Левый поворот теперь возможен
В этом можно убедиться, сравнив результаты президентских выборов, начав с 1996 года.
Но сначала о массовом запросе на правый поворот, если вспомнить СССР конца 80 –х. Народ приветствовал приход молодого Горбачева и его шаги по либерализации. Но вскоре наступило разочарование и увлеченность другим кумиром, пообещавшим народу новое светлое будущее. Не все, но многие терпеливо восприняли даже его предупреждение, что «будем жить плохо, но не долго», сказанное в то время, когда были отпущены цены. Это свидетельство того, что запрос на правый поворот тогда сохранялся.
Теперь обратимся к результатам президентских выборов
1996 год
Если исходить из того, что Ельцин является главным «либерализатором», то запрос на правый уклон сохранился, что подтверждается результатами голосования. Но и сторонников левого разворота было достаточно много (поддержка Зюганова).
2000 год
В 2000 году уместнее говорить уже не о запросе на правый поворот, а о способности общества приспособиться к нему. Хотя Путин на тот момент еще ничем себя не проявил. Потери коммунистов (29% в сравнении с 40%)) можно объяснить успехом правительства Примакова – Маслюкова после дефолта. А то, что это правительство было в определенном смысле коммунистическим (Маслюков коммунист) – для широких народных масс малозаметно.
2004 год
Приспосабливание к правому повороту сохраняется (71%), но появление в числе кандидатов Глазьева и Хакамады свидетельствует о критике либеральной программы президента (но только в связке с кабмином как исполнителе сложившейся экономической модели) профессиональными экономистами.
2008 год
Приспосабливаемость к правому повороту сохраняется.
Кандидата Богданова пренебрегаем за малсстью его значимости.
2012 год
В 2012 году приспосабливаемость к устоявшемуся правому повороту сохраняется (64%), а 8% Прохорова свидетельствует о запросе корректировки программы президента и кабмина еще правее.
А теперь о результате сегодняшнего дня. Cуммарно меньше 3% у Собчак и Явлинского - это мизер, отражающий запрос на правый поворот. 11% у Грудинина, с одной стороны, как падение запроса на левый поворот (17% у Зюганова в 2012 году), а с другой – этот процент достаточно велик, если учесть его статус коммунистического буржуя и как его топили. Суммарно процент Грудинина и Путина 88%. Если бы не топили, то у Путина было меньше, а у Грудинина больше. Но суммарная цифра сохранялась бы. Потому что у остальных кандидатов их процент предельно возможный. Поэтому реальная сумма, равно как и домысленная, дают возможность Путину принять запрос на левый поворот. Состоится или нет, скоро узнаем.
Комментарии
Это и есть поворот налево?