Новая экономика как «лжеэкономика»
На модерации
Отложенный
11 августа 2017 Энциклопедист
Сегодня среди экономистов в основном распространен научный подход, который изучает экономические процессы как самостоятельную дисциплину, вне связи с остальными проявлениями жизни социума. А уровень научности экономической теории связывают с инструментальным математическим аппаратом.
В тоже время в последние годы все сильнее набирает движение научной мысли, настойчиво призывающее вернуться к рассмотрению экономико-хозяйственной сферы деятельности человека как явлению, целиком интегрированному в саму жизнь, на которое влияют все ее аспекты: от политики, демографии и медицины, до религии, философии и культуры.
Особую опасность утраты чувства реальности вследствие экспансии математического инструментария таит в себе разделение экономики и этики. «Если в анализе экономических проблем учитывается не их человеческая ценность, а инструментальная (математическая) возможность формализации, то сам выбор проблематики исследования может оказаться фиктивным, мнимым».
Современный финансово-экономический кризис связан, прежде всего c курсом биткоина, график вы можете посмотреть, а так же с фактом отделения экономики от реальной жизни, отказом рассматривать хозяйственный процесс в неразрывной онтологической взаимосвязи со всеми сторонами человеческой жизнедеятельности. Однако экономика вне человеческого общества не существует. Мало того, как указывают ряд ученых, она прямо или косвенно подчиняет себе всю человеческую деятельность (Л. фон Мизес, Ю. М. Осипов и др.). Следовательно, обязательно должно существовать и обратное влияние природы человека, всех его социальных, духовных и биологических свойств на экономику.
Следуя таким представлениям, наиболее продуктивно рассматривать природу нынешнего кризиса с позиций научной школы философии хозяйства, сформировавшейся в последние десятилетия на экономическом факультете Московского государственного университета под руководством профессора Ю. М. Осипова.
Философия хозяйства анализирует экономические процессы через призму хозяйства, рассматриваемого в качестве широкой философской категории. Это позволяет анализировать кризис не только как экономическое явление социальной жизни, но, прежде всего, как следствие хозяйственного бытия человека. «Хозяйство - само бытие, сама жизнь, однако взятые и рассматриваемые как хозяйство. Не хозяйство в бытии и жизни, а бытие и жизнь как хозяйство».
Осмысление кризиса с такой точки зрения приводит к выводу, что его возникновение, глубина и продолжительность зависят не столько от тех или иных финансово-экономических или политических действий, сколько от самого человека, от тех изменений, которые происходят в его сущностной природе. Такое заключение дает возможность предположить, что неизбежность экономических кризисов, обусловленная циклической закономерностью их возникновения, не является фатальной.
В качестве предпосылок к кризисам различные теории рассматривают разные факторы. Так, например, Маркс, как и многие последующие экономисты, материальную основу экономического цикла связывал с регулярным техническим обновлением основного капитала, который морально устаревал в течении 10-12 лет.
В этом же ключе лежат исследования строительных циклов С. Кузнеца и концепция длинных волн Н. Д. Кондратьева, первоосновой которых является «инвестиционный цикл». Близка к ним и теория нововведений И. Шумпетера и Э. Хансена. Дж. М. Кейнс считал кризисы результатом избытка сбережений у населения, что вызывает недостаток инвестиций в производстве. Согласно М. И. Туган-Барановскому и А. Шпитгофу, причина экономических кризисов состоит в превышении средств производства над производством предметов потребления. П. Самуэльсон и Дж. Хикс видели причины кризиса в следствиях воздействия эффектов мультипликатора и акселератора. Существуют теории циклов, базирующиеся на эндогенных, т.е. внешних, по отношению к человеку и его деятельности, причинах. Например, теория солнечных пятен-погоды - урожая (У. Джевонс, Дж. Мур) и т. д.
Не вызывает сомнений, что любое из предлагаемых учений по-своему право. Но только применительно к тем кризисам, которые случились до того, как возникли концепции их объясняющие. Вероятно, механизм возникновения различных экономических кризисов не одинаков и они могут вызываться различными факторами или их неблагоприятным сочетанием.
Например, профессор В. Мау говорит о том, что российский кризис образца 1998 г. принципиально отличается от нынешнего. «Кризис десятилетней давности был порожден внутренними причинами, главным образом слабостью власти, не способной проводить ответственную макроэкономическую (прежде всего бюджетную) политику.
Теперь впервые за последние сто лет Россия сталкивается с мировым кризисом, будучи частью глобальной экономической и финансовой системы.Правда, разворачивающийся на наших глазах кризис явно выходит за рамки обычного циклического». При этом существенную роль играет технологическое и социально-политическое состояние общества. Некоторые аналитики указывают, например, что нынешний кризис гораздо больший урон наносит развитым, чем развивающимся странам.
Для осмысления базовой, онтологической первопричины современного кризиса необходимо вскрыть его характер. По мнению многих исследователей, он лежит в специфике современной мировой экономики, которую из-за значительных технологических и финансово-экономических преобразований, произошедших в мире за последнюю четверть века, все чаще стали характеризовать термином «новая экономика» или «неоэкономика».
Одним из основных свойств новой экономики профессор Е. Ф. Авдокушин называет ее интернациональный характер и опору на информационно-коммуникационные технологии. Он подчеркивает, что новая экономика оперирует главным образом в рамках виртуальной среды. М. Кастельс определяет новую экономику как информационную экономику, обладающую рядом специфических черт. Например, она обнаруживает «сетевую» структуру. При этом понятие «сеть» не сводится только к Интернету, а представляет способ организации производства и распределения
6. Профессор Осипов считает, что неоэкономика - это экономика, отличающаяся особой «суперорганизованностью». Он пишет: «Неоэкономика - вовсе не суперлиберальная экономика , а экономика, отличающаяся особой суперорганизованностью, - и суперорганизация эта превосходит не только рыночно-конкурентную организацию, не только корпоративно-монопольную, не только межгосударственно-трансмонопольную, но даже и новейшую виртуально-ин- формационную»
7. Одной из важнейших составляющих новой экономики является ее финансовая сторона. А именно, финансовая экономика или финансомика, которая в наиболее заметной форме проявляется в спекулятивных перемещениях капитала, в производных финансовых продуктах, интернационализированных финансовых инструментах и т. п.
9. Важной чертой финансомики является преобладание финансовых рынков по своим стоимостным объемам над рынками материальных товаров и ресурсов, т. е. спекулятивной части мировых финансов над их инвестиционной составляющей
10. По некоторым оценкам к началу 2008 года мировые финансовые активы (акции, негосударственные и государственные долговые обязательства, банковские вклады) были в 3,5 раза выше мирового ВВП (195 и 55 трлн.
долл. США соответственно)
11. Сегодня экономистами уже достаточно изучен и показан лавинообразный механизм нынешнего экономического кризиса, толчком к которому послужил отрыв финансового рынка от реального сектора экономики, виртуальный характер значительной части современной экономики.
Укажем еще на один важный компонент новой экономики. Это управление, которое должно обеспечить достижение целей новой экономики. Главная задача экономики любого типа - это обеспечение эффективного ведения хозяйства. Но если в предыдущий капиталистический период ее основу составляло товарное производство, то в неоэкономике - это финансы, за которыми уже следует товарное производство. По этому поводу профессор Осипов пишет: «Реальная экономика, или экономика снизу, т. е. экономика из и ради реального производства, заместилась уже во многом виртуальной экономикой, или экономикой сверху, экономикой из и ради самой экономики.
Соответственно изменились природа и роль финансов: из обеспечивающих и обслуживающих экономику и хозяйство они стали доминирующими над экономикой и хозяйством, как и действующими в первую очередь в своих собственных интересах».
Следовательно, неоэкономикой управляют, прежде всего, банкиры. Но и они вынуждены подчиняться тем, в чьих руках находится исключительное право денежной эмиссии и организации денежного обращения. То есть организациям, которые выполняют в своих странах роль Центрального Банка.
Но поскольку процессы глобализации привели к созданию всемирной монетарной системы, то новой мировой экономикой управляет эмитент, выпускающий мировые деньги, а главную роль здесь до сих пор играет доллар США.
Итак, в основе управления новой экономикой - это управление финансами.
С другой стороны, современное развитие мировой экономики характеризуется как стадия государственно-монополистического капитализма. На этом этапе практически во всех странах произошло взаимопроникновение крупного частного капитала и государственных структур и их сращивание. В качестве примеров можно указать на практику государственно-частного партнерства, создание государственных корпораций, и на сами национальные Центральные Банки (в частности Федеральную резервную систему США).
При этом государство, придя в бизнес, стало активно применять накопленный опыт и технологии управления, ранее использовавшиеся в основном в военных и политических целях.
Следует заметить, что технологии эффективного управления в новой экономике резко отличаются от привычных или классических методов менеджмента. Прежде всего - это технологии рефлексивного управления. Основы рефлексивного управления были разработаны в 50-60 гг. XX века американским ученым советского происхождения Владимиром Лефевром и советским ученым Георгием Щедровицким.
В классическом менеджменте управление осуществляется в основном в результате прямого воздействия на управляемого посредством различных методов стимулирования и мотивации.
В основе рефлексивного управления лежит передача управляемому тех или иных ментальных «оснований», на основе которых тот самостоятельно принимает решение. При чем именно такое решение, которое заранее было предопределено управляющим. Процесс передачи оснований для принятия решения одним человеком другому и называется рефлексивным управлением.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Ее роль в жизни человека в обеспечении адаптивности к новым условиям деятельности. Еще более важно то, что рефлексия выступает тем механизмом, который позволяет сделать неявное знание явным.
В этом контексте термин рефлексия используется для обозначения сознательного процесса формулирования объектом представления о действии окружающего мира и выработки на этом основании своего поведения. Рефлексия может рассматриваться как проявление двойной обратной связи в моделях управляемых систем.
Это в свою очередь дает возможность использовать технологию имитационного моделирования и делать математические расчеты вероятного поведения управляемого объекта.
Основатель рефлексивного управления Лефевр указывает, что рефлексивное управление основано на использовании лжи, освобожденной от морально-этической окраски этого понятия. Любые «обманные движения», провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще ложь произвольного типа представляют собой рефлексивное управление.
Ложь, как известно, это намеренное искажение истины, неправда, обман. Использование лжи в обществе напрямую не запрещено, но регламентировано системами этических норм. Прямое употребление лжи, как правило, осуждается общественным мнением.
Многие ее виды официально запрещены и караются государственными институтами (например, лжесвидетельство, обман покупателей или избирателей, фальсификация документов, торговых марок и т. п.). Однако некоторые виды лжи, завуалированной и обычно носящей другие имена, наоборот, разрешены (например, военные маневры, дипломатические инициативы, «ложь» в спортивных состязаниях, оперативном искусстве и т.п.).
Более того, владению такой ложью специально обучают. При этом ложь может иметь очень сложное строение: например, передавать правдивую информацию таким образом, чтобы управляемый, считая ее ложной, принял соответствующее решение.
Технологии рефлексивного управления, основанные на лжи, проникнув вместе с государством в сферу бизнеса, сегодня активно используются во многих сферах. И, прежде всего, на финансовых рынках.
Именно в финансово-экономической сфере возникли и быстро распространились разного рода финансовые инновации или новые инструменты финансового рынка18, по своей сути являющиеся ничем иным, как замаскированными посредством наукообразных терминов, махинациями и обманом.
Как работают принципы рефлексии, разработанные Лефевром и Щедровицким в экономике, впервые описал в собственной теории рефлексивности Дж. Сорос. Рефлексивность понимается им как процесс, при котором цены на бирже формируются в основном представлениями участников биржи о будущих тенденциях к их росту или падению19. То есть, по сути, он говорит о том, что биржевые цены складываются по вере ее участников!
Профессор В. Юсим, развивая идеи экономической рефлексивности, считает, в частности, что именно биржевые рефлексивные процессы являются одним из важнейших причин кризиса.
Он пишет: «Ценные бумаги могут существовать неограниченно долго. В то же время рефлексивные цены на акции и бумаги могут в любой момент резко упасть.Главным образом по причине того, что цены слабо связаны с какими-либо стабильными или инерционными факторами, например, с производственными активами фирмы или выплатами по дивидендам». Он же указывает на то, что рынки, на которых превалируют рефлексивные процессы, не стабильны и не обеспечивают стремление системы к равновесию.
Однако, в новой экономике, применение рефлексивного управления не ограничивается только сферой финансов. Технологиями лжи пронизана вся современная экономика.
Это управление потребительским выбором через рекламу, моду, мерчендайзинг, имидж - мейкинг, продвижение брендов, торговых марок, создание гудвила, через все современные инструменты маркетинга.
Их основная задача - это продать товары или услуги по наивысшей цене, вне зависимости от их реальных потребительских качеств. Активное управление потребительским выбором привело к тому, что товары или услуги гораздо более высокого качества зачастую вынуждены продаваться по более низким ценам, а то и вовсе могут оказаться не востребованными.
Предпринимательская ложь заключается в стремлении предпринимателя получить за свой товар или услугу наивысшую цену. Классическая экономическая теория считала, что на рынке предложения одинаковых товаров покупатель, обладающий рациональным поведением, будет покупать тот товар, который имеет более низкую цену или обладает лучшими качествами.
Однако в практике современного бизнеса, использующего передовые технологии продвижения товаров на рынке, предприниматели часто действуют не в соответствии с классической теорией.
Во-первых, они влияют на рациональное поведение покупателей, делая его иррациональным. А во-вторых, вместо стремления повысить качество своей продукции они добиваются того, чтобы потребитель поверил в ее высокое качество. Примеров этому множество: от «Фабрики звезд» и пресловутого «Гербалайфа», до посуды «Цептор» и финансовых пирамид по типу «МММ» и «Русского Дома Селенга».
Это происходит из-за того, что современные методы управления покупательским выбором обходятся предпринимателю гораздо дешевле, чем снижение прибыли из - за снижения цены товара или из-за внедрений технологий обеспечивающих высокое качество продукции. Для этого создаются современные мифы.
Активное управление покупательским выбором является подоплекой экономики потребления и как следствие долговой экономики, сложившейся во многих развитых странах.
Она характеризуется тем, что спрос искусственно нагоняется, а рост потребностей и потребления культивируется. Банки, ссудившие человеку деньги, чтобы тот мог обеспечить себе видимость благополучия, на самом деле не ждут, когда их вернут. Они, выдав кредит, сразу начинают торговать процентами с тех долгов, которые еще только должны будут получить.
Такова основа виртуальной экономики и принципиальная финансовая схема современного хозяйствования, в которой продаются, многократно перепродаются еще никем не созданные и несуществующие материальные богатства. С точки зрения здравого смысла - это бессмысленно.
Но благодаря активному внедрению технологий рефлексивного управления несуществующие блага не только продаются, но и находят своих покупателей. И весь мир увлеченно играл в эту азартную игру, пока не случился кризис. Мало того, финансисты, привыкшие получать гигантские барыши, не желают ее прекращать, понимая под «преодолением кризиса», нахождение новых способов лжи для продолжения этой игры.
Можно сказать, что почти вся современная экономика или новая экономика (но не хозяйство) - это «лжеэкономика».
Использование лжи в тех или иных целях, конечно, не новое изобретение. Это делалось всегда, но именно в ХХ веке обман из политического искусства превратился в настоящую науку, со всеми ее атрибутами - а именно, полноценным математическим аппаратом, возможностью точного прогнозирования результатов и их повторяемостью в опыте, с выработкой специфических методов и собственной научной теорией.
Все это лишний раз свидетельствует о том, что ситуация в экономике в целом совпадает с характеристикой современной западной цивилизации, как общества Постмодерна.
В постмодерне такие понятия, как «справедливость» и «доверие», утрачивают свое значение, зато преобладают двусмысленность, ирония, цинизм, пассивность и серость.
Но ложь, искусственность и цинизм, не всегда являлись атрибутами экономики. Для этого достаточно вспомнить исследования Макса Вебера, который показал, что именно религиозные убеждения, религиозная этика предпринимателей, явились основными стимулами развития капиталистической экономики. На примере протестантизма он проиллюстрировал согласованность процесса развития капитализма и религиозной веры. Протестантизм создал мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства с использованием научных достижений.
Экономический успех был возведен протестантской этикой в религиозное призвание. Идеи Вебера хорошо известны, однако в основном в них находят ответ о предпосылках возникновения индустриального общества. Тогда как важными в них представляется обращение к религиозной вере, предполагающей честное и правдивое предпринимательство.
Вебер, подводя своеобразный итог своей работы «Протестантская этика и дух капитализма» пишет: «.Мирская аскеза протестантизма со всей решительностью отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишества. Вместе с тем она освобождала приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и угодное Богу (в указанном выше смысле) занятие».
Тоже характерно и для русского купечества, деятельность которого основывалась на религиозных догматах и традициях официального православия и старообрядчества. Ю. Голицын отмечает, что русские предприниматели, особенно выходцы из купечества, отличались большой религиозностью.
Это не было случайностью, так как деловая активность христианством не осуждается. Особенно истовое отношение к религии отличало старообрядцев, из чьей среды вышли крупнейшие династии текстильных фабрикантов Москвы: Морозовы, Гучковы, Солдатенковы, Хлудовы, Коноваловы, Рахмановы, Рябушинские, Горбуновы, Шелапутины, Кузнецовы и др. Религиозность воспринималась в предпринимательской среде как безусловная добродетель и способствовала упрочению деловой репутации того или иного бизнесмена. В отсутствие письменных документов (которые входили в практику деловой жизни очень медленно) «верность Богу» ассоциировалась с твердостью и надежностью в «держании слова» при устном заключении контракта26. То есть религиозная вера предпринимателя порождала к нему высокий уровень доверия в обществе.
Вебер в работе «Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира», указывая на причины отхода предпринимателей от принципов религиозной этики, пишет: «Деньги - самое абстрактное и «безличное» из всего того, что существует в жизни людей. Поэтому, чем больше космос современного капиталистического хозяйства следовал свом имманентным закономерностям, тем невозможнее оказывалась какая бы то ни было мыслимая связь с этикой религиозного братства. И она становилась все более невозможной, чем рациональнее и тем самым безлич - нее становился мир капиталистического хозяйства»27. Таким образом, религиозная вера, способствуя становлению капитализма, в тоже время готовила почву для своего отрицания. Характер этого отрицания, по мнению Вебера, лежит в обезличивании труда и, по мере развития капитализма, исчезновении личных отношений между субъектами.
Именно личные отношения в религиозных общинах являлись фактором этического ведения предпринимательской деятельности. По мере своего развития и расширения числа собственников, владеющих акциями предприятий, капитализм, все больше отдалял людей не только от религиозной веры, но и от веры вообще. А это, в свою очередь, снижало в людях уровень доверия.
Значение доверия в экономических отношениях прослеживается в «теории рациональных ожиданий» (Р. Лукас, Р. Барро и Т. Сарджент, 1976 г.). Ее идейным основоположником был американский экономист Дж. Мут (1961 г). Суть его идей в том, что теоретические прогнозы строятся на экстраполяции прошлых тенденций в будущее, т.е. на адаптивных ожиданиях, а субъекты финансового рынка принимают решения не только исходя из прошлых тенденций, но и исходя из представлений о будущих условиях хозяйствования. В теории рациональных ожиданий в качестве одной из главных проблем макроэкономической политики правительств указывается «кредит доверия» к ним со стороны экономических агентов.
Ключевой роли доверия в экономической жизни и благополучия стран посвящена одна из книг известного американского социолога Фрэнсиса Фукуямы («Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию»). Доверие - он считает ключевой характеристикой развитого человеческого общества, которое и определяет его прогресс. Мало того, успех «самореализации» конкретного общества зависит не от рыночных принципов и не от приверженности традициям, но от уровня доверия существующего в обществе. При этом экономический прогресс - это своего рода «награда» обществу за внутреннюю гармонию, отсутствие которой препятствует хозяйственному процветанию. Обрести же эту гармонию можно лишь в процессе общественной эволюции.
Эту награду в наше время вполне заслуженно, с его точки зрения, получили наиболее продвинутые в «доверии» страны, такие как США, Германия и Япония. Центральный же тезис книги Фукуямы то, что некоторые этические навыки, а именно предрасположенность людей к стихийному объединению (невозможному без высокого уровня доверия между членами общества), имеют решающее значение для возможности усовершенствования организационных форм, а, следовательно, и для созидания богатства.
Соглашаясь с особой важностью фактора доверия для экономического развития, как отдельных государств, так и мира в целом, трудно согласиться с самой концепцией Фукуямы, который под доверием понимает «возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и с вниманием к нуждам окружающих, в согласии с некоторыми общими нормами».
Так, например, говоря о Китае он указывает на то, что там относительно высокий уровень доверия прослеживается лишь на уровне семьи, а между остальными людьми и в обществе в целом уровень его низок. Как тогда объяснить феномен, получивший название «китайское экономическое чудо»?
О России же он пишет: «Подлинно индивидуалистские общества, члены которых не умеют объединяться друг с другом, действительно существуют.В качестве примеров можно назвать Россию и некоторые другие бывшие коммунистические страны.».
Страница: 1
Возможно Фукуяма не в курсе, что богатейшая русская культура, основа которой в православной вере, построена на принципах общинности, соборности и коллективизма. Эти принципы всегда лежали и лежат в основе национального характера и культуры русских людей в любой период российской истории, в том числе и в наши дни. Русские люди умели и умеют объединяться, когда это действительно нужно, чтобы отстаивать свою землю и свою веру от завоевателей. Решение же экономических и политических проблем для них не является столь уж насущной задачей. Ценности у нас другие, не западные. А вот уровень доверия у россиян сегодня действительно низок, как никогда.
На самом деле доверие - это проявление феномена веры в действии. Но именно базовое основание доверия - веру, Фукуяма не рассматривает. И вообще относится к ее проявлениям у разных народов с выраженным недоверием.
Вера - это убежденность, глубокая уверенность в ком - или чем-нибудь.
Мы привыкли рассматривать феномен веры односторонне, как свойство отдельной личности, либо как качество религиозного сознания. Однако философия определяет веру как глубинную общечеловеческую универсалию культуры, фиксирующую комплексный феномен индивидуального и массового сознания. Вера, вероятно, возникает вследствие ограниченности человека в пространстве и времени. Небольшая скорость передвижения, кратковременность жизни, ограниченность разума в возможностях осмысления действительности, все это привело человека к необходимости компенсировать свою природную ущербность.
Вера явилась таким компенсаторным механизмом. Можно предложить следующую сентенцию: люди обладают не самим знанием, а лишь верой в свое знание. Даже атеизм или отрицание Бога не есть неверие в Него, а все та же вера в отсутствие в мире Бога.
Веру нельзя измерить количественно. А вот доверие принципиально измеримо. Поэтому чаще говорят не о самой вере, а об уровне доверия, которое на самом деле отражает глубину или силу веры. Доверие проявляется как открытые и положительные взаимоотношения между людьми. Оно может иметь финансовый или личный характер. Например, уровень финансового доверия можно измерить готовностью людей (организаций, банков или государства), давать деньги в долг и на каких условиях.
Человек может относиться к тому или иному явлению с большим или меньшим доверием, но он не может исключить из своей жизни веру как таковую, поскольку она является его врожденным свойством. Впрочем, ее потенциальная сила со временем может, усиливаться или ослабевать, что и проявляется в повышении или понижении общего уровня доверия. Например, всем известно полное доверие маленьких детей к своим родителям и вообще к любому взрослому, которое по мере взросления значительно уменьшается.
Отчего зависит сила веры? Вера усиливается, когда объект веры совпадает с Истиной. Истинность того или иного положения вещей, дает вере опору, доказывает ее правильность, что и усиливает веру.
Однако как не парадоксально, но вера может порождаться не только правдой, но и ложью, действующей через искусный обман. В этом случае возникает ложная вера, порождающая ложное доверие. Следовательно, важно не только доверие само по себе, но и его источник! То есть то, на каких основаниях, ложных или истинных, базируется доверие. Понятно, что ложная вера, не совпадая с Истиной, не находя в ней опоры для своего существования, не может существовать долго без постоянной поддержки, постоянно усиливающегося, становящимся все более искусным и изощренным обмана. Именно в этом просчет Фукуямы, который рассматривает доверие только как некий культурный феномен, социальный капитал, вне связи с его основой, которая его порождает - верой.
В экономической сфере доверие стимулирует экономические процессы, поскольку наполняет финансовую сферу, которой всегда недостает денег, обеспеченных реальным сектором экономики, их заменителями - финансовыми инструментами, ценность которых обеспечивается лишь доверием к ним. Соответственно снижение доверия тормозит их.
В отличие от животных, человек может искусственно компенсировать недостаток истинного доверия или поддерживать ложное доверие различными механизмами. Механизмы повышения и поддержания доверия создаются, прежде всего, на государственном, т. е. макроэкономическом уровне. Это принятие различных законодательных актов, например, запрещающих или регламентирующих отдельные виды и формы ведения бизнеса.
Вообще вся правовая система государства может рассматриваться как инструмент по поддержанию доверия. Инструменты повышения доверия существуют и на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне предприятий и организаций. Например, юридическое оформление сделок и договоров, практика аккредитивов, третейские суды, рейтинги, создание саморегулируемых организаций, бизнес-ассоциаций и т.п.
Проблема повышения доверия на всех уровнях экономики заключается еще и в том, что меры защиты от обмана, с чрезмерным увеличением и распространенности технологий лжи, становятся громоздкими и дорогими, т.е. экономически неэффективными, что уже само по себе способствует кризису. Фукуяма так же указывает на этот факт.
Он пишет: «.Люди друг другу не доверяющие, в конце концов смогут сотрудничать лишь в рамках системы формальных правил и регла - ментаций - системы, требующей постоянного переписывания, согласования, отстаивания в суде и обеспечения выполнения, иногда принудительного.
Весь юридический аппарат, заменяющий доверие, приводит к росту того, что экономисты называют "операционными издержаками"».
Можно выразиться, что в обществе, насквозь пронизанном утонченной ложью, всем постоянно приходится доказывать друг другу, что они «не верблюды».
Материальным выражением этой проблемы является двукратное увеличение доли чиновников в современной России, по сравнению с советским периодом ее истории, и 20-ти кратное увеличение этого класса, в сравнении с Россией XVIII века. Возросшая необходимость в госчиновниках объясняется тем, что государство сегодня вынуждено выполнять в обществе функцию по укреплению веры, выраженной в доверии, которую в XVIII веке исполнял институт церкви, а в XX веке - партийные институты.
Рано или поздно пирамида, выстроенная на ложных основаниях, неминуемо рушится. При этом не важно, в какой сфере возводилась эта пирамида. Если это экономика - мы наблюдаем экономический кризис и даже крах экономики.
Если это неправильная, то есть неправедная государственная идеология, мы наблюдаем крах этой идеологии и смену власти. Если это семейные отношения, устроенные не на честности и доверии друг к другу, семьи разваливаются.
Нынешний кризис - это процесс разрушения «воздушных замков», возведенных на ложных основаниях. Сегодня много разговоров ведется о том, где находится «дно» кризиса.
Скорее всего, оно будет там, где при помощи сконструированных новейших технологий лжи удастся вернуть в массовое сознание доверие к «лжеэкономике». Но поскольку это будет ложная вера, ее появление ознаменует не только конец нынешнего экономического кризиса, но и движение к новому.
Подлинное же «дно» там, где начинается реальное хозяйствование. Только это уже и не «дно» вовсе, а «почва», основанная на подлинной вере, на которую только и можно опираться без всяких опасений. Но таковой в современном мире является только религиозная вера, которая и есть основа любой нравственной экономики и антагонист современной «лжеэкономики».
Сегодня в развитых странах мира ведется активная разработка и внедрение новых комплексных социальных технологий капитализации психических ресурсов как нового источника сверхвысокой прибыли для частных компаний и банков. Примером таких новейших технологий, является одна из ветвей рефлексивного управления - «психоинжениринг». Территория использования социальных технологий их обладателями не ограничивается рамками государственных границ. Сфера их интересов - это весь мир.
Что касается России, то по информации группы ученых «Московский проект «Нетократия»: «К началу 2008 г. в России сложилось катастрофическое положение в области технологий управления конкурентной борьбой, управления конкурентоспособностью и стоимостью бизнеса. По оценкам мировых экспертов в области технологий управления поведением выбора и конкурентной борьбой на сегодняшний день Россия в данной сфере опустилась до уровня XIII века. Согласно официальным документам Всемирного банка, наша страна в области государственного и корпоративного управления находится на уровне островных государств - например, Папуа-Новая Гвинея, не дотягивая даже до большинства стран Африки» .
Похоже, Россия в очередной раз проигрывает холодную или экономическую «войну» Западу. Оставаясь «де юро» независимым национальным государством, а «де факто» нас мягко вынуждают реализовывать волю и желания тех, кто более умело использует новейшие гуманитарные технологии и, в частности, технологии рефлексивного управления.
Профессор А. Суэтин, ссылаясь на статью, опубликованную в The Associated Press (США) приводит следующие данные.
В 2000 - 2008 гг. от экспорта нефти и газа в Россию поступило 1,3 трлн. долл. За это же время Россия в резервах Банка России и специальных правительственных фондах накопила 560 млрд. долл. золотовалютных резервов, а российские банки и компании сделали на 460 млрд. долл. внешних долгов.
Делается вывод о том, что наша страна кредитует правительства Запада, а затем заимствует эти средства в западных банках.
Что из этого следует? А то, что нынешний кризис вполне мог быть и не нашим кризисом. Он был экспортирован в Россию, подобно тому, как в страны с более отсталыми технологиями и слабой экономикой экспортируется инфляция из более сильных стран. Безусловно, те, кто в условиях новой экономики владеет новейшими технологиями управления, постарались компенсировать значительную часть своих убытков от начавшейся рушиться финансовой пирамиды, перенаправив удары кризиса в другие страны.
О возможности такого сценария свидетельствует и российский опыт. Например, в период 90-х годов XX века, наше государство под «вывеской» кризиса, списало с себя все финансовые обязательства перед своими гражданами, используя псевдозаконные инструменты обесценивания их накоплений.
Может ли какая-либо страна выстроить сегодня эффективное хозяйствование на принципах Веры и Правды? Создать нравственную экономику?
В ближайшие десятилетия - это маловероятно. Как отмечает профессор Осипов, для этого потребовалось бы отказаться от массового гедонизма, от укоренившейся привычки к сверхпотреблению и перейти к аскетизму и ответственному поведению. Однако, если отдельные люди или даже целые страны, вняв зову совести и разума, откажутся от гедонистического поведения, обязательно найдутся те, кто захочет словчить и выйти за рамки установленной социальной нормы.
Джордж Оруэлл писал об этом свойстве человеческой натуры в своем социально-сатирическом произведении «Скотный двор», где над воротами фермы животных, символизирующей человеческое общество, висел лозунг: «Все звери равны, но некоторые ровнее других».
Однако вера, кроме доверия, порождает в людях еще одно важное качество, благодаря которому человечество справляется с очередным кризисом, и движется дальше в своем развитии. Это качество называется Надежда.
И нынешний кризис, как возможно ни один до этого, дает миру не только надежду, но и шанс начать строительство настоящей, правдивой экономики, которая является ничем иным как истинным, подлинным хозяйствованием.
Комментарии
И главное - то, что нельзя сводить все процессы человеческой жизни (особенно - общественной жизни) сводить к примитивному дарвинизму "борьбы за существование между индивидами" и к рефлексивной реакции на стимул, подобной реакции пресловутой "собаки Павлова".
Человек - существо общественное, и изучать, и прогнозировать нужно именно на уровне сообществ.
Но это - трудно, а главное - не поощряется "атомизаторами" человечества.
Кто в российском обществе являются проводниками "атомизаторов человечества" ?
Чем грозит принятие ЕР в госдуме закона о переводе "долгов ЖКХ " в микродоли в "жилье должников "
и " погашение долгов" путём продажи этих изьятых "микродолей "на рынке недвижимости ?
А вот что касается закона о переводе долгов ЖКХ в микродоли в "жилье должников" - могу сказать лишь одно: ничто на Земле не проходит бесследно...
Если Вы не занимаетесь политикой - политика занимается Вами. И дружно проигнорировав выборы в ГД прошлой осенью, народ попустил ЕР к дальнейшим "подвигам", сиречь к ограблению народа и превращению его, в частности, в толпу бездомных (бомжей, в нынешней транскрипции).
И принятие такого закона ведёт к тем же последствиям, что и когда-то "невинное", если судить по названию, огораживание в Англии.
Новые массы бездомных, на которые останется лишь объявить "свободную охоту".
Тем более, мем уже готов - бомжи...
Вполне разумная рекомендация, особенно - в идеологической войне.
экономической и общественной жизни народа ?
Суд над капремонтом
https://www.youtube.com/watch?v=k5dH9V-ppQ0