"Горе от ума". Комедия так и не прочитана?
На модерации
Отложенный
Автор выражает исключительно и сугубо личное мнение, и не будет предварять свои размышления и выводы ремарками «мне кажется», «я думаю» и тому подобными. Спасибо всем кого интересует эта тема, и кто выскажет своё мнение, и не будет ссылаться на какие-либо авторитеты.
Прочитав массу сочинений… раскрывающих образы героев и смысл самой комедии «Горе от ума», я пришёл к выводу, что комедия так и осталась terra incognito не только для учеников и учителей, но и для обладателей учёных степеней, занимавшихся этой темой. Откуда такая уверенность? А вот, пожалуйста. Не мог А.С.Грибоедов критиковать Молчалина за стремление «выбиться в люди». Он вообще не мог, да и вряд ли хотел, хорошо изучить мещанский быт – уж он-то понимал, что не молчалины или бальзаминовы делали в то время историю. Вообще, критиковать можно только тот слой, в котором ты пребываешь постоянно, в котором живёшь и действуешь. КуКрыНиксы были рассчитаны только на внутреннюю аудиторию, их карикатуры «разоблачали» капитализм и империализм, никак на них не влияя, так как не были интересны критикуемой стороне. Всем нашим аналитикам действий Президента США Д. Трампа следовало бы догадаться, что они выглядят, как персонаж басни А.И. Крылова «Слон и Моська» и пусть подумают, какой именно.
Итак, Грибоедов, которому ещё только предстояло стать тем Грибоедовым, которого знаем мы, как человек умный знал, что молчалины его пьес не читают: 1. Откуда бы у них взялись списки его комедии? 2. Кто такой Грибоедов для молчалиных? Барчук, который от нечего делать марает бумагу. 3. Будь он читаем и хоть тысячу раз прав, он не дает правильной модели поведения молчалиным.
Не было секретом для Грибоедова и то, что фамусовы тоже его не читают: 1. По приписываемому им ретроградству. 2. Почему им должно быть интересно мнение автора? Кто он, этот юноша? 3. Опять же нет модели поведения, желаемой автором. 4. Из-за того, что всё уже и так написано, в Библии, например.
Остается только одна аудитория, а именно дворяне, ровесники и более молодое поколение. Именно они, причём далеко не все, с интересом и ревностью следят за наиболее продвинутыми представителями их среды. То есть, комедия предназначена для представителей дворянства в возрасте от 15 до 30 лет, и не для того, чтобы они имели возможность покрасоваться на фоне Молчалина или Фамусова, а посмотрели со стороны, как выглядят их представители в глазах непредвзятого зрителя.
Из представленных дворян, только Фамусов и Скалозуб достойны уважения. Фамусов, хотя бы как человек верный слову чести, не бросивший на произвол судьбы сына своего друга. Скалозуб, как лично храбрый офицер и не последний по доблести из участников войны.
Зато отрицательными портретами комедия полна. Чацкий – плохо образованный лгун и невежа, не преуспевший ни на одном поприще. Заносчивый, трусливый, недовольный всем и вся, не сказавший ни о ком доброго слова, ксенофоб и ретроград, человек, который, пропутешествовав три года, не может о своем путешествии выдавить из себя и двух слов, выставлен Грибоедовым центральной фигурой отнюдь не как пример для подражания. Чацкий не сформулировал ни одной мысли, а из продекламированных сентенций не сделал ни одного вывода. Его претензии не внятны и не обоснованы.
Софью он оскорбляет в лицо, её родню и Молчалина заглазно, а Скалозуба только про себя. Чацкий органичен лишь в обществе Репетилова и Загорецкого, персонажей, обсуждению которых не стоит уделять внимание, так как непривлекательность этих образов не может вызывать сомнения и у школьников. Подкаблучник Горич, который к 35-40 годам стал живым трупом с полностью атрофированной волей, без честолюбия, без стремления к самореализации и осознанной деятельности, а Г.N. и Г.D. даже не удостоены имён собственных.
Молчалин же, не герой, он сюжетообразующий персонаж, но символично то, что без Молчалина комедия просто не выстроилась бы. Молчалин не имеет возможности поступить в соответствии со своей волей: секретарь Фамусова, он его дочерью втянут в интригу, поначалу ему может быть и лестную, но очень скоро ставшую тягостной и выматывающей его физические и душевные силы. Усилия Молчалина вырваться из неё мало того, что тщетны, но бесцеремонностью Софьи приводят к краху его карьеры. Тем не менее, Молчалин, человек необходимый и Фамусову, для работы, и Софье, как единственный на ком в этом обществе мог остановиться её взор. Не «взыскательность и огорченность» же Чацкого могли поразить её девичье воображение.
С другой стороны, Грибоедов показал возрастающую зависимость дворян от набирающих силу разночинцев. Может быть не так выпукло, как в «Севильском цирюльнике» Бомарше, где дворяне в прямом смысле подставляют горло под бритву цирюльников, но от тщательности проработки документов молчалиными не в меньшей степени могут зависеть и головы фамусовым.
Диалог Чацкого с Молчалиным демонстрирует нам превосходство последнего по всем пунктам. Пока ещё молчалины стремятся войти в круг дворян, но не чацких, а фамусовых чтобы им наследовать, а у фамусовых просто не будет выбора кому передавать бразды правления. И коль скоро молчалины уже и сейчас не больно-то церемонятся с чацкими, то недалеко время, когда они будут диктовать чацким свою волю, как более энергичные, более образованные и более хваткие. Их предупредительность и вежливость вполне могут смениться высокомерием в обращении с промотавшими наследство чацкими, репетиловыми и загорецкими, пренебрегшими и долгом, и честью, и всеми своими обязанностями.
Грибоедов гениально предчувствовал усиление роли нарождавшейся буржуазии и грядущего ничтожества большинства дворян, потому и предупреждал их об этом, призывал дворян к исполнению своего предназначения. Даже если изначальным желанием Грибоедова было повеселить публику, то в комедии веселья нет и, боюсь, что не меня одного ставит в тупик название комедии, если не читать его как «Горе от недостатка ума», потому как избытка ума в комедии никто не продемонстрировал, кроме автора комедии, разумеется.
А вероятнее всего, Грибоедов и не критиковал никого, просто поставил перед современниками зеркало: "Смотрите на себя и любуйтесь. Умному достаточно".
Золотая молодёжь первой четверти XIX века не вняла гласу Грибоедова, предпочитая обсуждать и осуждать молчалиных, фамусовых - кого угодно, но хвалить чацких, то есть себя. Что из этого вышло в веке ХХ-м, мы знаем. А что из этого выйдет в XXI-м, можем догадаться? Методика преподнесения комедии молодёжи сохраняется...
Комментарии
и "засаленными" цитатами разбавленное "предисловие-послесловие". Не совсем в тему, но недавно
перечитал Дубровского и невольно внимание задержалось на диалоге Троекурова и старика Дубровского требующего выдать ему для наказания оскорбивших его "холопов".
Активность только вот по теме - не очень. У комментаторов.
Тут рядом у Чередниченко на теме «Чего бы я притащил из СССР» никто ни одной книжки не вспомнил, а комментов за полтыЩи перевалило…
Интересно, Вы знаете определение «литературы», данное Платоном 25 веков назад? …
Нет? - Ну это не важно…
П Р И Д У Р О К !!!!