Кудрин не сможет превратить Счетную палату в центр реформ

На модерации Отложенный

 

 

Неожиданное назначение Алексея Кудрина на должность главы Счетной палаты комментируют российские эксперты. Андрей Колесников утверждает, что серьезно изменить в лучшую сторону экономическую ситуацию в стране Кудрин не сможет, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «РосБизнесКонсалтинг».

Руководитель программы Московского центра Карнеги Андрей Колесников в публикации своего блога пишет, что история назначения экс-руководителя Минфина Алексея Кудрина на должность главы Счетной палаты позволяет оценить процесс «кройки и шитья» элиты четвертого срока действующего российского президента. Парадоксальным образом происходящее можно назвать историей про испуг.

Возглавив Центр стратегических разработок, Кудрин имел возможность полностью изучить состояние российской экономики. По мнению эксперта, чтобы вовлечь президента Путина в серьезные реформы, его нужно было всерьез напугать экономическими проблемами. Судя по всему, всерьез испугать первое лицо не удалось, поэтому глава ЦСР не занял никакой специальной пост вице-премьера по модернизации, цифровизации или административной реформе. Он даже не стал зампредом правительства с широким мандатом на преобразования.

В высшем руководстве страны признают, что проблема рационального расходования государственных средств существует и нужно вести борьбу с их воровством. Поэтому было принято решение реализовать точечные национальные проекты и бюджетный маневр в сторону расходов на человеческий капитал. В логике высшего руководства именно Кудрин может заняться этим блоком, превратив Счетную палату в министерстворасходов. В любом случае, этот участок работы является самостоятельным.

Однако в назначении и самом факте согласия Кудрина можно увидеть специфический взгляд власти на решение всех проблем экономики. Руководство России всячески старается обеспечивать правильное расходование средств и доведение их до получателей. Тем не менее, даже при безукоризненном функционировании этого механизма вряд ли возникнет более конкурентная свободная среда для частного сектора или произойдет сама по себе эффективная демонополизация рыночной экономики.

В российском случае потенциальное улучшение качества человеческого капитала за счет увеличения госрасходов сопровождается ухудшением среды для самореализации этого капитала. Талантливые студенты, ученые и квалифицированные специалисты фактически выталкиваются за границу, иной раз уничтожаются сильные образовательные структуры (Европейский университет в Санкт-Петербурге), спасти который не помог даже Кудрин. Очевидно, что только за счет увеличения расходов вряд ли чиновники сумеют создать «нового человека» – образованного, здорового и устремленного в будущее.

Изменения в работе Счетной палаты не помогут улучшить ситуацию в стране.

На сегодняшний день Счетная палата выглядит как отдельная структура, всерьез не влияющая на процессы в экономике.

Существуют в российском государстве и другие органы финансового контроля, включая Контрольное управление президента. В свое время Счетную палату Сергей Степашин возглавил после ухода из должности премьер-министра и пробыл на посту 12 лет. Назначение эксперты тогда рассматривали как отступные за прерванный полет на самый верх. В современности возникает стойкое ощущение, что для Кудрина новая должность также стала своеобразной компенсацией за то, что разработанный командой экс-министра пакет реформ не принят к реализации.

Когда-то Кудрин отказался от должности председателя Центробанка, сейчас ему приходится соглашаться на работу в Счетной палате. Вполне возможно, что бывшему министру было бы непросто работать с премьером Медведевым, а в президентской администрации – с помощником главы государства по экономическим вопросам Андреем Белоусовым. Частично свое влияние Кудрин может сохранять с помощью первого вице-премьера по экономике и финансам Антона Силуанова, но на новой должности глава Минфина становится самостоятельной фигурой, членом президентской команды.

На своей новой должности Кудрин может превратить сильно персонализированную Счетную палату в одно из самых заметных госучреждений. Однако страну это вряд ли изменит. Границы официальных полномочий не позволят бывшему министру начать действительно бурную деятельность. В ином случае активную деятельность Кудрин начать сможет, но вовсе не в той сфере, где главный потенциальный реформатор последних лет сумеет показать свои таланты лучше всего.

Сомнительно, что Счетная палата станет настолько грозным органом, каким в 1960 года был Комитет партийно-государственного контроля при Шелепине, занимавшем также должность зампреда Совмина Союза. Кресло в контрольном органе тогда рассматривалось как трамплин для Шелепина, в случае Кудрина речь идет о пункте ожидания новых, лучших времен без гарантии, что эти времена когда-либо наступят.

Несмотря на свой либерализм, Кудрин является человеком государственным. Понятно, что бывший министр хотел получить в свое распоряжение конкретный участок, где можно провести восстановительные работы в соответствии со своим желанием. Участок Кудрин получил, хотя и не соответствующий размеру амбиций и потенциалу.

Новый глава Счетной палаты заявил, что отказываться от общественной деятельности не намерен. Несмотря на планы Кудрина, с Комитетом гражданских инициатив объективно возникнет проблема. Этим проектом бывший главный финансист занимался всерьез и довольно успешно. В новых обстоятельствах ЦСР также, вероятно, заметно снизить активность, во второй раз за историю.

По мнению Андрея Колесникова, такой является судьба Центра стратегических разработок. Эксперты готовят проекты авторитарной модернизации, которые либо реализуются частично, либо разворачиваются. Причиной эксперт называет то, что модернизация предполагается авторитарная, с государством в центре модели, а в современной системе российское государство персонализировано