«Если в кране нет воды…»

На модерации Отложенный

 

На прошлой неделе в статье «Инфраструктура пленных не берет» в числе прочего, упоминалось и о ситуации с остановкой «Днепразота», производящего компонент для очистки питьевой воды – жидкий хлор. Эта тема получила закономерное продолжение и на текущей неделе.

В новостной ленте за 12-13 июля ряд украинских СМИ опубликовали региональные новости о том, что несколько водоканалов предупредили своих абонентов о критической ситуации с очисткой воды. Так, Николаевводоканал с 16 июля переходит на ограниченную подачу питьевой воды, по часам. Запасов реагентов осталось до 22 июля максимум, на водоканалах области рассчитывают дотянуть до конца месяца. На Попаснянском и Лисичанском водоканалах отчитались, что жидкого хлора хватит до 18 июля. В Никополе сообщают, что гарантируют поставку воды максимум пару дней. Винница обеспечена на две недели. В Черновцах жидкого хлора достаточно для обеспечения очистки еще в течении месяца, однако всего на две недели осталось другого реагента – гипохлорида, который также выпускал «Днепразот». В Киеве готовятся к приостановке подачи воды еще с 6 июля. По прогнозам специалистов «Киевводоканала», которые первыми стали комментировать проблему, из-за отсутствия своевременной подачи жидкого хлора и других компонентов очистки питьевой воды, производимых единственным в стране предприятием «Днепразот», без питьевой воды останутся более половины жителей Украины.

Закупить жидкий хлор можно в Румынии. Как уже было сказано в предыдущей статье, выяснилось, что железнодорожные перевозки для этого не годятся, так как нет возможности менять колесные механизмы у румынских цистерн на украинские. Сертификация румыского хлора на Украине также отсутствует. Но уже на этой неделе выяснилось, что проблему доставки удалось решить. Цистерны привезут грузовым автомобильным транспортом. О сертификации почему-то больше не вспоминают.

Вообще, правительство Гройсмана не рекомендует переживать по этому поводу и уверяет, что все под контролем.

«На сегодняшний день ситуация уже решена. То есть, мы немножко решили вопрос с Минрегионов, спасибо за помощь лично Геннадию Григорьевичу Зубко и ассоциации. Будет сейчас подписание контракта с Румынией. Уже завозится румынский хлор, импорт идёт. Через две недели будет уже заезжать словенский и польский. Поставки идут, объёмы между водоканалами перебросили. То есть, сейчас ситуация такая, что где-то на 3 недели, месяц мы подтянули водоканалы под запасы и начинаем импорт завозить. А «ДнепрАзот» не работает», — сказала Ольга Бабий, вице-президент Ассоциации водоканалов Украины «Укрводоканалэкология» в комментарии InfoResist .

Импортный хлор, правда, стоит в три раза дороже, по ее словам, но цена на воду в итоге увеличится всего лишь на 2-5%. Ольга Бабий также злорадствует, что «Днепразот» теряет свои рынки сбыта: «Они не ожидали, что водоканалы не пойдут на шантаж».

Напомню, по официальной версии, «Днепразот» вынужден был остановить работу из-за повышения цены на газ на 40%, что сделало его работу убыточной. Предприятие единственное в стране, которое производит не только реагенты для очистки воды, но и аммиачные удобрения для сельского хозяйства, карбамид, каустическую соду. Производство жидкого хлора составляет около 10% от производственной программы предприятия.

Несмотря на то, что завод не работает уже месяц, а его работники даже пытались привлечь внимание к своим проблемам митингом возле Верховной Рады, дело никак не сдвинулось с мертвой точки. Цену на газ для стратегически необходимого предприятия невозможно опустить без согласия МВФ, а его, разумеется, и быть не может.

«Сегодня, после поднятия цены на газ для промышленных предприятий, мы больше не можем производить и отпускать жидкий хлор потребителям по цене 25 тысяч грн/тонну без НДС. С новой ценой на газ производить удобрения мы уже не можем, поскольку они будут просто неконкурентспособными с другими производителями, включая и импортные поставки. Не производить каустическую соду мы тоже не можем, поскольку без нее не получится жидкого хлора. Понимая всю стратегическую важность производства этого реагента, предприятие согласно оставить только его производство и каустической соды, как необходимого компонента. Но при этом мы вынуждены сократить порядка 1200-1300 работников из примерно 3000 человек, занятых на нашем предприятии», — сообщил представитель «ДнепроАзота».

То есть, руководство пытается показать выход из положения – не получается работать по такой цене, давайте будем работать по другой. Дороже газ – дороже реагенты. По расчетам, новая цена должна составлять 40-41 тысячу гривен за тонну жидкого хлора с НДС. Но для этого монополисту, которым является «Днепразот», нужно письменное разрешение Антимонопольного комитета (АМКУ). Запрос был сделан еще 27 июня, однако никакого ответа предприятие не получило до сих пор. Кроме того, придется еще в срочном порядке менять договора с водоканалами через процедуру тендера, а на это уйдет немало времени. Жидкий хлор необходим водоканалам уже прямо сейчас.

Закупочная цена румынского реагента составляет 38 тысяч гривен за тонну, при этом к ней приплюсуются немалые транспортные расходы и услуги «Внешавтотранса» и услуги Аульской хлор-переливной станции, которая и поставляет реагенты конечному потребителю. В итоге, цена значительно превысит ту, по которой может работать «Днепразот». По текущему договору Румыния поставит 1000 тонн, но этого количества хватит примерно на 21 день. Что дальше?

Почему же очевидные и простые решения тормозятся во властных кабинетах, если вопрос требует немедленного решения и зависит, в общем-то, от росчерка чиновничьего пера на соответствующих бумагах?

Миллионы украинцев, рискующие остаться в разгар жаркого лета без питьевой воды, в очередной раз оказались заложниками политических игр.

«Днепразот», в числе других предприятий, оказался в списке залоговых по кредиту времен начала 2000-х годов, который тогда еще коммерческий банк «Приват», принадлежавший одиозному Игорю Коломойскому, брал у «Нацбанка». Кредит так и не был возвращен, а сам «Приватбанк» был национализирован в 2016 году. Для спасения крупнейшего банка страны и предотвращения краха банковской системы Украины в целом, на докапитализацию «Привата» были потрачены колоссальные деньги, почти пятая часть бюджета Украины 2016 года, 116 млрд гривен.

Спустя два года Нацбанк решил вспомнить о потраченных деньгах и частично их компенсировать, путем продажи залоговых предприятий по тому, давнему кредиту. И сразу после оглашения торгов, «Днепразот» объявил о своей остановке.

Так, во всяком случае, интерпретируют события украинские журналисты – самые «неполживые» журналисты в мире. То есть, по их мнению, цена на газ тут вообще ни при чем. Украинские журналисты, они как божьи пташки, экономика – не для гуманитариев.

Коломойский, конечно, тот еще тип, между нами говоря. Однако, есть ряд вопросов по существу. Получается, имущество по невозвращенному кредиту, несмотря на то, что все сроки давным-давно вышли, Нацбанк до сих пор оставил Игорю Валерьевичу исключительно из чувства глубокого уважения? Или каким таким образом он до сих пор имеет рычаги давления, чтобы остановить завод «из чистой вредности»? При описанном раскладе, тем более, за два года после национализации «Привата», вопросы имущественного характера по залоговым предприятиям должны были быть решены. Так, список залоговых предприятий с «Днепразотом» вместе, давно должен был быть в собственности Нацбанка или государства, разве не так? Если это уже так, то каким образом Коломойский мог его остановить?

Между тем, в социальных сетях специально обученные «тролли», формирующие «общественное мнение» в интернете, не покладая рук, во всех комментариях обвиняют в ситуации с нехваткой реагентов для очистки воды и в скором вероятном прекращении ее подачи горожанам исключительно Коломойского. «Если в кране нет воды…», как говорится.

Почему бы Украине, наплевав на рекомендации МВФ, не оставить в собственности государства предприятие стратегической важности, в данном случае, обеспечивающее удобрения для сельского хозяйства страны, упорно превращаемой в аграрную, и для обеспечения питьевой водой всего населения? При этом, сохранить рабочие места для тысяч своих граждан, а не кормить европейских рабочих и производителей?

Скорее всего, единственным ответом на этот вопрос является то, что «власти» пришли не управлять государством, а по-быстрому «нацарювати та втекти»…

 

Наталка Nik