Террористический Израиль – страна без официально признанных границ

На модерации Отложенный

Как бы странно это ни звучало, но Израиль сегодня является примером страны-парадокса. Он официально существует с 14 мая 1948 года, так что десять дней назад государству исполнилось только 70 лет. Но в то же время на данный момент в существующем виде эта страна официально признанных границ не имеет.

 

По единственному правоустанавливающему документу - Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №181/11 от 29 ноября 1947 года, в государство Израиль должны были входить: Восточная Галилея, Изреельская долина, часть прибрежной равнины, пустыня Негев. По международному решению площадь страны должна была составлять 14 тыс. кв. км. Западная Галилея, горы Иудеи и Самарии, прибрежная равнина от Ашдода и до границы с Египтом отходили Палестине. Города Иерусалим и Вифлием являлись международной территорией под прямым управлением ООН.

 

Так должно было быть, но по ряду причин так не стало. Нельзя сказать, что вина за произошедшее лежит только на Израиле. Во всяком случае, Война за независимость 1949 года, в результате которой сложились изначальные очертания государственных границ для израильтян, являлась все же оборонительной. Однако позднее положение в регионе значительно осложнилось, в том числе благодаря целенаправленным действиям Тель-Авива.

 

После так называемой Шестидневной войны 1967 года к изначальным (по итогам войны 1949 года) 20770 кв. км. территории "отошли", а по сути были израильской армией оккупированы: Синайский полуостров (61,1 тыс. кв. км) и Сектор Газа (378 кв. км) у Египта; Западный берег реки Иордан (5,8 тыс. кв. км) и Восточный Иерусалим (70 кв. км) у Иордании (точнее, тогда еще Трансиордании); Голанские высоты (1,25 тыс. кв. км) у Сирии. Тем самым общая контролируемая территория возросла до 69,859 тыс. кв. км или почти в пять раз по сравнению с установленной Резолюцией 1947 года.

 

Позднее свои границы Израиль двигал еще. По итогам следующего конфликта, войны Судного дня 1973 года, ЦАХАЛ заняла еще некоторые территории на Синае и на Голанах, но уже через год правительство Израиля вернуло Сирии город Кунейтра с окрестностями, а Египту - часть оккупированных земель к востоку от Суэцкого канала. Дальше началась длинная и сложная дипломатическая партия, одим из ходов которой Тель-Авив пытается сделать сейчас.

 

В 1979 году Израиль подписывает мирный договор с Египтом и к маю 1982 года полностью отводит свои войска за линию установленной по нему государственной границы. Формально она международным сообществом не признается, но на межгосударственном уровне с Египтом ее демаркация считается законченной. К середине 80х годов ХХ века Тель-Авив, вместе с британцами, французами и американцами, сумел превратить Трансиорданию в просто Иорданию и в 1994 году подписать с ней мирный договор.

По нему был произведен некоторый небольшой обмен территориями, где Израиль "отдал" 381 кв. км, и тоже как бы на межгосударственном уровне "утверждена" государственная граница.

 

На этом хоть как-то согласованные границы заканчиваются, и начинается одна большая серая зона. Официальной границы с Ливаном у Израиля нет. После вывода войск из его южной части, находившейся под оккупацией с 1978 года, функцию границы выполняет так называемая "Голубая линия", временно установленная ООН для разделения сторон. Заявленная в 1981 году аннексия Голанских высот мировым сообществом не признана, потому границей с Сирией не считается. Хотя формально, как говорится "в одностороннем порядке", Израиль и вывел войска из 3/4 земель Западного Берега, а также 60% Сектора Газа, в целом его границы с Палестиной остаются ничем и никак не урегулированы.

 

Отдельно следует отметить Иерусалим. В 1980 году Кнессет (парламент Израиля) провозгласил город "вечной и неделимой" столицей страны, постепенно наращивая политическое давление с целью международного признания этого шага. В этом году израильтянам удалось убедить США перенести туда свое основное посольство. Хотя американский шаг широкой международной поддержки не получил, ряд стран, например Парагвай, также последовал этому примеру.

 

По всплывающим в открытых источниках фактах и оговорках, все указывает на то, что Тель-Авив сейчас пытается вести с США некие непубличные переговоры с целью добиться от Америки признания израильской аннексии Голан. Об этом, со ссылкой на слова министра разведки Израиля Исраэля Каца, рассказало агентство Reuters, и это очень похоже на правду.

 

Момент израильтянами выбран весьма удачный. Вашингтон, с одной стороны, все еще сохраняет статус мирового гегемона и серьезное политическое влияние в мире, а значит, способен воспользоваться им для продавливания такого решения на международном уровне. По крайней мере, в пределах коллективного Запада и политически зависимых от него стран Третьего мира. Это в сумме дает примерно до 160 голосов из 193 официальных членов ООН.

 

С другой стороны, нынешнее положение США таково, что они сами испытывают серьезную нужду во внешней публичной поддержке их собственной международной политики. Особенно после историй с северокорейской и иранской "сделками". Израиль такую поддержку предоставить согласен, но за нее требует вполне конкретную плату. И тот факт, что США уступили с переносом посольства, в котором Вашингтон отказывал Тель-Авиву почти 40 лет (!), наглядно показывает, что американцы израильскому давлению уже поддаются, и шансы получить желаемое у Израиля действительно есть.