Саветская авиация бомбила саветские города

На модерации Отложенный

Летчик Дмитрий Ваулин: Я бомбил Псков

После войны он вернулся в разрушенный город, чтобы заново его отстроить

26 января 2015 года, 09:37

В свои преклонные лета летчик-ветеран Дмитрий Ваулин принимает гостей, ясно излагает свои мысли, помнит детали боевых операций, регулярно летает к детям в ЮАР, болеет за наших спортсменов и сидит в интернете.
 

Дмитрий Ваулин.


Первое знакомство летчика Дмитрия Ваулина с Псковом состоялось, когда тот 20-летним парнем в качестве второго пилота прилетел на бомбардировщике ПЕ-8 с подмосковного аэродрома Кратово (теперь Жуковский) бомбить город, оккупированный фашистами. 
 

Немцы в панике

Было это в июне 1943 года, до освобождения Пскова оставался еще целый год. Тот вылет Дмитрий Петрович называет рядовым. 

– Мы, летчики Авиации Дальнего Действия, летали на боевые задания в основном только ночью, – рассказывает он. – Обычно после вылета и отчета шли в столовую на завтрак, а потом спать до обеда. 22 июня после обеда отправились на проработку очередного боевого задания. В штабе полка обычно нам сообщали цель, бомбовую загрузку, маршрут полета, погоду, высоту и время бомбометания с точностью до минуты на каждый самолет и другие важные детали. Один за другим летит сотня самолетов, каждый должен вписаться в свое время. Последним шел самолет, сбрасывающий фотобомбу и делающий снимок выполненного задания, который через несколько часов ложился на стол командования, и потом экипажи сверяли сведения из бортового журнала с фотоснимком.
 


На целине. Автобатальон под командованием Дмитрия Ваулина показал лучшие результаты сбора урожая.


Всего в экипаже ПЕ-8 было 11 человек, в то время это был самый большой самолет, перевозивший 5-тонные бомбы. В летной книжке пилота этот вылет обозначен так: «Бомбардирование железнодорожного узла противника. Город Псков». Весь полет продолжался 5 часов 20 минут. Второй пилот Дмитрий Ваулин вел самолет по заданному курсу. За его точность, за сброс бомб отвечал штурман корабля. Боевой курс. Все в напряжении. Наконец штурман нажимает кнопку сбрасывателя, четыре бомбы по 1 тонне полетели на врага. В таких случаях обычно старались разбить стрелочные переводы, так как на их восстановление требуется больше времени. Урон в тот раз врагу нанесли значительный, партизаны доложили, что такого удара еще не было. 
 

 
Железнодорожный мост – важная точка псковского узла.


Позднее командующий Авиацией Дальнего Действия Александр Голованов в своей книге так опишет итоги налета советских бомбардировщиков на оккупированный Псков: «Взлетали в воздух эшелоны с боеприпасами, горели пассажирские вагоны, где находился штаб и жили офицеры, два склада с боеприпасами и один склад с горючим. Оказались разбиты железнодорожные мосты через реки Великая и Череха. Движение поездов приостановилось. В самом Пскове прямым попаданием разбиты казармы, уничтожено 1500 солдат и офицеров, сожжен бензосклад между Пантелеевским монастырем и кирпичным заводом, сам завод разрушен, а рабочие распущены, горели еще 10 складов с продовольствием и другим имуществом, взорвались три склада с боеприпасами на южной окраине… На псковском аэродроме уничтожено 12 самолетов, несколько зенитных точек, повреждена взлетная полоса. Немцы в панике покидали город, эвакуировали оставшиеся склады боеприпасов, горючего и продовольствия». 
 

Речка спасла

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

К 9 мая выйдут три тома «Солдат победы»

Войну Дмитрий Ваулин завершил в звании младшего лейтенанта командиром ленд-лизовского бомбардировщика Б-25 «Митчел». Летал на Хельсинки, Кенигсберг, Пиллау, Данциг, дважды бомбил Берлин. Советских городов, оккупированных противником, в его летной книжке – десятки.

Несколько вылетов были сделаны под Ленинград, где Авиация Дальнего Действия уничтожила батареи тяжелой артиллерии, обстреливавшие Ленинград, тем самым летчики спасли город от разрушения. Посвященную тому подвигу медаль «За оборону Ленинграда» Дмитрий Петрович считает одной из самых дорогих. Эта медаль в числе десятков других висит на парадном кителе ветерана вместе с пятью орденами – Красного Знамени, Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды и орденом «Знак почета». 

– На Берлин были самые сложные вылеты, по всему маршруту Барановичи – Берлин грозовой фронт, – вспоминает летчик. – Наш экипаж был одним из самых молодых. Мне, командиру, немного за 20, радисту лет 16-17. Нас «детским садом» прозвали. 

Этот молодой экипаж после победы вместе с другими авиаторами давал салют над Москвой. Десятки самолетов на трех разных высотах стреляли из ракетниц над Садовым кольцом. Летчикам после многолетней темноты в небе это показалось настоящим чудом. 

– Большинство людей при упоминании авиации представляют комфортные лайнеры с мягкими креслами. А мы летали ночью по 5-7 часов в негерметичных кабинах. На улице минус 50, значит и у нас внутри минус 50. Очень ноги мерзли, хоть нас и тепло одевали.
 


В Псков Дмитрия Ваулина привел хороший клев.


Однажды этот толстый слой плотной одежды спас молодому летчику жизнь. Одним из его первых вылетов стала бомбардировка Варшавы, нужно было подсветить цель светящимися бомбами.

Над Минском самолет обстреляла зенитная артиллерия, был поврежден третий мотор. Командир принял решение идти на цель на трех моторах, на цель сбросили 40 снарядов. На обратном пути отказал второй мотор. Над линией фронта в районе реки Западная Двина второй мотор загорелся, начала гореть левая плоскость. Командир дал распоряжение покинуть самолет. Во время прыжка у Ваулина парашют не раскрылся, стропы и купол вились «колбасой». Спасла речка с илистым дном, унты и меховой комбинезон. Летчик получил сильный ушиб и только через месяц лечения снова встал в строй. Тогда в экипаже погибло три человека, остальные получили травмы и переломы.
 

В свете прожекторов

– На проработке боевого задания перед вылетом нам сообщали тип ПВО, работавшей над целью. Как правило, в систему обороны врага входили прожектора, истребители, зенитная артиллерия. Сильная ПВО была над Орлом. В одну ночь истребители сбили четыре наших ПЕ-8, на другую – еще один. Наши ряды сокращались. Над Данцигом от зениток получил несколько пробоин в правой плоскости и выбитый элерон. Если схватывал прожектор, старались уйти от него резким маневром вправо или влево, тогда прожектор по инерции «проскакивал». 
 


На стрелковых соревнованиях.


Работать приходилось в условиях радиомолчания и почти полного неведения о погодных условиях в месте бомбардировки. Особенно сложно, говорит летчик, приходилось в июле, когда грозовые фронты высоко в небе простирались на сотни километров. На такой случай отправляли разведчиков погоды.
 
Было на войне и место грубоватому юмору. Огромную 5-тонную бомбу летчики прозвали Марьей Александровной – так звали заведующую летной столовой. 
 


Курсант авиашколы, 1942 год.


От жалости к разбомбленному городу сердце летчика Ваулина сжалось лишь однажды, когда летали на Клинцы неподалеку от Брянска. Город был деревянный, после себя советская авиация оставила огромный пожар. Под бомбежками оказался и родной город Дмитрия Петровича Ржев. Он вспоминает, что, приехав туда сразу после освобождения, обнаружил пустыню. Командование даже отговаривало летчика от этой поездки, предполагая, что он увидит. Однако Ваулину удалось отыскать в освобожденном Ржеве родную тетку. 
 

Ветеран в интернете

После войны Дмитрий Ваулин остался в авиации. Освоил американскую «летающую крепость» Б-17, «Либерейтор» Б-24, летал испытателем на ТУ-4 в Минавиапроме, был инструктором, переучил 15 экипажей Авиации дальнего действия. Закончил академию имени Можайского в Ленинграде. Когда создали ракетные войска стратегического назначения, возглавил одну из частей в составе ядерного щита. 

В 1970 году вышел в отставку в звании полковника и через два года приехал в Псков. Город выбрал из-за хорошего клева на местных реках и озерах – приятель рассказал Ваулину, как хороша рыбалка в этих краях. В Пскове Дмитрий Петрович стал главным механиком строительного треста №44. Вот так по иронии судьбы он начал отстраивать тот город, который сам когда-то бомбил. 

Строили в основном промышленные объекты и соцкультбыта. Каждый год непременно вводили в строй школу или детский садик.

– В памяти осталась серьезная работа по установке очистных сооружений в Монькино, резервуаров для слива канализации с помощью аппарата «Миксокрет», изготовленного по чертежам западногерманской фирмы, добытым на строительной выставке в Минске, – говорит ветеран. – Помню, как очень быстро накрыли «футбольные поля» кровель заводов в промышленной зоне на Запсковье. Там внедрили наплавленный рубероид «Маструм», специально для этой работы изготовили фронтальные горелки и с их помощью в пять слоев покрыли кровли. В мою задачу как раз и входило механизирование работ. Все бригады строительных управлений получили наши нормокомплекты в соответствии с технологией работ. 

Сыновья Дмитрия Петровича пошли по стопам отца – один стал летчиком, а второй инженером. Валентин воевал в Афгане, испытывал новые вертолеты. В лихолетье 90-х по приглашению южноафриканской фирмы переехал на берег океана, а позже перетянул за собой и брата-инженера. Дочь ветерана стала пианисткой, училась в Ленинграде, городе, который когда-то спас от разрушения ее отец. 
 

Утренние процедуры.


Дмитрий Петрович регулярно навещает сыновей в ЮАР, куда летал уже восемь раз. Благодаря этим полетам он побывал в Германии, правда, уже в качестве пассажира авиалайнера – там была пересадка. В один из визитов к детям Дмитрий Петрович стал прадедом. Каждое лето южноафриканские члены семьи стараются прилететь в Псков, а на расстоянии общаются с главой семьи по скайпу в интернете – Дмитрий Петрович активный пользователь всемирной сети, его страницу можно найти в соцсетях. В мае ему исполнится 92 года. 
 

Кстати

Дмитрий Ваулин получил от Пскова две медали: «Честь и слава» за заслуги перед городом и в память 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи. В прошлом году получил Почетную грамоту в честь 100-летия Дальней авиации. В юбилейный год 70-летия Победы ветеран выдвинут к представлению на звание «Почетный гражданин города Пскова». 

При участии Дмитрия Ваулина в Пскове построены гостиница «Рижская», поликлиника №3, котельные, сырзавод в Порхове, керамкомбинат в Печорах, птицефабрика в Тямше, свинокомплекс 
в Соловьях, несколько заводов в Пскове – радиодеталей, зубчатых колес, ТЭСО, АТС и другие. 
  Автор: Юлия Шарипова