Великий притворщик
На модерации
Отложенный
Большая политика всегда дело грязное и какие бы цели не преследовали деятели разных мастей и цвета, чистыми у них остаться не получится. В политике побеждает самый осторожный и тот, кто способен лучше всех плести интриги
Оноре де Бальзак как то написал по этому поводу:
"Интриганство выше таланта: из ничего оно создает нечто, меж тем как огромные возможности таланта чаще всего составляют несчастье человека."
Интриганство, лицемерие, ложь стали основными составляющими большой политики. Побеждает тот кто более хитер, коварен, а не тот кто прав или тот за кем стоит народ. Победа за тем за кем сила. Силу же рождают хитрость и интриги. Наверное именно к такому выводу сотни лет назад пришел Никколо Макиавелли.
27 июня лидеры Сибкрайкома написали Сталину такую записку:
"Справка, переданная по прямому проводу С.И.Сырцовым и Р.И.Эйхе из Новосибирска о ходе хлебозаготовок в Сибири. 27 июня 1928 г.
Москва ЦК ВКП Сталину
Пятая пятидневка — 733 тыс. пуд., четвертая — 780. За июнь дадим четыре миллиона [с] небольшим, это та цифра, которую, как максимально возможную, называли Косиору.
Несмотря на значительную трудность добывания хлеба, сопровождаемого [в] ряде мест перегибами, усиленной агитацией кулачества, настроение основных масс бедняцко-середняцких слоев устойчиво советское.
Этот вывод нами проверен обсуждением с участием местных работников. За это же говорят фактические данные ГПУ:
в течение всего прошлого года [в] сибирской деревне совершено 23 убийства должностных лиц, [в] которых установлено или можно предполагать проявление кулацкой враждебной активности, за половину нынешнего года — шесть убийств, случаев избиения за 1927 г. — 98, за половину этого — 50. Резкой враждебности кулачества, если бы оно чувствовало значительную опору в других слоях, несомненно мы имели массовые случаи враждебных выступлений.
Середняцкие слои, встревоженные [в] начале кампании слухами об отмене нэпа, в настоящее время, убедившись в неприкосновенности нэпа, успокаиваются. Это сказалось и на настроении воинских частей, хотя значительная часть младшего комсостава настроена неважно.
Кулакам удается толкнуть на известные эксцессы там, где организации совершенно не умеют хоть кое-как поставить разъяснительную работу или допускают исключительные ошибки, обыкновенно при посылке ответственного толкового работника, проводящего разъяснение, сгущенные настроения рассасываются, и бедняки и середняки, подтолкнутые кулаком, отходят с учетом своих ошибок.
Посевная площадь большинства районов выросла. Недавно бюро крайкома подытожило выводы [о] практике применения 107 статьи. Тщательно проанализировав весь фактический материал каждого дела осужденного, его хозяйственного положения, пришли к следующему: 93% осужденных — бесспорные кулаки, 7% — сомнительные или явно середняцкие хозяйства, в отношении последних приговора отменяются. В большинстве районов базары функционируют, хотя местные работники очень часто сбиваются на зажим.
Сырцов, Эйхе"
Записка носит двойственное содержание, с одной стороны в ней в целом положительно оценивается удар по кулачеству. Сырцов и Эйхе не стали открыто выступать против линии ЦК. Однако в ней же говорится, что умиротворение середняков, крестьян прошло за счет того, что они посчитали, что НЭП не будет отменен.
Сторонники Бухарина -- И. Сырцов и Р. Эйхе снова недвусмысленно намекнули на недопустимость отмены НЭП
Сталин и Молотов начинаяс января 1928 года фактически вели двойную игру -- обещая сохранить НЭП и поддерживать индивидуальное крестьянское хозяйство, они между тем вынашивали планы разгрома частного предпринимательства в стране, на селе и городе. Но пока они эти планы вынашивали тайно.
Молотов в ответном письме Фрумкину 25 июня пишет:
"Нет нужды говорить о том, что подъем единоличного хозяйства широких бедняцко-середняцких масс был, есть и остается еще на ряд лет нашей главной задачей в деревне. Недаром около девяти десятых государственных средств идет в деревню по этому руслу.
Но если при этом не видеть того, что в деле развития совхозов и колхозов мы явно отстали, что к задаче развития колхозов и совхозов необходим теперь действительный поворот внимания всей партии, то это означает идти вразрез с линией партии, принятой XV съездом."
В. Молотов 25 июня 1928 г. прямо написал, что единоличные хозяйства остаются приоритетом власти
Это была заведомая ложь политического интригана, хитрый Молотов успокаивал не мене коварного врага, перед тем как нанести ему удар
Кто-то скажет, что лицемерие и ложь это плохо, но у Сталина и его сторонников не было выбора. Бухарин имел большинство почти везде -- в правительстве, в ЦК, в армии, в НКВД, в прессе и пр.
Да и что уж греха таить -- политика дело грязное, такой она была и в СССР. Противники Сталина упрекали его в "беспринципном интригантстве", сами при этом оставаясь именно такими интриганами.
Сталин наверняка уже прочел итальянского философа Николо Макиавелли, написавшего следующее:
" В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность."
Сталин знал что писал Макиавелли, а он писал что честность в политике вещь не очень хорошая:
" Чаще всего терпит крушение честный правитель, ибо он мерит людей на свой лад, т.е. представляет их лучше, чем они есть. В отличие от него умный правитель изучает то, что есть в действительности.
Если правитель стремится добиться власти, признания или лидерства, ему надо пользоваться символами, проистекающими из мотива любви. Но удержать ее можно, лишь полагаясь на мотив страха.
Ведь существует всего два способа достижения цели — закон и насилие. Правитель должен уметь пользоваться обоими способами."
Сталин восходя на трон красного монарха опирался на наставления Николо Макиавелли
А Макиавелли писал, что не честность побеждает в политике, а изощренная хитрость
В декабре 1925 года состоялся 14 съезд РКП (б), Сталин говорил:
"Второй уклон состоит в раздувании роли кулака и вообще капиталистических элементов в деревне, в панике перед этими элементами, в отрицании того, что союз пролетариата и бедноты с середняком возможен и целесообразен.
Уклон этот исходит из того, что у нас происходит в деревне будто бы простое восстановление капитализма, что этот процесс восстановления капитализма является всепоглощающим процессом, целиком или в подавляющей части захватывающим и нашу кооперацию, что в результате такого развития должна непрерывно расти дифференциация крестьянства в большом масштабе, что крайние группы, т. е. кулаки и бедняки, должны усиливаться и возрастать год за годом, что средние группы, т. е. середняки, должны ослабевать и вымываться тоже год за годом.
На деле этот уклон ведёт к разжиганию классовой борьбы в деревне, к возврату к комбедовской политике раскулачивания, к провозглашению, стало быть, гражданской войны в нашей стране и, таким образом, к Срыву всей нашей строительной работы, тем самым- к отрицанию кооперативного плана Ленина в смысле включения миллионов крестьянских хозяйств в систему социалистического строительства."
Спустя 3 года, уже после своего сибирского вояжа, в феврале 1928 года Сталин скажет так:
"Разговоры о том, что мы будто бы отменяем НЭП, вводим продразверстку, раскулачивание и т.д., являются контрреволюционной болтовней, против которой необходима решительная борьба.
НЭП есть основа нашей экономической политики, и остается таковой на длительный исторический период. НЭП означает товарооборот и допущение капитализма при условии, что государство оставляет за собой право и возможность регулировать торговлю с точки зрения диктатуры пролетариата.
Без этого новая экономическая политика означала бы простое восстановление капитализма, чего не хотят понять контрреволюционные болтуны, толкующие об отмене нэпа."
Сталин не изменил свою позицию и весной 1928 г, в апреле , заявив прямо:
"Было бы глупо говорить на этом основании об “отмене” нэпа, о “возврате” к продразверстке и т.д. Об отмене нэпа могут теперь помышлять лишь враги Советской власти."
Иосиф Сталин неоднократно говорил, что НЭП никто отменять не будет и призывал всей силой бить по тем, кто призывал к раскулачиванию, называя раскулачивание путем к гражданской войне
Сталин даже в марте - апреле 1928 г прямо говорил, что об отмене НЭП могут помышлять только враги советской власти
Он говорил, что раскулачивание это комбедовская политика, которая приведет к гражданской войне и подрыву ленинизма. Сталин призвал партию вести огонь по тем, кто хотел начать раскулачивание.
Сейчас ясно, что Сталин сильно лицемерил, лгал и притворялся тем кем он по сути никогда не являлся.
Скорее всего Сталин всю жизнь носил маску, за которой скрывал свое настоящее лицо.
Но несколько раз он менял эту маску. Лазарь Каганович в разговоре с Феликсом Чуевым вспоминал:
«Его надо брать по временам, по периодам, разный он был. Послевоенный – другой Сталин. Довоенный – другой. Между тридцать вторым и сороковым годами – другой.
До тридцать второго года – совсем другой. Он менялся. Я видел не менее пяти-шести разных Сталиных"
Лазарь Каганович говорил,что Сталин сильно менялся 5-6 раз
Вильям Похлебкин, в книге "Великий псевдоним" уделит внимание внутренней природе Сталина:
"После своего 33-х летия Сталин существенно изменил образ своего поведения, стал приобретать, как мы теперь бы сказали – «новый имидж», в качестве секретаря Русского бюро ЦК партии.
Главное, он стал еще более сдержанным и еще менее, чем прежде, склонен был обнаруживать перед другими свои внутренние чувства.
Надо сказать, что в сокрытии от внешнего мира своего внутреннего "я" в маскировке своих личных чувств от окружающих, Сталин и Ленин, который также не допускал чьего-либо проникновения в его личный, интимный мир, стояли на сходных принципиальных позициях. И оба, негласно, ценили друг в друге эту черту, в то время не свойственную большинству революционеров, среди которых встречались чрезвычайно эмоциональные натуры.
Однако реализация этих принципов, их конкретное осуществление, и выводы, делаемые для себя из постулата сдержанности, были у Ленина и Сталина – различны.
И это – весьма показательно, так как тем самым обнаруживалась значительная психологическая разница в их натурах, при наличии полного совпадения политических, тактических и теоретических принципиальных точек зрения – по всем вопросам."
Владимир Ленин и Иосиф Сталин были весьма похожими, закрытыми от внешнего мира натурами. Однако между ними была существенная пропасть, делавшая их слишком разными
Вильям Похлебкин пояснял, в чем была такая пропасть:
"Если у Ленина маскировка его подлинных чувств происходила естественно, без натуги и обнаруживалась только в его предельной сдержанности, собранности и в волевом, целеустремленном поведении, то Сталин скрывал, «конспирировал» свой внутренний мир совершенно иным образом:
он надевал определенную личину, полностью не только скрывая за ней свое «нутро», но и главное, – дезориентируя окружающих различными «масками», в том числе и «благожелательными», «общительными» и т.п.
И это относилось не только к контактам с явными или скрытыми противниками, но такая тактика проводилась Сталиным и в отношении друзей. «Взаимное недоверие – это хорошая основа для сотрудничества», – сформулировал позднее Сталин эту особенность своей позиции по отношению к сторонникам.
Эту отрицательную черту Сталина подметил раньше всех Свердлов, и, видимо, подверг ее сильной критике, ибо в 1917-1919 гг. поведение Сталина вновь приобрело большую искренность, т.е. он нашел в себе силы правильно отреагировать на критику Свердлова, авторитет которого в партии в эти годы стоял так же высоко, как и ленинский."
Это показывает основную черту Сталина -- он постоянно носил маску, представлялся людям тем, кем они хотели его видеть.
И он никому не доверял полностью, он не доверял даже самым ближайшим соратникам. Каждый кто был рядом с Сталиным не пользовался его доверием полностью. Сталин знал как важно недоверие.
Еще философ Сенека говорил:
“Ведь порок – и верить всем, и никому не верить, только, я сказал бы, первый порок благороднее, второй – безопаснее.”
Вильям Похлебкин продолжает на том месте где остановился
Похлебкин пишет:
"Вот именно в наличии этой черты у Сталина и проявилось коренное отличие его характера и методов действия от ленинских.
Ленин не допускал никогда даже малейшей неискренности в своем поведении – как с врагами, так и особенно с друзьями – единомышленниками.
Сталин же использовал неискренность, как сильное оружие, как средство дезориентации – в политической, и в «кадровой» борьбе, независимо от того, кто был его контрагентом.
Ленин, которому претила несдержанность, недостаток у людей самоконтроля, отсутствие волевой узды, амикошонство и просто неумение владеть своими чувствами у многих товарищей по партии, – высоко ценил Сталина именно за отсутствие у него этих черт, и особенно за умение скрывать, прятать свои расчеты, планы, намерения и любые движения души, а также, главное, скрыто готовить и осуществлять свои (т.е. партийные, большевистские) политические действия.
Кроме Свердлова и Дзержинского, в партии едва ли были еще другие видные деятели, которые обладали бы именно этими качествами в такой высокой степени, как Сталин. И Ленин высоко ценил это, считая, что без такого характера крупный политик, руководитель партии, – просто немыслим."
Мы вряд ли узнаем правда ли Ленин так считал, но Сталин был именно таким, хитрым, расчетливым политиком, в стиле Макиавелли. Он притворялся и менял маски несколько раз.
Макиавелли пишет:
" Правитель не обладает всеми добродетелями одновременно. Поэтому важно не то, какой он есть, а то, каким он кажется подданным. Толпа с удовольствием идет за видимостью успеха.
Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и лисицы (мистификацию и искусное притворство), т. е. качества прирожденные и приобретенные. При этом лучше все же быть напористым, чем осмотрительным."
В 1928 году настало время сбросить еще одну маску защитника НЭП и надеть новую, на этот раз последнюю или возможно вовсе показать настоящее лицо -- непримиримого врага существующей буржуазии.
Комментарии