Десять интересных фактов о создании кинофильма «Гараж»
На модерации
Отложенный
Идея написать сценарий пришла к Эльдару Рязанову после собрания пайщиков гаражно-строительного кооператива, где решали кто останется без гаража.
Увиденное режиссёра очень расстроило, в своих воспоминаниях он писал: «Среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишённых совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых.
Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц». Больше всего Рязанова огорчило своё поведение — он не встал и не заступился за коллег из «чёрного списка»… Фильм «Гараж» и роль героя, вытянувшего жребий, стали попыткой извиниться за свое поведение. В фильме Рязанов вывел и свое альтер-эго — им стал профессор Смирновский, который всё-таки высказал правлению всё, что о нём думает.
Режиссёр и сценарист Эльдар Брагинский стали думать куда поместить героев фильма. Всё действие должно было происходить в замкнутом помещении, но при этом оно не должно навевать скуку на зрителей. В результате был выбран зоологический музей при вымышленном НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Тем более, что это давало фильму и дополнительный подтекст. Основное действие снимали в павильоне «Мосфильма», куда привезли чучела животных, а коридоры ездили снимать в ленинградский Зоологический музей РАН.
Создатели сценария понимали, что у них есть все шансы не пройти комиссию в Госкино — слишком явно вырисовывалась модель общества с привилегиями для избранных и бесправием остальных, блатом, дефицитом и взятками. Рязанов и Брагинский собрали все типажи — от пенсионера-фронтовика до молодого «сына самого Милосердова». В сценарий предусмотрительно не включили особо острые реплики, но комиссия все равно внесла свои правки. Например, потребовали не называть Аникееву «серым кардиналом», потому что именно так в высоких кругах тогда называли влиятельного члена Политбюро Михаила Суслова. Сценаристам даже в голову не пришло, что комиссия может увидеть такой подтекст.
На съёмочной площадке Эльдар Рязанов собрал лучших советских актёров. Для этого он потратил кучу времени и нервов объезжая театры и отпрашивая звёзд сцены всего на месяц-полтора. Своё слово режиссёр сдержал — «Гараж» сняли за 24 дня, что было почти рекордом! Снимали одновременно с трёх камер, и одновременно почти все актёры были в фокусе и не на минуту не могли выйти из роли. К счастью, коллектив собрался профессиональный и дружный, поэтому такая напряженная работа проходила легко. Единственный раз, когда на съёмочной площадке произошел конфликт режиссёра и актёров, это когда мужской состав позволил себе в перерыве немного выпить…
Некоторые актёры отказывались от ролей в «Гараже».
Вячеслав Тихонов отказался от роли профессора Смирновского — актёр не верил, что такой фильм вообще выпустят на экраны. На роль директора рынка Кушаковой режиссёр хотел взять Аллу Демидову, но ей не понравилась хамоватая героиня. В результате эту роль сыграла Анастасия Вознесенская — жена актёра Андрея Мягкова, снявшегося в роли молчаливого Хвостова.
Герой Андрея Мягкова лишился голоса не случайно. Во время съёмок «Служебного романа» актёр нелестно отозвался о стихах английского поэта Уильяма Блейка, которые звучали в песне «У природы нет плохой погоды…». Откуда же ему было знать, что Блейк никогда не писал такого стихотворения, а автором был сам Эльдар Рязанов! Тогда режиссёр этот факт тщательно скрывал и себя не выдал, но в следующем фильме Мягкову всё-таки отомстил — обнародовал его начинающуюся лысину и сделал его Хвостова безголосым…
На роль председателя кооператива Сидорина режиссёр пригласил Александра Ширвиндта, но не получилось договориться с Театром Сатиры. Следующий кандидат Геннадий Хазанов сразу отказался от роли, Анатолий Кузнецов успел подписать договор с другим режиссёром, а Олега Басилашвили не отпустили из ленинградского БДТ. В итоге роль получил Валентин Гафт, который в то время снимался в соседнем павильоне. И именно на этой съёмочной площадке он познакомился со своей будущей женой Ольгой Остроумовой.
После выхода фильма на Рязанова ополчились многие большие начальники, начали жаловаться в Госкино и требовать цензуры. Больше всего их возмутила сцена с рассказом профессора о том, как научных сотрудников отправляли фасовать картошку на овощебазе, и как лично он оставлял в пакетах свою визитку. Режиссёра вызвали в Государственный комитет СССР по кинематографии и потребовали вырезать или хотя бы переозвучить сцену. Рязанов пообещал подумать и начал тянуть время в надежде, что всё забудется. Когда его вызвали ещё раз, то он предложил отправить учёных фасовать ананасы или мыть Олимпийскую деревню. К тому времени страсти поутихли и было решено оставить всё как есть.
Выйти на экраны «Гаражу» помогла случайность. Накануне сдачи картины состоялся Пленум Ц К КПСС, на котором Брежнев призывал жестко критиковать общественные недостатки. Фильм оказался как нельзя кстати, и в Госкино его сразу подписали в прокат. Правда, с оговорками. В Москве сатирическую комедию не афишировали и не показывали в кинотеатрах, которые находились в районе правительственных трасс, а это были самые крупные и известные кинозалы. Зрителям это не помешало — в прокате её увидели 28,5 миллионов человек и до сих пор она остается любимой, актуальной и обсуждаемой комедией.
Комментарии