ЕСПЧ ОПЯТЬ «ПОСТАНОВИЛ»

На модерации Отложенный

МОСКВА, 17 июля — РИА Новости. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что Россия нарушила некоторые положения Европейской конвенции по правам человека в отношении участниц панк-группы Pussy Riot, и обязал российские власти выплатить им более 37 тысяч евро в качестве компенсации морального ущерба. Об этом говорится в постановлении суда.

Поскольку в своей предыдущей реплике я уже говорил об этих самодеятельных «артистах» – не буду особо долго задерживаться на этих персонах. Напомню только, что Pussy Riot – скандально известная в России панк-группа. В феврале 2012 года её участницы ворвались в храм Христа Спасителя в Москве и устроили так называемый панк-молебен.

Алехину, Толоконникову и Самуцевич задержала полиция. В августе 2012-го Хамовнический суд приговорил их к двум годам колонии общего режима за хулиганство, но позже Мосгорсуд изменил Самуцевич наказание на условное. В декабре 2013 года Толоконникову и Алехину освободили из колоний по амнистии в связи с 20-летием Конституции.

ЕСПЧ признал, что в отношении участниц группы нарушены статья 3 Европейской конвенции о правах человека – о запрете на бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение, пункт 3 статьи 5 – о праве на свободу и безопасность, пункт 1 (с) статьи 6 – о праве на справедливое правосудие, а также статья 10 – о свободе самовыражения.

В российском Минюсте отметили, что это решение пока не вступило в силу и может быть обжаловано в течение трёх месяцев.

В ожидании этого обжалования, я, со своей стороны, скажу следующее.

Некоторая позитивная роль Европейского суда по правам человека в судьбах униженных и оскорблённых, зачастую перечёркивается его пристрастием совать нос туда, куда не просят, принимать решения не совместимые с национальной политикой тех или иных государств, а если говорить совсем коротко, то – излишней политической ангажированностью.

Возьмём, к примеру, дело г-на Ходорковского. Несмотря на то, что он обвинялся в тягчайшем для Запада преступлении – неуплате налогов – в западных и прозападных СМИ была развёрнута мощнейшая кампания о Ходорковском как об «узнике совести.

Страсбург тогда тоже признал ущемление прав экс-главы ЮКОСа сразу по нескольким статьям и обязал Россию выплатить ему 24,5 тысячи евро.

В процессе подготовки этого решения Евросуд засыпал Москву уточняющими вопросами. Например, в одном из них он интересовался «подвергался ли господин Ходорковский негуманному и унижающему достоинство отношению», поскольку в суде его поместили в металлическую клетку и он «не получал горячую пищу и возможность заниматься физическими упражнениями в дни судебных заседаний».

Рассматривая уже условия содержания экс-главы ЮКОСа в краснокаменской колонии, Европейский суд спрашивал, не нарушает ли права Ходорковского отсутствие возможности «делать исходящие звонки», ограничивался ли доступ адвокатов к нему и на каком основании заключённый был помещён именно в эту зону. Её отдалённость от Москвы могла повлиять на ограничение контактов с семьёй и защитой.

Какое неподдельное внимание, какая забота, обеспокоенность и, я бы даже сказал, нежность слышались во всех этих вопросах-расспросах.

Можно, конечно, предположить, что европейские судьи, как представители иной планеты, могут не знать природу происхождения металлических клеток, о которых они упоминали в своих трогательных вопросах. С удовлетворением сообщаю, что подобные «декорации» в российских судах появились с приходом в нашу страну истинной демократии.

Видимо, тогда же подсудимым были запрещены и горячие обеды, и «физические упражнения в дни судебных заседаний». Впрочем, наверное, это правильно. Ведь, согласитесь: участникам процесса трудно было бы сосредоточиться, скажем, на прениях сторон в то время как обвиняемый скакал бы на гимнастическом коне или подтягивался на перекладине.

Кстати, не только в «демократической» России, но и в ещё более «демократической» Латвии к подсудимым тоже относятся без должного пиетета и (представить себе невозможно), но тоже держат их в таких же железных клетках.

Так было, например, с ветераном Великой Отечественной войны почти 90-летним Василием Макаровичем Кононовым. Однако Европейский суд по правам человека это не только не озаботило, но он, вслед за латвийским правосудием признал бывшего партизана военным преступником.

Любому непредвзятому наблюдателю заметно, что при рассмотрении жалоб против России политизация позиции ЕСПЧ возрастает, а доводы российской стороны не принимаются во внимание. Кроме того, суд отказывается учитывать особенности российской правовой системы и нормы международного права и зачастую прибегает к практике «двойных стандартов». К тому же российские парламентарии лишены права голоса в ПАСЕ, поэтому более 20 судей ЕСПЧ, многим из которых поручают рассмотрение российских дел, избраны без участия представителей России.

Вообще, надо сказать, что российская власть время от времени всё же огрызается на подобные решения Страсбурга. А в марте источники в профильных ведомствах сообщили РИА Новости, что российские власти изучают возможность денонсации Европейской конвенции по правам человека, если антироссийская линия решений суда не будет скорректирована.

Как же мы всё-таки медленно запрягаем! Когда поедем-то?