Где второй полюс?

На модерации Отложенный

Меня мало удивляет радость по поводу смерти детей в огне – "не успели нагрешить". Мало удивляет и весь тот водопад мерзости и глупости (они сегодня неразличимы), что льется из всех щелей – не хочется перечислять даже...

Это нормально. Мы дали свободу каждому выражать свое мнение, и "мнение" всплыло. У народа всегда было много "мнений". Просто говорить громко позволено было не всем. Отбор происходил. По разным принципам. Сегодня тоже происходит. Но принципы сменились. Возможность говорить громко появилась у записных лжецов и непроходимых дураков.

Это, конечно, новинка. Но не она удивляет сегодня.

Наша народная душа всегда была "гантелеобразной", биполярной. На одном полюсе концентрировались всякого рода гадость, на другом – прекрасные вещи: красота, любовь, мудрость, порыв к Горнему... Собственно, в этом и есть отличие русской психической конституции (я говорю, естественно, не о "профессиональных русских" и не о "русских по паспорту", а о людях русского языка и русской культуры – примерно о той этнокультурной общности, которую называли "советский народ"): по сравнению с другими народами, в душах которых, естественно, тоже присутствуют добро и зло, верх (или даже Верх) и низ, у нас переход от одного к другому куда менее плавный. Унас куда меньше "середины". У нас или святой, или негодяй. Причем, это может быть и один человек: сейчас святой, через час -  негодяй.

Так вот, то, что сегодня удивляет, – полная невидимость положительного полюса. Подлости, воровства, лжи – сколько угодно. Глупость тоже бьет фонтаном. В злобе просто все утонуло. Найти в искусстве что-то по-настоящему талантливое – с микроскопом не найдешь.

И – в науке: ни лобачевских, ни колмогоровых...  А где другой полюс? Где любовь? Где сострадание? Где хотя бы просто талант? Про мудрость уж не говорю. Героизм, способность выступить против этого шквала – и его нет, почти нет...

В советское время тоже хватало мерзости. Но в советское время были десятки, если не сотни, по-настоящему талантливых писателей, режиссеров, музыкантов, были люди великого гражданского мужества... Сейчас нет.

И это главная беда. Не такая большая проблема, что много мерзости. В русской истории не было дня, когда ее не было много. Очень много. Но не было и дня, когда была бы одна мерзость. Всегда был противоположный полюс. Сегодня его нет. Не видно. Ни в какой бы то ни было организационной форме, ни, что совсем удручает, на уровне индивидальном.

Проблема не в изобилии плохого, проблема – в отсутствии хорошего. Не то беда, что интернет заполнен глупостью, беда – что нет умного слова. Не беда, что много бездарности, беда – таланта не видно. И даже массовое озлобление не было бы так страшно, если бы на другом полюсе была бы любовь.

Не видно. Мало видно. Ни таланта. Ни мечты. Ни даже – доброты. Происходят страшные вещи. Интернет завален фотографиями убитых нашими ребятами сирийских малышей. Но самые добрые спокойны. Даже – самые добрые...

Конечно, где-то в глубине жизни светлый полюс есть. Но – очень глубоко. Так глубоко, что его не видно.

Так вот, пока этот полюс себя не проявит и не консолидируется в что-то заметное, наше дело – продолжать находить под одним дном другое.