Плата за ЖКУ, взимаемая ТСЖ с собственников, не является налогооблагаемым доходом ТСЖ

Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2018 № 305-КГ17-22109 (дело № А41-86032/2016)

Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2018 № 305-КГ17-22109 (дело № А41-86032/2016) по вопросу оценки правомерности квалификации взимаемой ТСЖ с собственников помещений платы за жилищно-коммунальные услуги в качестве налогооблагаемого дохода ТСЖ.

 

Текст определения

 

Основной вывод:

 

Плата за жилищно-коммунальные услуги, взимаемая ТСЖ с собственников помещений, не является налогооблагаемым доходом ТСЖ.

 

Ключевые тезисы:

 

1. Как следует из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 № 57 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов», ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

 

2.

В силу пункта 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Все платежи за жилищно–коммунальные услуги, поступившие ТСЖ от собственников помещений, ровно в той же сумме были перечислены поставщикам коммунальных ресурсов.

При таких условиях, если фактическая деятельность ТСЖ соответствует его предназначению, установленному жилищным законодательством, и, в частности, ТСЖ не получает какую–либо выгоду в связи с передачей от собственников помещений оплаты за вышеперечисленные коммунальные услуги их поставщикам, то, в отсутствие иных на то указаний в налоговом законодательстве, не имеется оснований полагать, что денежные средства, поступившие от собственников жилых помещений на оплату данных услуг, являются доходом в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 41 НК РФ.

Соответственно, правомерным является невключение ТСЖ в налоговую базу денежных средств, поступивших от собственников помещений в оплату за жилищно–коммунальные услуги.