Врачи были возмущены, что Золотухин каждое утро стоял на голове. Может, отсюда и опухоль мозга?

Валерий Золотухин был любим миллионами зрителей. Многие помнят его роли в фильмах «Хозяин тайги», «Бумбараш», «Маленькие трагедии», «Чародеи», «Человек с аккордеоном», «Вий»…

 

А театралы не пропускали спектакли с его участием в легендарном Театре на Таганке, в котором он прослужил почти полвека, сыграв огромное количество ролей. Также Валерий Золотухин принимал участие в озвучивании известных картин, среди которых «12 стульев», где он исполнил песню «Там, среди пампасов» за Остапа Бендера, и кинокомедия «Иван Васильевич меняет профессию», в которой спел песню «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…» за персонажа Леонида Куравлева Жоржа Милославского.

    Валерий Золотухин — автор нескольких книг: «Таганский дневник», «Секрет Высоцкого», «Дребезги», «На Исток-речушку, к детству моему», «Банька по-черному»…

    Не менее насыщенной, нежели творчество, была и личная жизнь актера. Дважды он был официально женат. В браке с известной актрисой Ниной Шацкой у него родился сын Денис, который стал священником, многодетным отцом.

 

Второй женой Валерия Золотухина стала Тамара Владимировна Золотухина. Их сын Сергей в 2007 году трагически погиб. А в 63 года известный актер стал отцом еще раз — актриса Театра на Таганке Ирина Линдт подарила ему сына Ивана.

    Судьба отмерила Валерию Золотухину 71 год.


— Мы и познакомились в 1974 году на съемках фильма «Единственная», где я была ассистентом режиссера по актерам. Валера стал открыто ухаживать за мной, хотя был женат, да и у меня была семья. Все это продолжалось пять лет. Я жила в Ленинграде, он приезжал из Москвы ко мне на выходные. Такой вот был затяжной роман…

— Помните, какое впечатление Валерий Золотухин произвел на вас при первой встрече?

— Мне он поначалу не понравился, но потом стал интересен как человек очень талантливый. А любовь пришла спустя годы, и Валера стал для меня самым близким человеком.

— Часто дарил вам цветы?

— Они у нас всегда были дома. Цветы получал он — у него же были бесконечные концерты, творческие встречи. Дарили Валере и подарки. Однажды после выступления перед работниками какого-то предприятия он приволок домой огромный кухонный агрегат, в котором были соковыжималка, мясорубка, миксер…

Я была в ужасе, потому что все это не люблю. И Валера понимал, что такого рода подарок меня не обрадует. Потом подобные презенты мы увозили на дачу.

— Квартира ведь не резиновая?

— Хранить все это было негде. Мы жили в обыкновенной трехкомнатной квартире.

— Какие самые необычные проявления славы мужа вы помните?

— Его все узнавали. И мне даже было неловко, когда мы шли вместе, а кто-то мог крикнуть: «О, Бумбараш!»

 

Конечно, поначалу актеру приятно, когда его узнают, но потом это напрягает. Кажется, что слава как охранная грамота и ее обладателя не обманут, не ограбят. Но это не так. Как-то к нам в квартиру залезли воры и обокрали нас. Народная любовь от таких вещей не спасает. А еще как-то Валеру обчистили. Ему выплатили гонорар за съемки — по тем временам очень приличную сумму. Он держал эти деньги в гостиничном номере в чемодане, завернув в майку. И вдруг обнаружил, что их нет. Но, к счастью, вора нашли.

 

Им оказался официант из гостиничного ресторана. Пришлось ему украденное вернуть.


— В одной из телепрограмм Валерий Золотухин рассказывал, как в 1990-е годы вынужден был искать заработки — вплоть до того, что как-то играл на гитаре в метро, а однажды утром стал у входа в метро продавать свои книги. Но ни одной так и не продал. Все почему-то проходили мимо…

— Да, это было время, когда гонорар могли выплатить мешком сахара, и Валера стал у входа в метро продавать свои книги, которые начали у него выходить. Как-то попросил меня купить стульчик, какие обычно берут на рыбалку. Я достала такой. Но там, у метро, мужу было очень неловко. Потом он стал продавать книги в театре перед спектаклями.

— За рубеж Валерий Сергеевич часто ездил?

— Были многочисленные поездки с театром — в Израиль, Америку, по Европе… И всюду их принимали очень тепло. И я много раз с Валерой ездила. Была в Греции, Португалии, Франции. Театр на Таганке тогда гремел. О нем везде знали. Всюду собирались полные залы.

— В детстве, упав с высоты второго этажа, Золотухин повредил ногу, у него развилось костное заболевание, и три года (с первого по третий класс) он был прикован к постели.

Врачи говорили, что Валерий никогда не сможет ходить.

 

Тем не менее он встал, начал передвигаться на костылях, хромал, ведь одна нога была короче другой на шесть сантиметров. И при этом… мечтал стать актером.

— Валера был самородком. Хотя родился в деревне в семье колхозника, но не был провинциалом. Имел широкий кругозор, всем интересовался и всегда переживал, что ему не хватает образования. И в то же время в конце жизни пожелал, чтобы его похоронили на родине — в его селе.

 

Своих односельчан он очень любил, все время туда ездил. А что касается травмы, получил ее в результате детских шалостей. Костное осложнение стали лечить неправильно, потом все это исправляли. Валера хорошо пел и с малых лет мечтал стать актером. И эта мечта от всех испытаний, выпавших на его долю, только окрепла. Он добросовестно лечился. Затем поехал в Москву и поступил в театральный вуз. Преодолев такой недуг, он мог танцевать.

— Да еще как! Это видно в фильмах.

— Правда, одна нога была у него тоньше и слабее, поэтому пару раз он ее ломал.

— Потрясающая сила воли! Хотел стать актером — добился своего, поставил цель работать в Театре на Таганке, когда посмотрел спектакль Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана», — вошел в состав труппы.

— Энергия в Валере была действительно немереная.

— Первой женой Валерия Золотухина была Нина Шацкая. Красавица, известная в то время актриса. В личной жизни Валерий Сергеевич, судя по всему, был тоже настойчив…

— Знаете, я всю жизнь удивлялась, почему она — красавица, у которой от женихов отбоя не было, вышла замуж за него, в то время провинциального «замухрышку». Но она его выбрала! И поженились они скоропалительно, когда учились в ГИТИСе. Талант всегда подкупает. Во всяком случае, меня.

 

Многие женщины мечтают о красивом или богатом муже, а меня мужчина покоряет своим талантом. С Валерой было интересно, несмотря на все его измены. Сначала я, конечно, была очень обижена и оскорблена. Но потом, если не расстаешься, смиряешься. А мы и не могли расстаться. Это было немыслимо, хотя многим, возможно, трудно понять. Был момент, когда я хотела развестись. Но Валера сказал, что никогда меня не оставит… И я представить свою жизнь без него не могла. Как и допустить мысль, что у меня роман с другим мужчиной. А ему нужны были влюбленности, романы. Такова, вероятно, природа актера. Но сейчас не хочется копаться во всем этом. Валера всегда возвращался ко мне. Он, к примеру, советовался со мной, как объяснить все младшему сыну Ване, когда он вырастет.


— Правда, что в квартире у вас все осталось, как было при муже?

— У меня нет ни сил, ни желания менять что-то. С Валерой мы прожили без малого сорок лет.

— Его смерть для всех стала неожиданностью.

— Как сказал врач, это было ураганное развитие болезни, которую обнаружили в конце января. Последний месяц с каждым днем ему становилось все хуже и хуже. Две недели до ухода находился в реанимации. Опухоль оказалась в таком месте, где нельзя было оперировать.

— Помните, о чем был ваш последний разговор?

— Из больницы, когда там был карантин в связи с гриппом, он передал мне записочку о том, что все будет в порядке и он меня любит.

— Валерий Сергеевич многие годы по утрам стоял на голове.

— Да, такая зарядка у него была. Пять минут стоял на голове, читая молитву.

— Быть может, такая зарядка была ему противопоказана?

— Врачи были возмущены, что в таком возрасте каждое утро он стоял на голове. Может, это и спровоцировало опухоль мозга. Мог лопнуть какой-то сосуд и от этого все пойти. Но Валера всю жизнь делал эту зарядку, она стала его жизненной необходимостью.

— В быту Валерий Золотухин был эстетом? Любил, к примеру, пить чай из красивой чашки?

— Он мог оценить красоту, вкусную еду, но быт его особо не волновал. Так же, как никогда в жизни он специально не отдыхал. Лежание на пляже казалось ему нелепым.

— Какой фильм Золотухина у вас любимый?

— «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, где он играл Моцарта, а Иннокентий Смоктуновский — Сальери. Когда снимался в нем, очень волновался. А еще любил фильм «Человек с аккордеоном».

— Как вы считаете, ваш муж был счастливым человеком?

— Несомненно.

— Что бы вы сказали своему мужу сегодня, если бы он мог вас услышать?

— Я тебя люблю!