Почему бездействует прокуратура

В Республике Татарстан (РТ) открылась Общественная приёмная по правовым вопросам (ОППВ). Её в целях оказания правовой помощи населению республики учредили Правозащитный центр «Андурский и партнёры» и газета «Честное слово. Казань».

Возможности ОППВ не так уж и велики. Тем не менее, она способна выполнить общественную экспертизу законности и обоснованности того или иного решения и оценить перспективы судебного дела. А ещё ОППВ может направлять запросы заинтересованным учреждениям и организациям.

Именно это я – руководитель ОППВ и решил сделать в связи с уголовным делом, которое полиция на пустом месте завела в отношении Бориса Ларионова, инкриминировав ему «фиктивную постановку на регистрационный учёт иностранных граждан». Борис Васильевич, разменявший девятый десяток лет, проживает в одной из комнат двухкомнатной коммуналки. Другую комнату некоторое время снимали гражданин Таджикистана Али и его жена – гражданка РФ. Когда участковый уполномоченный полиции оштрафовал Али за проживание без регистрации, тот попросил Ларионова дать согласие на регистрацию Али по адресу своей комнаты. Затем Али попросил за своего племянника и братьев…

И всё было хорошо, пока у Ларионова не возник конфликт с полицией. Дело в том, что Президенту РТ он пожаловался на то, что сотрудники полиции не разрешали ему пользоваться туалетом. Рассмотрев жалобу Ларионова, полковник полиции Рустем Аманов заверил её автора в том, что просто так это ему с рук не сойдёт…

Вскоре полицейские задержали Ларионова на улице и, насильно доставив его в ОП №6 «Савиново» УМВД России по г. Казани, несколько часов удерживали, обвиняя в фиктивной регистрации мигрантов. А через некоторое время замначальника ОД ОП №6 ст. лейтенант полиции Ирина Ермошкина сообщила Ларионову о том, что в его отношении возбуждено уголовное дело по статье 322.3 УК РФ. Эта статья предусматривает наказание за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ. Можно подумать, что Ларионов работает в миграционной службе…

Справка

Под фиктивной постановкой на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в РФ понимается постановка таких граждан на учёт по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка этих граждан на учёт по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Уведомив миграционную службу о прибытии нескольких иностранных граждан, Ларионов надлежащим образом заполнил соответствующую форму, но не утверждал, что принадлежащая ему комната является местом проживания иностранных граждан.

Справка

Местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства согласно п.

4 ст. 2 закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» признаётся жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учёт по месту пребывания в порядке, установленном Федеральным законом.

Как полагает Конституционный Суд РФ, отсутствие точных формулировок этого закона обусловливает неопределённость его норм. Установив, что некоторые нормы закона о миграционном учёте противоречат российской Конституции, КС РФ поручил внести изменения в действующую редакцию этого закона. Изменения коснутся, в частности, терминов «место пребывания» и «принимающая сторона» (п. 4 и п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона). Так, местом пребывания иностранного гражданина может стать жилое помещение, где фактически проживает иностранец. И если это произойдёт, у полиции и в самом деле появится основание инкриминировать Ларионову нарушение закона. Но пока он, на наш взгляд, закон не нарушил.

С просьбой проверить законность возбуждения уголовного дела в отношении Ларионова я обратился к прокурору Ново-Савиновского района Казани и попросил проверить законность возбуждения этого уголовного дела. Ответил мне заместитель прокурора Ново-Савиновского района Казани, советник юстиции Радик Халилов. Он сообщил, что обращение по вопросу производства заместителем начальника ОД ОП №6 «Савиново» УМВД России по г. Казани Ермошкиной И. И. дознания по уголовному делу № 11801920050000251, рассмотрено, что в ходе проверки изучены материалы уголовного дела, и что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

Таких оснований, быть может, и не имеется. Но я так и не получил вразумительный ответ на вопрос, есть ли в действиях Ларионова состав преступления. И, если состав всё-таки имеется, то в чём заключается?

Господин Халилов любезно разъяснил, что его ответ я вправе обжаловать вышестоящему прокурору, а также в суд. Ну, что же, пожалуй, я так и поступлю: обращаюсь к прокурору города Казани Олегу Дроздову с публичной жалобой на бездействие Ново-Савиновской прокуратуры. И обращаю внимание г-на Дроздова на ст. 144 УПК РФ, согласно которой по сообщению о преступлении, распространённому в СМИ, проверку по поручению прокурора проводит орган дознания, а по поручению руководителя следственного органа – следователь.

И, наконец, о Ново-Савиновской прокуратуре. Причина её бездействия, на мой взгляд, в том, что прокуратура и полиция — это, можно сказать, молочные братья. Оба служат государству и финансируются за его счёт. А Борис Ларионов - это беззащитный пенсионер, никакой опасности для «молочных братьев» не представляющий.

Ну, что же, посмотрим, как на историю с возбуждением уголовного дела в отношении Бориса Ларионова отреагирует г-н Дроздов...