Метрополия забеспокоилась: Газпром боится суверенизации

Наира АЙРУМЯН, Обозреватель

 

 

         Телефонные переговоры Владимира Путина и Карена Карапетяна — прямое игнорирование миллиона армян, изъявивших свою волю. В информации о переговорах указывается на необходимость решать вопрос премьер-министра Армении в рамках Конституции и избранного в 2017 году легитимного парламента. Путин знает, что в «легитимном» парламенте шансы есть только у оправившейся от первого удара РПА и Карена Карапетяна, получившего мандат на переговоры. Карена Карапетяна в Армении называют Газпромычем, он долгие годы работал в госкорпорации, которая считается монстромроссийской политики и которая может взять в клещи страны и побольше Армении.

        Украина до сих пор не может освободиться от пут Газпрома, многие европейские страны безуспешно пытаются найти альтернативы. А энергетическая стратегия России называет альтернативную энергию угрозой и вызовом. Назначение Карена Карапетяна премьер-министром в 2016 году расценивалось многими аналитиками как укрепление позиций Газпрома в Армении. Были ли в Армении до этого попытки ослабить эти позиции, сложно сказать. Хотя надо вспомнить, что в то время премьер-министр Овик Абрамян создал совместное армяно-иранское предприятие, которое должно было заняться транзитом иранского газа через Армению в Грузию.

Это, безусловно не понравилось Газпрому.    

            Овика Абрамяна очень скоро уволили. Связано ли было назначение Карена Карапетяна в 2016 году с тем, что Газпром ощутил угрозу для своих позиций в Армении и регионе? Чьи интересы в Армении отстаивал Карен Карапетян на посту премьера? Помнится, в первые дни премьерства он добился некоторого снижения цен на газ и бензин, но очень скоро бензин снова вернулся к прежним ценам. Газа Армения стала покупать больше, да так и не сумела договориться с Ираном о закупках и транзите газа. Связано ли вмешательство Путина с тем, что Газпром вновь ощутил угрозу в Армении?

            Несмотря на то, что лидер оппозиции Никол Пашинян всячески пытается вывести геополитический контекст из-под движения, в Москве все прекрасно понимают. Там знают, что это Движение в случае его полной победы повысит суверенность и субъектность Армении, Ереван будет говорить с партнерами, в том числе с Газпромом, с более независимых позиций и с точки зрения национальных интересов. Газпрому в Армении не нужна власть, наделенная вотумом доверия народа и продвигающая национальные интересы. Потому что такая власть сразу же начнет пересматривать правовую базу, на которой строились отношения с Газпромом и другими. Газпром - тяжелая артиллерия российской колонизации.  Это, безусловно, будет расценено как антироссийская политика. Россия не может не помешать суверенизации постсоветских республик. Вопрос в том, готов ли народ в Армении к новому этапу суверенизации.