Звёзды и «звёзды»
Звёзды и «звёзды»
Отметили восьмидесятилетие Высоцкого, отвспоминались, отгоревали, отшутились, отвели душу. Теперь возвращаемся к своим баранам, то есть к обычной тематике повсеместных развлекательных ток-шоу, а именно, к сплетням, слухам, скандалам и, естественно, к их героям, пребывающим в массовом сознании под термином «звёзды». (Термином настолько привычным, что явного нарушения логики никто будто и не замечает. Хотя звезда – это символ некоего особого высшего качества, которого немногим дано добиться.)
Между прочим, Владимир Высоцкий звездой не был в нынешнем прочтении слова. Он был легендой, а легенды не зажигаются по чьей-то прихоти, не творятся ни глянцевыми обложками, ни ежедневным мельканием в эфире, ни демонстрацией своих загородных вилл.
Легенда создаётся судьбой. Судьба же – это противостояние: обстоятельствам, среде, общепринятым взглядам и нормам. Причём противостояние отнюдь не политическое, но какое же? Экзистенциальное, что ли, проще говоря, объяснимое самим фактом существования яркой творческой личности. Выскажу неполиткорректную мысль. Высоцкий, пожалуй, не стал бы Высоцким, если бы не пробивал лбом стену непонимания, неприятия, эстетического пренебрежения, профессиональной спеси, чиновничьих запретов. Это не оправдание цензуры, но, если хотите, ироничная признательность тому идейному регламенту, преодолеть который можно только талантом, художественным порывом, новаторством, расшибанием головы, то есть всё тем же сотворением судьбы, а не светским круговращением и не тщеславными интервью.
Конечно, о Высоцком, как о всяком легендарном персонаже, ходила масса слухов, газетчики стремились побеседовать с ним, но вот по телеканалу «Культура» повторили давнее, не вполне легитимное интервью с артистом, и стало очевидно, что в герои светской хроники он не годился, а ощущал себя советским шестидесятником, которому важна была связь не с бомондом, а со своим народом.
Которому важно было перед ним исповедаться, а в стихах дойти «до самой сути».
Буквально на следующий после юбилея, а может, и в тот же день, посмотрел по другому каналу иную программу. Битый час длился диспут, способный пробудить нечто вроде «ярости масс». Разговор крутился вокруг «звезды». Правда, непонятно чего. Ни актрисой, ни певицей, ни балериной эта милая молодая женщина не является. Лет 15 назад была какое-то время «телеведущей», хотя, что очевидно, заметного вклада в развитие телевидения не внесла. Зато засветилась в столичной тусовке. И вот десятки активистов и теоретиков российской «сладкой жизни» со знанием дела и с неподдельной страстью обсуждают проколы и просчёты этой неизвестно кем зажжённой, а ныне полузатухшей «звезды», её мужей, бойфрендов, покровителей, обсуждают её растерянность на перепутье – то ли к Богу, то ли к Лазурному берегу. И миллионы телезрителей приглашены внимать этой чуши!
По силам ли настоящему новому барду, а они, думаю, есть, пробиться сквозь вязкий, чавкающий бред подобного гламура? Как преодолеть всемогущую пошлость? Очень трудно – сколь ни напрягай жилы, сколь ни рви сердечные струны и паруса души. А если вдруг кто-то и появляется, то, как Джигурда, в виде карикатуры на Высоцкого.
Разложение, понижение уровня мастерства, исполнительства, таланта гибельнее для творчества, чем грубый запрет. Не потому ли невообразим ныне бард, поэт, артист – мессия, которому повсюду открыты двери, сколь ни могуч интернет, сколь ни многочисленны авторы-исполнители якобы обличительных, но пустоватых песен. Им не приходит в голову или не ложится на душу очевидная вещь: любое противостояние, как и любое обличение, начинается с любви. И с боли. А без любви, как и без сострадания, самые дерзкие инвективы оказываются лишь искрами, непременно гаснущими на ветрах времени.
Комментарии
Переписала Светлана Сергиенко.
Чес слово,хочется побольше "Эвелин" ,в качестве санитаров-подлечить им головы и очиститься от скверны(в прямом смысле-от наворованного,не горбом заработанного),как Джигарханяну...который сначала рычал -"не ваше собачье дело...",а теперь ищет сочувствия и помощи,когда наворованное украли из под носа...
Про Звезд эпизода , рекламного ролика или некрофилии,типа "Шаляпина" даже разговариватьне хочется-загадили эфир на 90%...
Старо как мир, но так и не понято.
Культ Высоцкого вначале искусственно раскручивался московской тусовкой. Помнится, в 1966 году одна наша учительница - как теперь догадываюсь, "демократической национальности", удивлялась тому, что для нас имя "Владимир Высоцкий" ничего не значило.
Хотя - что было тогда в его репертуаре? "Спортивный" цикл, с песнями, вроде "...Я бегу-бегу-бегу по гаревой дорожке", или "Да ты же, парень, прыгаешь в длину!" и фильм "Высота" с "альпинистскими" песнями?
Ну, ещё его роли в "диссидентском" театре Ю.Любимова, которые могла видеть лишь московская "елитная" публика.
Но магнитофонные ленты и кассеты, распространявшиеся по всей стране, делали своё дело. И уже к 1970 году ситуация поменялась: мало, кто помнил "Бригантину" и "Люди идут по свету" - культовые песни начала 60-х, но почти из каждого магнитофона слышалось "Альпинистка моя, скалолазка моя".
Безусловно, В.Высоцкий был талантлив. Русский народ всегда славился талантами, и при хорошей "раскрутке" практически любой талант расцветает...
А к середине 1970-х талант стал проявляться. Любой "корпоратив" не обходился без него.
Его личный "Мерседес" на улицах Москвы, его гастроли с концертами на стадионах и выезды в Париж, к Марине Влади" и т.д. - всё работало на раскрутку популярного артиста.
И даже его смерть от запоя во время Московской олимпиады превратилась в элемент пиара...
Вот тогда-то - и началось самое "интересное".
"Бок о бок с шашлычной, шипящей так сочно,
киоск звукозаписи около Сочи.
И голос знакомый с хрипинкой несется,
и наглая надпись: "В продаже - Высоцкий"...
...…Киоск звукозаписи около пляжа.
Жизнь кончилась. И началась распродажа."
А в наши годы этот самый масс-культ уже породил нынешнюю вакханалию.
"Звезда", зажжённая корыстью и тщеславием, не могла привести ни к чему иному.
"Если звёзды зажигают - значит, это кому-то нужно".
Ответ - прост: ищите, кому это выгодно.
Болтаясь с старшим братом по Тишинскому рынку услышал песню.Купил запись"на костях"за целый рубль...
Когда привез домой слушал целый день.Пришел с работы отец, послушал, заругался - он был парторгом крупнейшего в поселке предприятия,"хрипун" был не в почете у партии... послушал еще раз...еще...еще... Позвал соседей,брата матери,начавшего войну майором в Бресте-Литовском,с окружением,допросами"где надо",месяц штрафной роты,восстановление в звании,Пулковские высоты,охота за "Большим Густафом",после войны - комиссия по реабилитации...
Впервые видел его слезы.
Это были"Штрафные батальоны".
Вообще военные песни ВСВ для пацана из"зоны тяжелых боев"действовали посильнее официоза.
С возрастом начинали искать многогранный подтекст в сказках, в балладах, и даже в"блатняке".
Скрытый смысл имел большее влияние на становление молодежи,чем призывы по"бумажке".
Причем,как и у А.С. Пушкина,ни в одном творении Высоцкого,в отличии от нынешних бумаго-эфиро-сеть-марателей, недостатки,глупость до преступности чинуш высмеивалась, но вопроса о Смене Родины и Народа не было.
А когда в душе и за душой нет ничего, от слова совсем, кроме амбиций и бабок от "папика" или питающего "радужные мечты" спонсора, то и показывают "непросвещенной" и неблагодарной публике, не забывая собирать гешефт, свои экзерсисы от кружевных трузелей и прибитых к площади причиндалов..... до раскопок залежей грязного белья своего и иных "звездунов" из гламурно- самозванной "звездно-" тусовочной "элиты"....
Без таких "раскопок" - полная и быстрая потеря даже самых "тупых" поклонников и забвение на "нажитом непосильным трудом".
А главная задача - обыдление и принижение интересов публики на уровень до 0,7 м, сладко жрать и выпивать... Такой пипл хавает ВСЕ - будем впаривать.
Для ВСВ не было, да и не нужно было пиара, раскрутки - его песни и стихи, с простыми словами, без зауми и экслибрисов, входили напрямую в наши души, кроме того, заставляя думать и пытаться менять и себя и свою жизнь.