Право – межи, а не добро, не равенство и не свобода
На модерации
Отложенный
Все говорят о важности права, но никто не знает, что это такое – право. И это незнание – главная причина творящихся в мире преступлений, когда их совершают по глупости, по недомыслию, из благих побуждений, из стремления к лучшему. Совершают даже на государственном уровне, принимая преступные законы.
Председатель Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук Валерий Зорькин в своей статье «Суть права» («Вопросы философии», 2018, № 1) так и не добрался до этой сути. Зорькин выбрал эпиграфом к своей статье высказывание древнеримского юриста Цельса Младшего (ок. 67 – ок. 130): «Jus est ars boni et aequi». Из этого эпиграфа можно сделать вывод, что Зорькин вслед за Цельсом Младшим полагает: суть права в добре и справедливости. Но добро и справедлитвость не могут быть сутью права.
Добро к преступнику – это зло к жертве преступления, поэтому тотальное, неизбирательное добро служить злу.
Видеть суть права в справедливости ещё хуже, чем в добре, потому что вопрос о том, что есть справедливость, нисколько не легче вопроса о том, что есть право. У права и справедливости одна суть. Определять право справедливостью, значит совершать логическую ошибку idem per idem, «порочный круг».
Некоторые переводят «aequi» как равенство, а не как справедливость. Однако слово «равенство» не вызывает проблем лишь в математике. Когда речь идёт о равенстве между людьми, то это слово нуждается в расшифровке – о каком равенстве речь, если люди такие разные?
В последнее время я много общаюсь в Facebook с либертарианцами. Для них главное слово – «свобода». И суть права для них в свободе. Но свобода – слишком неясное и эмоциональное слово, чтобы через него можно было что-то определять.
Поэтому теоретикам либертарианства приходится каждый раз уточнять, что они понимают под свободой, потому что общепринятого и чёткого определения свободы нет и у них.
Российский либертарианец, кандидат юридических наук, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ Владимир Четвернин так определяет настоящую свободу: «Для либертарианцев свобода – это право каждого распоряжаться собой и своим имуществом и запрет трогать других и их имущество без их согласия» (из интервью в «Новой газете» от 07.05.2015).
Но видеть суть права в свободе, а свободу определять через право, значит совершать всё ту же логическую ошибку idem per idem, порочный круг.
Чтобы понять нечто важное, в данном случае – чтобы понять право, нужно отказаться от смутных эмоциональных слов: добро, справедливость, равенство, свобода. Нужны нейтральные и ясные слова, которые могут стать терминами.
Я предлагаю такие слова: межа, грань, рубеж, предел…
Межи делят ценные возможности между людьми, делят их на «свои» и «чужие».
Межи – добро, свобода для тех, кого они защищают. Но межи зло и несвобода для тех, кому они запрещают.
Именно поэтому многие мечтают их снести. Преступать межу запрещено кому бы то ни было. Запрещено даже самому главному государственному начальнику. И это единственное равенство, которое несут межи.
Межи и есть право. А размежёванные ценные возможности – права, в которых мы совсем не равны.
Своё представление о праве и правах я называю межевой теорией права или терминомикой.
Комментарии
---------------------
Межа сокращает число конфликтов. И в этом её юридическая ценность. Как и курганов, дольменов, тотемов, наскальных рисунков
Право, как и религия, тоже направлено на
сокращение числа конфликтов. - Стреляли пушки максимум на 3 мили ? Территориальные воды ограничивались первыми 3 милями от берегов. Стали стрелять на 12 миль - терр. воды расширились до 12 миль.
Никакой тут справедливости, нижЕ равенства, нет. Голая целесообразность.
lbsheynin@mail.ru
.
.
http://maxpark.com/community/7857/content/6376897
.
Право – основа построения Общества
http://maxpark.com/community/7857/content/6377316
.
Что диктат – насилие над правом, а не право, – в основе отношений.
.
Есть понятия сила, насилие и противосила.
Противосила – сила против насилия, не переходящая сама в насилие.
.
Право – одно, межи – множество...
.
Чем дальше в лес, тем больше леса...
.
Лес → заповедник → деревья (рубить которые не позволено никому) → кустарник → трава…
«Я из лесу вышел»… и снова зашёл.
Право – это не запреты для всех, но запреты – это нормы закона.
Закон (запрет) есть ограничение права.
Право – может существовать только как индивидуально понимаемая категория, а не как бесконечное множество запретов для всех.
Ценные возможности (права) – не для хранения ценных возможностей.
Межи – не для охранения не хранимого.
Право – инструмент для построения отношений.
Разумных. Правильных. Справедливых.
Отношения каждый выстраивает САМ.
Правоотношения строятся ИНДИВИДУАЛЬНО.
Право – это осознаваемая личная самоответственность, самообязательность перед самим собой.
Это понимание необходимости соблюдения меры в выстраивании отношений с другими людьми.
Право БЕСКОНЕЧНО, как и сами отношения людей.
Нельзя размежевать межами, невозможно «обзаконить» законами бесконечность отношений людей.
НУЖНО – не межи строить, а сознание.
Правосознание и правоотношения – а не терминомику для памятника себе.
.