarCraft2, где он никак не может справиться с тяжелыми орками" ! Да уж...

И ничего ведь не сделаешь, того времени когда мы в его возрасте жили своей жизнью, сами создавали свои миры, а не созерцали или участвовали в созданных кем-то - не вернуть... уже и страны той нет, в которой все это было возможно. Да чего-там, даже природа изменилась, тогда летний воздух в нашем городе дрожал от крыльев стрекоз, в каждой луже водились тритоны, там же были здоровенные такие жуки-плавунцы, и я ведь за всеми делами даже не заметил, как все это великолепие исчезло, осталось только в памяти.

 

 

Вот он, старый красавец;

 

А вот это - Новый: 

 

 

Намного позже, когда сын был в том же возрасте, пошли мы с ним в уже новый естественно цирк. На арене чудили клоуны, скакали лошади, во втором отделении за прутьями решетки прыгали бенгальские тигры, и все это было - мимо его детских ух... Сидит с задумчивым видом, словно мысли его заняты чем-то посторонним. Спрашиваю - не болит ничего? Может в приспичило, в туалет? Нет, все перебрал, фантазия кончилась... И уже после представления он все таки сказал, что все это время его голова была занята мыслями, "как же перейти на шестой уровень WarCraft2, где он никак не может справиться с тяжелыми орками" ! Да уж...

 

И ничего ведь не сделаешь, того времени когда мы в его возрасте жили своей жизнью, сами создавали свои миры, а не созерцали или участвовали в созданных кем-то - не вернуть... уже и страны той нет, в которой все это было возможно. Да чего-там, даже природа изменилась, тогда летний воздух в нашем городе дрожал от крыльев стрекоз, в каждой луже водились тритоны, там же были здоровенные такие жуки-плавунцы, и я ведь за всеми делами даже не заметил, как все это великолепие исчезло, осталось только в памяти.

 

PS

Насчет детcкого усваивания языков, недавний пример:

 Тут один чел организовал бизнес рядышком с нами. Покупал древесный уголь оптом, фасовал в мелкие бумажные мешки и в магазы развозил. Но не о нем речь, Работают у него южане. На отшибе стоит себе его кондей, мало кто заходит...

 И как-то кто-то из соседей приходит с ребенком на работу, та шнуркуется везде, общительный такой ребнок, И как-то потерялась, мама с ног сбилась, бегает с хворостиной, чуть не плачет... У нас в первую очерель спрашивала, та часто у нас тусовалась... Ну мы включились, запереживали, Нашлась, с базы то не выходила.

 Сидит это белобрысое создание у таджиков за столом, обедает, непринужденно болтает... Ей и тарелку выделили, и ложку... Не знали чья, и откуда, ждали когда их командир появиться, чтоб тот разбирался. Когда мама наконец выдохнула, забрала девочку, и спросила ее уже в дверях, "что надо сказать?"(ну типа обедала же, и вкусно) Девчушка поворачивается, и  говорит: "Бисёр рахмат!"(большое спасибо) Нахваталась! Ну тут уж и маман растаяла, когда я перевел... Не будет выволочки мелкой...