Сталин и наше былое

На модерации Отложенный

 

СТАЛИН И НАШЕ БЫЛОЕ

 

1.

Со времени смерти Сталина прошло 65 лет, а споры о нем не только не утихают, но даже выливаются в рукоприкладство, чему мы стали недавно свидетелями в ходе прямого телеэфира между называющим себя историком Николаем Сванидзе и общественным деятелем Максимом Шевченко. Сванидзе доказывал, что сталинизм не просто болезнь, а болезнь заразная; Шевченко же говорил, что сталинизм явление, которое надо изучать и подходить к нему с позиций истории как науки.

 

Сванидзе исповедует укоренившуюся в части общества моду ругать Сталина и, под видом ругани, проповедовать антисоветизм и антикоммунизм, которые, следуя логике Сванидзе, и есть проявление заразности сталинизма. Шевченко, не считая себя сталинистом, смотрит на историю не как на моду, которую можно кроить и перекраивать в духе конъюнктурных соображений, а как на науку, у которой свои задачи и требования, сформулированные еще в глубокой древности Цицероном: «Первая задача истории – воздерживаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».

 

Нелепо отрицать трагичные последствия т.н. культа личности. Число жертв культа и сегодня приводится разное, - от нескольких сотен до десятков, а то и сотен миллионов. Неправомерно, однако, ответственность за все жертвы возлагать исключительно на культ личности, оставляя в стороне непосредственных исполнителей репрессий, начиная от Вышинского, выдвинувшего тезис «признание вины обвиняемым есть доказательство его вины», и до следователей, применявшим пытки к арестованным, работников ГУЛАГов и исполнителей смертных приговоров.

 

2.

Первая мировая война, две подряд революции 1917 года, гражданская война и иностранная интервенция способствовали распространению в людях жестокости. Природа человека такова, что в нем до поры до времени дремлют инстинкты ненависти к себе подобным. Иначе чем объяснить отнюдь не единичные случаи преступлений вроде бы законопослушных граждан в США и ряде других стран, называющих себя демократичными и цивилизованными? Да и отечественные силовые структуры (полиция, ОМОН, национальная гвардия) созданы отнюдь не для борьбы с внешним врагом.

 

Те же хулители Сталина, наотмашь обвиняющие его во всех смертных грехах, в большинстве случаев ими же выдуманных, сами охотно идут на применение силы, чему пример затеянная в прямом телеэфире драка  Сванидзе с его оппонентом Щевченко. Люди, подобные Сванидзе, прочно усвоили тезис Вышинского: чтобы любого оппонента превратить во врага, совершившего инкриминируемые ему преступления, за отсутствием аргументов необходимо применить к нему меры физического воздействия, и тогда он сознается в самых нелепых преступлениях, которые никогда не совершал.

 

История знает и иные примеры. Так, было время, когда царская Россия явила собой пример большей демократии и цивилизации, чем многие современные страны. Известно, например, что во времена Чехова, предпринявшего в ходе переписи населения путешествие на остров Сахалин, в России сложилось положение, при котором насилие в его крайних формах исчезло (Чехов отмечал, что на Сахалине – этом крае, куда ссылали самых отъявленных преступников, - он не встретил ни одного случая смертной казни). Казни, по преимуществу через повешение, возобновятся в России позже, во времена реформ Столыпина («столыпинские галстуки»), посредством которых расхваливаемый ныне премьер-министр проводил в жизнь свои реформы. Сегодня, несмотря на официальный запрет смертной казни, случаи крайних форм жестокости в России не редкость (свидетельством тому случаи детской поножовщины, прокатившиеся по ряду школ страны), преступления полицейских (случаи изуверских пыток со смертельным исходом в Казани, где полицейские чины загнали административно задержанному гражданину бутылку из-под шампанского в задний проход (какому самому злобному антисталинисту придет в голову приписать подобную дикость сталинским палачам?), злоупотребления властью тех же полицейских в Воронеже, Улан-Уде и др. городах. Эти случаи говорят о том, что преступления культа личности носят отнюдь не персональный характер, приписываемые исключительно Сталину, а говорят об общем инстинкте жестокости,  присущим человеку и проявляющимся в особенно уродливых формах, когда одни получают власть над другими (не станем забывать, что случаи вынесения сметных приговоров находили массовую поддержку у населения страны, которые собирались на митинги и требовали: «Смерть врагам народа!»).

 

3.

Что касается преступлений времен культа личности, то у них была и иная основа, о которой говорил сам Сталин. Напомню в этой связи его беседу с авиаконструктором Яковлевым 25 марта 1940 года, в которой Сталин прямо указал на тех, кого называли «врагами народа», и против кого применялись репрессии (эти «враги народа» хулителями  Сталина не называются, проходя в списках якобы общих невинных жертв культа личности). Вот эти слова: «Нет, мы правильно поступаем, что так сурово караем националистов всех мастей и расцветок. Они лучшие помощники наших врагов и злейшие враги собственных народов. Ведь заветная мечта националистов — раздробить Советский Союз на отдельные “национальные” государства, и тогда он станет легкой добычей врагов. Народы же, населяющие Советский Союз, в своем большинстве будут физически истреблены, оставшаяся же часть превратится в бессловесных и жалких рабов завоевателей. Не случайно презренные предатели украинского народа — лидеры украинских националистов, все эти мельники, коновальцы, бандеры уже получили задание от немецкой разведки разжигать среди украинцев, которые те же русские, ненависть к русским и добиваться отделения Украины от Советского Союза. Все та же старая песня древних времен еще с периода существования Римской империи: разделяй и властвуй… С нами этот номер, пока мы живы, не пройдет. Так что напрасно гитлеровские дурачки именуют Советский Союз “карточным домиком”, который якобы развалится при первом серьезном испытании, рассчитывают на непрочность дружбы народов, населяющих сегодня нашу страну, надеются поссорить их друг с другом. В случае нападения Германии на Советский Союз люди разных национальностей, населяющие нашу страну, будут защищать ее, не жалея жизни, как свою горячо любимую Родину. Однако недооценивать националистов не следует. Если разрешить им безнаказанно действовать, они принесут немало бед. Вот почему их надо держать в железной узде, не давать им подкапываться под единство Советского Союза».

 

Сталин отдавал себе отчет в том, что исчезновение Советского Союза повлечет за собой общий развал страны, что приведет в дальнейшем к превращению ее народов в «бессловесных и жалких рабов завоевателей» (в этом состоит одна из постоянных целей наших противников: сказал ведь десятилетия спустя большой друг Ельцина премьер-министр Великобритании Джон Мейджор: «Задача России – быть кладовой ресурсов, а для их сохранения и использования России достаточно и 50 миллионов населения»; еще дальше в вопросе использования России исключительно в качестве рабочий силы, обслуживающей интересы Запада, пошла предшественница Мейджора на посту премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер: «Россиян следует сократить до 15 миллионов человек, обслуживающих скважины и рудники»). В беседе с Яковлевым Сталин прямо назвал тех, против кого были направлены репрессии – «мы правильно поступаем, что так сурово караем националистов всех мастей».

 

4.

Представляли ли националисты опасность существованию Советского Союза? Да, представляли. Тому свидетельство завершающий этап Великой Отечественной войны. В то время, как на фронтах продолжались кровопролитные бои с фашистами, на освобожденных территориях Украины и Прибалтики развернули ожесточенные выступления отряды националистов, которые несли нашей армии и мирному населению  дополнительные жертвы. Союзник у этих националистов был один – все та же ненависть к стране победившего социализма, перерастающая в нацизм. Не случайно Сталин буквально на следующий день после победоносного завершения Великой Отечественной войны – 10 мая 1945 года – вновь заговорил об опасности национализма: «Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: “Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться”. Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться, - ход войны развеял их в прах. На деле получилось нечто прямо противоположное тому, о чем бредили гитлеровцы. Германия разбита наголову, Советский Союз торжествует Победу, хотя он и не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию».

 

Сумасбродные идеи Гитлера нашли своих сторонников и исполнителей в 1991 году, когда СССР был разрушен. Поразительно, но разрушение великой страны нашло поддержку среди выползших на свет божий самых разных, и отнюдь не единичных, слоев населения в ряде бывших союзных республик, включая Россию (особенно вольготно они чувствуют себя в наши дни на центральных телевизионных каналах, куда их настырно зовут руководители этих телеканалов). Множество тех, кого в прежние времена называли врагами народа, обнаружились в Прибалтике и Грузии, а в такой стране, как Украина, развал СССР стал питательной средой для проведения откровенно русофобской и нацистской внутренней политики, нашедшей поддержу ряда современных государств, включая такую далекую от Украины страну, как США.

 

5.

Рассматривая культ личности в более широком историческом аспекте, следует объективней рассмотреть как причины, вызвавшие октябрьской революцию, так и первые годы советской власти, когда страна искала и находила собственные пути в будущее.

В мемуарах, написанных незадолго до смерти, великий князь Александр Михайлович Романов рассказывает: «25 декабря 1916 года, девять дней после того, как во дворце моего зятя князя Ф.

Юсупова Распутин (Юсупов был женат на дочери Романова Ирине, доводившейся Николаю II племянницей. – В.М.) был убит, я послал царю длинное письмо, в котором предсказывал революцию и настаивал на немедленных переменах в составе правительства. Мое письмо заканчивалось словами: “Как это ни странно, но мы являемся свидетелями того, как само правительство поощряет революцию. Никто другой революции не хочет. Все сознают, что переживаемый момент слишком серьезен для внутренних беспорядков. Мы сейчас ведем войну, которую необходимо выиграть во что бы то ни стало. Это сознают все, кроме твоих министров. Их преступные действия, их равнодушие к страданиям народа и их беспрестанная ложь вызовут народное возмущение. Я не знаю, послушаешься ли ты моего совета или же нет, но я хочу, чтобы ты понял, что грядущая русская революция 1917 года явится прямым продуктом усилий твоего правительства. Впервые в современной истории революция будет произведена не снизу, а сверху, не народом против правительства, а правительством против народа”». Николай II запоздало понял и записал в дневнике: «Кругом измена и трусость, и обман».

 

6.

Первая мировая война, которую непонятно зачем вела Россия, обернулась тяжкими последствиями для народа и невиданным обогащением власть имущих. Свидетель тех событий, белоэмигрант и  историк Г. Катков писал: «Кровь льется на полях сражений, а в тылах льется золотой дождь. Жажда прибыли и легкого обогащения охватила всех, имеющих хоть какое-либо касательство к торговле и промышленности, к контрактам на поставки, к снабжению и перевозкам. Напоминание об обязанности служения отечеству звучит наивно. Злоупотребления периода турецкой войны 1877 – 1878 годов кажутся детской игрушкой по сравнению с тем, что происходит сегодня. Деньги гребут не только люди, профессионально занимающиеся торговлей и снабжением, а почти каждый, кто может, - депутаты Государственной думы, заседатели городских дум, общественные и политические деятели, журналисты».

 

Чтобы удовлетворить аппетиты новоявленных нуворишей, правительство выделяет промышленности 6 миллионов рублей – сумму по тем временам астрономическую. Народившимся собственникам, о которых писал Вас. Розанов («В России вся собственность выросла из «выпросил», иди «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается»), - этого мало. Правительство занимает у союзников в дополнение к 6 миллионам еще 8,5 миллионов рублей. Собственники проглатывают и эти суммы даже не поперхнувшись и готовы проглатывать еще и еще. Что поделаешь! Уверяют же нас историки, что Россия начала ХХ века встала на путь капиталистического развития, а где и кто видел, чтобы капиталисты ставили целью своего существования какие-то возвышенные цели, выходящие за пределы собственности и барышей?  

 

Страсть к собственности и барышам является не только основной целью капитализма, но и затмевает все остальные цели, делает их единственно всеобъемлющими, оправдывающими, решительно все, вплоть до права власти на грабеж народа. Сказал ведь в начале ХХ века О. Витте: «Занятие всем, что связано с благосостоянием и потребностями народа, остается в компетенции правительственной власти» (хотя тот же Витте писал Николаю II: «Россия составляет в одном отношении исключение из всех стран мира – народ систематически воспитывался в отсутствии понятия о собственности и законности»). Тезис этот действует по сию пору, когда Россию вновь ввергли в капитализм.

 

7.

Обескровленная и обворованная к началу весны 1917 года страна стремительно катилась в пропасть. Удержали ее на краю полного политического банкротства большевики. Но, завоевав политическую власть, необходимо было взяться за решение экономических задач. Политика «военного коммунизма», внедренная еще в ходе гражданской войны и иностранной интервенции и предполагавшая непосредственное введение коммунизма вызвала недовольство рабочих и крестьян. Тогда 14 марта 1921 года Х съезд РКП принимает постановление о введении в стране новой экономической политики (НЭПа), допустившей возрождение капитализма. Смысл введения НЭПа был прост: посмотреть, кто кого одолеет, - капитализм социализм или социализм капитализм. Был принят и ряд превентивных мер, исключивших самую мысль о возможности власти предержащим обогатиться на восстановленном капитализме.  Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 года в России был введен партмаксимум - максимальный месячный оклад для членов КПСС, являвшихся руководящими работниками учреждений и предприятий различных форм собственности. Партмаксимум устанавливал, что зарплата коммунистов не должна превышать 150 % от уровня средней зарплаты беспартийных работников в подконтрольных учреждениях и предприятиях. Опять же все просто и понятно: управляйте страной так, чтобы зажиточней стал жить народ, для этого вам и дана власть, тогда и вы станете жить зажиточней, поскольку ваша зарплата привязана к уровню зарплаты основной массы беспартийных тружеников. Декрет исключил возможность для руководителей любых дополнительных заработков на стороне. Тот же Сталин, который все свои статьи и книги, публиковавшиеся в стране и за рубежом, писал сам, не мог потратить из начисляемых ему гонораров ни копейки. В итоге у него в короткое время накопилась огромная сумма денег, которую он пустил в оборот, учредив премии своего имени, получившие название сталинских. Премии эти присуждались особо отличившимся изобретателям и конструкторам, ученым, деятелям литературы и искусства (премии первой степени составляли 100 и 200 тысяч рублей, второй 50 тысяч и третьей 25 тысяч рублей). Ряд работников удостаивался премий по несколько раз, – писатель Алексей Толстой, например, трижды удостаивался сталинской премии первой степени, а авиаконструктор Яковлев семь раз, и каждый раз первой степени! Выплаты огромных денежных средств к концу жизни Сталина привела к тому, что изо всех накопленных им сумм на сберкнижке у него оставалось всего 30 тысяч рублей – немногим больше самой низкой, третьей степени сталинских премий).

(Отмена партмаксимума произошла в конце 1929 года, официально он был ликвидирован секретным постановлением политбюро от 8 февраля 1932 года, фактически же в 1934 году).  

 

8.

Как относился ко всем этим нововведениям народ? Об отношении к деньгам мы можем судить по классической дилогии Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», когда возможность легкого заработка была доведена до абсурда (вспомним поведение мальчишек на Военно-Грузинской дороге, когда они, изобразив перед проезжающими туристами два-три танцевальных па, бежали за автобусами и требовали: «Денги давай, давай денги!». Можно привести примеры и иного рода. Так, философ Бердяев, высланный из страны в 1922 году и резко негативно относившийся к Сталину, писал в 1936 году в книге «Истоки и смысл русского коммунизма»: «…русские коммунисты искренно возмущаются, когда им говорят, что в советской России нет свободы. Рассказывают такой случай. Один советский молодой человек приехал на несколько месяцев во Францию, чтобы вернуться потом обратно в советскую Россию. К концу его пребывания его спросили, какое у него осталось впечатление от Франции. Он ответил: “в этой стране нет свободы”. Его собеседник с удивлением ему возражает: “что вы говорите, Франция – страна свободы, каждый свободен думать, что хочет, и делать что хочет, это у вас нет никакой свободы”. Тогда молодой человек изложил свое понимание свободы: во Франции нет свободы и советский молодой человек в ней задыхался потому, что нет невозможно изменять жизнь, строить новую жизнь; так называемая свобода в ней такова, что все остается неизменным, каждый день похож на предшествующий, можно свергать каждую неделю министерства, но ничего от этого не меняется. Поэтому человеку, приехавшему из России, во Франции скучно. В советской же, коммунистической России есть настоящая свобода, потому что каждый день можно изменять жизнь России и даже всего мира, можно все перестраивать, один день не походит на другой. Каждый молодой человек чувствует себя строителем нового мира».

 

Даже беглое сравнение того, что было в нашей стране прежде, с тем, что стало сегодня, говорит не в пользу нынешнего положения. Наши правители всех рангов состоят сплошь из миллионеров и проявляют непробиваемую твердость в сохранении и преумножении своих богатств не только внутри страны, но и за рубежом. Показателен случай, когда президента Путина спросили, сколько получает руководитель российского нефтекомплекса Сечин. Путин ответил, что не знает, поскольку не знает даже размера собственной зарплаты. Странное признание главы государства, который в магазины и на рынки не ходит, за коммунальные услуги и лекарства не платит, не тратится на переезды и перелеты по стране и за рубеж, не испытывает ни в чем нужды и живет на всем готовом. Тем не менее власть тщательно печется о сохранении 13-процентного налогового обложения всех людей независимо от их доходов. Казалось бы, разве обеднели бы тот же Сечин, или Миллер, получающие миллионы в один только день, или те же министры Силуанов и другие, если из их доходов переводить в счет помощи больным детям, нуждающимся в лечении (как правило, за рубежом) хотя бы за тот же один день? Но нет, наши правители предпочитают оставаться роли просителей, которые стоят с протянутой рукой на паперти и без устали клянчат у своих граждан денежной помощи на лечение тех же больных детей (такие просьбы мы систематически слышим по телевидению: власть уверена, наши сердобольные граждане, как бы не нуждались сами, не останутся в стороне, скинутся на помощь страждущим), но только не тревожить толстосумов.

 

Но это частность. Более широкие выводы из моего рассказа о Сталине и былом Советском Союзе и нынешним положением в России я предлагаю сделать самим читателям.