Имущество ли тепло?

На модерации Отложенный

 

Клиент жалуется на ТЭЦ.

ТЭЦ поставляет тепло клиенту в виде горячей воды и отопления. За тепло ТЭЦ выставляет клиенту счета-фактуры с НДС, а клиент оплачивает эти счета и, соответственно, уменьшает свои обязанности перед государством на величину НДС в выставленных ему счетах-фактурах.

В 2015 году суд признаёт ТЭЦ банкротом. И неудивительно: регулировщики обязали ТЭЦ отпускать тепло по низким, убыточным ценам. Тем не менее, банкрот продолжает поставлять тепло и выставлять счета-фактуры с НДС. Но государству НДС с убыточных товаров невыгоден, потому что поставщик убыточных товаров предъявляет такие вычеты по НДС, что бюджет сам оказывается в убытках.

С 2015 года законодатели вносят очередные изменения в Налоговый кодекс РФ, исключают реализацию имущества банкротами из объекта обложения НДС (подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ).

ТЭЦ, даже став банкротом, не реагирует на изменения НК РФ. ТЭЦ продолжает выставлять счета-фактуры с НДС и требовать разорительных для бюджета вычетов. Одна из причин отсутствия реакции – ТЭЦ не видит в поставках тепла реализацию имущества.

Но налоговая инспекция требует от ТЭЦ поставлять тепло без НДС, требует не выставлять потребителям счета-фактуры с НДС и прекратить разорять государство требованиями вычетов.

ТЭЦ обращается в арбитражный суд на налоговую инспекцию. Мол, изменения в НК РФ нас не касаются, они относятся лишь к имуществу в конкурсной массе банкрота, а не к его текущей деятельности по поставке тепла. Вырабатываемое и поставляемое нами тепло очень трудно отнести к продаже имущества из конкурсной массы.

Первая и апелляционная судебные инстанции соглашаются с доводами ТЭЦ, но кассационная инстанция утверждает, что тепло – это имущество, которое для банкрота не является объектом обложения НДС (дело А27-11046/2017).

Постановление кассационной инстанции заставляет ТЭЦ поставлять тепло без НДС не только с этого, 2018 года, но и выставить поставщикам, среди которых и мой клиент, новые, исправленные счета-фактуры без НДС.

Вот этот пересчёт за прошедшие годы и возмущает моего клиента. Ведь этот пересчёт делает клиента должником государства по НДС. Клиент вычел незаконно предъявленный ему банкротом НДС, не имея права на такой вычет. А этих вычетов на 300 тысяч рублей, которые налоговая инспекция может потребовать с него в любой момент вместе со штрафами и пенями. При этом ТЭЦ – банкрот и получить с него переплату за тепло, эти 300 тысяч рублей, проблематично.

«Разве тепло – имущество? Имущество – это нечто материальное: стол, здание, оборудование. Чем они в суде думают? Тепло – это услуга. Надо оспорить это дурацкое постановление», – возмущается клиент.

Я успокаиваю клиента. Когда высокая инстанция говорит, что говно – это пирожное, то с ней лучше не спорить. Что такое имущество, никто толком не знает. Вот безналичные деньги – нематериальны, но имущество. А когда к имуществу добавляют ещё имущественные права, то о понимании того, что есть имущество, уже не может быть и речи. У законодателя – грязный язык, исправлять который стоит серьёзных денег. Нам с клиентом таких денег никто не предлагает. Нам нужно спасти свои 300 тысяч рублей от властей, а не спорить с ними: имущество ли тепло?