Сколько китайских наемников воевало за большевиков

На модерации Отложенный

По подсчетам историков, за годы Гражданской войны на стороне Красной армии сражалось до 300 тысяч иностранцев. Наиболее многочисленными были венгры, латыши и китайцы.

 

Установленная численность жителей Поднебесной, служивших в составе РККА, 40 тысяч. Красные командиры вспоминали об исполнительности, невозмутимости и жестокости китайских бойцов, которые активно использовались большевиками не только в войсковых операциях, но и во время террора.

 

Как китайцы попали в Россию

 

Жители Поднебесной стали проникать на территорию Российской империи с середины XIX века. Первая волна миграции была вызвана проигранной Русско-японской войной, тогда тысячи китайцев переселялись в Сибирь из Манчжурии.

Новый виток переселения произошел в период Первой мировой войны. Миллионы русских «мужиков» ушли на фронт, что вызвало дефицит рабочей силы. Исправить ситуацию решили через наем китайских рабочих.

 

В 1915 году первая партия рабочих из Манчжурии была ввезена для строительства железной дороги Петроград-Мурманск. Китайцы нанимались шахтерами в Донбасс и на Урал, лесорубами в Белоруссию и Карелию, а наиболее грамотных отправляли рабочими в Москву, Петроград, Одессу, Екатеринбург. По воспоминаниям очевидцев азиаты работали плохо, но их труд стоил копейки.

 

К концу 1915 года в России числилось 40 тысяч китайцев, к 1916 – 75 тысяч, а весной 1917 – 200 тысяч рабочих из Поднебесной. После падения царской власти тысячи китайцев оказались без работы, а денег на жизнь и обратный путь домой у них не было.

 

Бывшие рабочие начинали сбиваться в банды, которые заметили большевики, решившие, что «братьев по трудовому классу» можно использовать для революционных целей.

 

Где служили китайцы

 

Первых нанятых китайцев большевики объединили для службы в интернациональном отряде, который впоследствии стал ленинской гвардией. Подразделение перевезли в Москву, где его переименовали в «Первый интернациональный легион Красной армии».

 

Большевики не доверяли охране из русских, поэтому легионерам доверяли жизни партийных лидеров. Личными телохранителями Ленина были 70 китайских солдат, впоследствии азиатские товарищи охраняли всех видных деятелей революции, в том числе Троцкого и Бухарина.

 

Китайцы проявили себя в частях особого назначения (ЧОН). Эти отряды предназначались для жестких карательных операций и исполнения грязной работы. Особенно «прославились» легионеры, как расстрельные бригады при чрезвычайных комиссиях.

 

На юге России долго вспоминали 1-й китайский отряд Терской ЧК, возглавляемый товарищем Пау Тисаном. Подразделение из китайцев, чеченцев и идейных большевиков стало ужасом для терских казаков и восставших рабочих Астрахани.

 

Легионеры отправлялись на все фронты Гражданской войны, а их сила была в сплоченности и твердой дисциплине. Китайцам некуда было отступать, они не знали русского языка и всегда стояли до последнего, рассчитывая только на своих соплеменников.

 

Часто их десятками и сотнями «вливали» в другие интернациональные бригады для усиления боеспособности. Белые, услышав о жестокости азиатов, не брали их в плен, что придавало легионерам еще большей стойкости.

 

Из всех национальностей, служивших большевикам, китайцы были меньше всего подвержены идеям коммунизма. Они воевали не ради мировой революции, а за жалование и еду. Один из командиров Лю Фу вспоминал, что в Красной Армии ели черный хлеб, однако им в честь Нового года выдавали белый хлеб и мясо. Китайцы были классическими наемниками, но практически все очевидцы описывают их как бойцов, которые не дезертировали и не считались с потерями.

 

Под началом командарма Ионы Якира в Бессарабии воевал батальон азиатов, которых он описал как людей, серьезно относящихся к оплате, но геройски воевавших и не склонных к «нытью».

 

Уральский большевик Лысенков вспоминал, что китаец – образец бесстрашия и воинской отваги. Во время одного из боев, большевики под напором «белых» обратились в бегство. Спасли ситуацию китайцы, принявшие удар на себя.

На Урале китайцы стали основной боевой силой революции. Командиром одного из самых больших отрядов был Фучена, служивший офицером в китайской армии и знавший пять языков. Его легионеры оказались под ударом основных сил наступающего Колчака и были практически все перебиты.

 

Из окружения вышло несколько десятков человек. К зиме 1919 года практически все азиатские наемники, действующие на Урале, или погибли в боях, или были переведены для усиления на другие фронты.

 

Китайцы после войны

 

После окончания Гражданской войны в России, по переписи 1926 года, проживало более 100 тысяч китайцев. Много их осело в Москве, где рядом с современной станцией метро «Бауманская» существовал целый «чайна-таун».

 

Здесь бывшие легионеры открывали гостиницы, рестораны, лавки, прачечные. Многие занимались криминалом, в том числе контрабандой рисового спирта, морфия, опиума, кокаина. Командиры подразделений назначались на высокие должности, в том числе и в Коминтерн.

 

Наиболее боевые и подготовленные легионеры отправлялись в Азию для «экспорта революционных идей». Спокойная жизнь китайцев в России закончилась после конфликта молодой советской республики с их далекой родиной. Многие лица китайской национальности были арестованы, а остальные покинули пределы страны. К 30-м годам в России китайцев практически не осталось.