Где программистам нужно искать деньги вместо Силиконовой долины?
На модерации
Отложенный
У бабушки в селе у меня был друг Сява. Сява был здоровый, но тупой. И однажды мы пошли в соседний совхозный сад за яблоками. Взяли по вещмешку и пришли к забору из досок. Перелезать нам было лень, да и высоко. Сява взялся за первую попавшуюся доску со словами «А вот щас я ее оторву». Я не стал дожидаться результата, а пошел вдоль забора, пиная ногой доски. И точно – одна из них от пинка закачалась. Я легко отодвинул ее – она висела на одном гвозде.
Через минуту я уже высматривал дерево с яблоками поспелее, и, конечно, поближе к забору, а Сява по-прежнему пыхтел снаружи, пытаясь оторвать доску и делая много шума. Возможно, ему попалась вообще самая прочная доска в заборе.
Я вспомнил эту историю после рассказа моего знакомого, вернувшегося из Силиконовой долины. Рассказ был печален, товарищ тоже: Долина переполнена, перенасыщена, преуспевать и процветать там тяжело, конкуренция огромная, планки подняты выше крыши, чтобы кого-то чем-то удивить, надо выпрыгивать из штанов, никто никого ни во что не ставит, потому что видали и не таких, заказчик ломит космические задачи, а платить желает копейки, пахать надо как негру, чтобы получить заказ или выиграть тендер нужно много скилов, помимо умения программировать, и вообще, ничего общего с картинкой, где счастливые бородатые гики кодят на эпплах, валяясь на травке и попивая смузи, Силиконовая долина не имеет.
Но наши программеры тратят массу усилий, стараясь пробиться в Силиконовую долину, и это напоминает последнюю маршрутку из Житомира в Бердичев: сдохнуть, но влезть. Скончаться в дороге, зажатым между пузами мужиков, кравчучками, мешками с макухой и клетками с гусями – но ехать. Неважно зачем ехать в Бердичев – возможно, чтобы просто в хрущовке поесть пельменей с уксусом и лечь спать на продавленный диван перед цветным телевизором «Рейнфорд». Долина – это фетиш, а не железный способ заработать деньги и построить скоростную вертикальную карьеру.
А вот что я увидел за последние три года в Казахстане, Китае и Эмиратах: эти государства готовы выделять на оцифровку государства такие деньги, по сравнению с которыми Силиконовая долина – это просто отделение собеса с его пособиями по безработице.
Еще интереснее, что и Казахстан, и Эмираты готовы платить эти деньги за программные решения того уровня (в разумных пределах), который в Долине не сильно и котируется, так избалован заказчик Силиконовой долины. У Казахстана, Китая и Эмиратов есть деньги, и немалые. Эти страны, за исключением Китая, еще не вырастили свою генерацию крутых программных продуктов. А мы, кстати, вырастили, и не располагая таким ресурсом, как у них.
У Китая есть свои, весьма сильные разработки, которые, как и все истинно китайское, применимы только в Китае и для Китая и вообще бессмысленны за его пределами (и тут надо отличать то, что Китай делает для Китая от лейбла Made in China на любом товаре). Китай интересуется в наших разработках не то, что они наши.
Были ваши – стали наши. Их, по заветам товарища Мао и директивам партии и правительства, интересует копировать не только машины и велосипеды, но и отрасли, где нужен тонкий мозг. Но копирование по-китайски – это не просто копирование, а обязательно с переводом на иероглифы, когда скопированное становится бессмысленным для остального мира.
В Эмиратах я увидел то, же, что и пару лет до того увидел в Казахстане, с одним различием: в Казахстане Назарбаев объявил пятилетку айти, а в Эмиратах шейхи распорядились оцифровать страну до 2020 года. И там, и там сегодня востребован серьезный программный продукт, наш продукт и люди, которые его сделают. Потому сегодня первое поколение спецов ОАЭ только учится на первых курсах.
Да, шейхи не жалеют на них денег: для них в страну ввозят преподов из Оксфорда, Стенфорда, Массчусетсткого технологического. Но пройдут годы, прежде чем они встанут на ноги. Правда, пройдут быстро. Истинный флаг ОАЭ сегодня – это полотнище с надписью «Digital!» - именно оно наиболее полно отражает сегодняшний дух этой страны.
В Эмиратах, Казахстане, Китае есть то, чего нет у Украины: колоссальные бюджеты на готовые решения и продукты для диджитал. У Украины есть то, чего нет у по меньшей мере у двух из трех стран: люди и возможности такой продукт создать.
Так не стоит ли пробежаться вдоль забора в поисках слабой доски, вместо того, чтобы отдирать самую прочно прибитую? Яблок-то хочется…
Комментарии