«Англичанка гадит»

 Никогда и никому в Туманном Альбионе не приходило в голову признать вину Великобритании и хотя бы принести извинения израильскому народу – за забвение Декларации Бальфура, невыполнение условий мандата Лиги Наций, невмешательство во время арабских погромов 1929-го, препятствия репатриации евреев в годы Холокоста…

С большим интересом прочел статью Геннадия Плетинского «Приехал в белой шапочке» – о переговорах между главами Индии и Пакистана, состоявшихся в 1966 году в столице Узбекистана и принятии Ташкентской декларации, подведшей итоговую черту Второй индо-пакистанской войне. Особенно привлек внимание подзаголовок «Индо-пакистанский конфликт как зеркало арабо-израильского».

И в самом деле: индо-пакистанский конфликт, начавшийся в 1947 году, практически ровесник арабо-израильского, и в текстах о нем встречаются до боли знакомые термины: «спорные территории», «линия прекращения огня 1949 года», «оккупированные территории», «исламский террор» и другие.

Замечу, что сходство еще и в том, что семена этих конфликтов были посеяны англичанами в ту пору, когда страны Индостана были колониями Великобритании, а Палестиной по мандату Лиги Наций управляли из того же «Туманного Альбиона». Британские политики, привыкшие кроить карту мира под «Pax Britannica», сделали все, чтобы доказать себе и остальным, что бывшие колонии и подмандатные территории не способны к самоуправлению.

Процесс разделения бывшей колонии Британская Индия на независимые государства доминион Пакистан и Индийский Союз привел к крупным кровопролитным столкновениям (по официальным данным, погибло около 1 миллиона человек), а также к массовым миграциям населения (около 18 миллионов человек, из которых почти четыре миллиона «не были обнаружены» при последующих переписях).

До сих пор Лондон пытается продолжать ту же политику, что и в пору доминирования Британской империи на море и в международных отношениях. Фото Владимира Плетинского

Британский мандат в Палестине — период с 1922-го до 1948 годов, в течение которого на части территории бывшей Османской империи на Ближнем Востоке был установлен режим управления Великобритании по мандату Лиги Наций. Мандат англичанам был вручен на основании решений конференции в Сан-Ремо и объяснялся необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома». В тексте мандата была указана «историческая связь еврейского народа с Палестиной» и обоснованность «воссоздания его национального очага» на этой территории. Слово «араб» в тексте мандата ни разу не упоминается. А его шестая статья прямо обязывала «….содействовать еврейской иммиграции и поощрять плотное заселение евреями земель, включая государственные земли и пустующие земли, не являющиеся необходимыми для общественных надобностей». Седьмая же указывала, что обладатели мандата должны «…способствовать приобретению палестинского гражданства евреями, которые выберут Палестину местом своего постоянного проживания».

Все это британцами было исполнено с точностью до наоборот. Из-за арабских беспорядков Британия свела до минимума еврейскую иммиграцию, при этом арабская не ограничивалась. После краха марионеточного государства Хиджаз в результате соглашения с англичанами брат хиджазского правителя Абдалла стал эмиром созданной специально для его устройства Трансиордании (позже – королевство Иордания), получившей около 3/4 от территории подмандатной Палестины. Понимая, что это вопиющее нарушение условий мандата, британцы пообещали, что Западная Палестина, от Средиземного моря до реки Иордан, будет отведена для учреждения еврейского национального очага.

Но и это обещание не было выполнено. Та часть Земли Обетованной, на которой ныне располагается государство Израиль, была обретена в результате кровопролитных войн, поражение в любой из которых привело бы к исчезновению еврейского государства.

Как уже упоминалось, основа арабо-израильского конфликта была заложена во времена Британского мандата, когда англичане вели себя на доверенной им территории Палестины как в своей колонии, действуя по принципу «Разделяй и властвуй». Хотя, как считают историки, период Pax Britannica, начавшийся с битвы при Ватерлоо 1815 года, окончился с Первой мировой войной (1914—1918).

В России вот уже более двух столетий бытует идиома «англичанка гадит». В разных интерпретациях и много раз приходилось слышать это выражение. Можно было бы назвать его цитатой, но чьей? Изначально выражение приписывалось молвой А.В.Суворову и обозначало суть дипломатических, экономических, шпионских и пропагандистских действий Великобритании. Вершина британского могущества пришлась на Викторианскую эпоху (1837-1901 годы) — именно в ту пору под "англичанкой" стала пониматься не просто Англия, но и лично королева Виктория.

Никогда и никому в Туманном Альбионе не приходило в голову признать вину Великобритании и хотя бы принести извинения израильскому народу – за забвение Декларации Бальфура, невыполнение условий мандата Лиги Наций, невмешательство во время арабских погромов 1929-го, препятствия репатриации евреев в годы Холокоста… В нынешние времена Великобритания как постоянный член Совета Безопасности ООН голосовала за все антиизраильские резолюции.

Впрочем, и перед жителями Индии, Пакистана, Бангладеш и другими странами, возникшими на развалинах Британской Индии, англичане, похоже, тоже чувства вины не испытывают. Как и перед другими бывшими колониями империи, над которой никогда не заходило солнце. Хотя истоки их последующих бед – междоусобных войн, политической и экономической нестабильности, низкого уровня жизни и так далее, — в колониальной политике Лондона.

Более того: многие в Туманном Альбионе до сих пор не могут смириться с существованием еврейского государства. Один из инициаторов академического бойкота Израиля — Ассоциации университетских преподавателей Великобритании; президент Британской гуманистической ассоциации утверждает, что «идея Израиля как родины для еврейского народа была нонсенсом»; французский посол в Соединенном Королевстве говорит об Израиле как о «маленькой говенной стране» — и не получает отпора от британцев; профессор Оксфордского университета объявляет, что «никогда не верил в то, что у Израиля вообще есть право на существование»… И это лишь немногие примеры британского «нового антисемитизма», демонизирующего Израиль как «коллективного еврея».

Что, разумеется, вовсе не означает, что британцы – поголовные антисемиты. Во все времена в Великобритании находились люди, глубоко симпатизирующие евреям, сионизму, Израилю. Достаточно вспомнить британских офицеров Орда Чарльза Вингейта, который в ходе арабского восстания в Палестине организовал из членов Хаганы «Специальные ночные подразделения», призванные давать отпор погромщикам и бандитам, и Джона Генри Паттерсона, назначенного командиром созданного Жаботинским и Трумпельдором Еврейского легиона. Роль Паттерсона в создании первого за почти два тысячелетия еврейского военного подразделения трудно переоценить. При этом полковник не просто обучал еврейских новобранцев военному делу, но и вселял в них уверенность в окончательном успехе.

 

В медицине существует диагноз «фантомные боли» — когда человек испытывает ощущение боли, возникающее в ампутированной конечности. Похоже, нечто подобное вот уже сотню лет происходит в Великобритании по поводу утраченного статуса империи: до сих пор Лондон пытается продолжать ту же политику, что и в пору доминирования Британской империи на море и в международных отношениях.