Мысли вслух: что могло стать причиной для расстрела 12 девушек - военнослужащих Красной Армии?

На модерации Отложенный

Посвящается

75-летию освобождения Курского района, Ставропольского края от немецких оккупантов

В 1975 году, в преддверии тридцатилетия Победы, силами школьников моей восьмилетней школы был организован велопробег по местам боевой славы Курского района Ставропольского края по маршруту: село Полтавское, село Ага-Батыр, хутор Дыдымкин, бывший хутор Кизилов, где в течение первой недели января 1943 года шли короткие по времени, но очень кровопролитные бои с немецкими оккупантами.

По официальным данным на территории Курского района в нескольких братских могилах захоронено 18285 человек, из которых удалось установить имена лишь 512 человек. А остальные числятся пропавшими без вести. Как такое могло произойти не может объяснить ни один историк.

При этом, в братских могилах, указанных на фото, захоронены 16500 человек. А сколько человек было похоронено в степи в воронках от снарядов, окопах и оврагах, не может сказать ни один человек.

Хутор Дыдымкин: из 8500 погибших известны имена только 45 человек

В составе нашей велогруппы был участник тех боёв, житель одного из соседних сёл, учитель физики Павел Никифорович (его фамилию, к сожалению, я забыл).

Благодаря ветерану, мы узнали много интересных фактов об оккупации и освобождении родного района. При этом он всё время старался в своих рассказах отступать от пропагандистских шаблонов советских времён, что вызывало заметную нервозность других учителей из нашей группы.

Село Полтавское: из 2500 погибших установлены имена 69 человек

Так, в районе хутора Дыдымкин Павел Никифорович показал нам место захоронения двух десятков расстрелянных по приговору военного трибунала красноармейцев, азербайджанцев по национальности. Причина расстрела – умышленное уклонение от участия в бою во время атаки. По его словам, после захоронения расстрелянных дезертиров, на могиле была установлена деревянная табличка, с указанием причины расстрела…

От него же, в неофициальных беседах, мы узнали о проблемах, которые представляли собой, так называемые национальные подразделения Красной армии, укомплектованные «лицами кавказских национальностей». Эти вояки любили грабить, стрелять в спины своим же, но были очень ненадёжны в боях с немцами (документальную информацию на эту тему можно прочитать здесь: «Национальные дивизии Красной Армии во время ВОВ»)…

Но ещё более интересную (и шокирующую!) информацию о боевых действиях в родном районе я узнал от своей родной тёти, которая была мобилизована в похоронную команду, по завершении боёв.

Бывший хутор Кизилов: не установлено ни одно имя из 5500 погибших

По её воспоминаниям, на месте основного прорыва частей Красной Армии немцами были уничтожены тридцать девять советских танков – гитлеровцы потеряли четыре танка, которые они превратили в огневые точки, закопав в землю. А вся степь была усеяна тысячами тел убитых красноармейцев и немцев с румынами.

На каждого убитого с немецкой стороны приходилось до десяти красноармейцев. Так как части Красной Армии наступали в открытой степи, то немцы расстреливали наступающих, словно в тире.

В составе оборонявшейся немецкой группировки было несколько азербайджанских, грузинских, армянских и казачьих батальонов, поэтому на некоторых участках обороны убитые с обеих сторон были советскими гражданами.

Тётя рассказала ещё об одной могиле расстрелянных по приговору военного трибунала, где были похоронены двенадцать девушек, военнослужащих Красной Армии. На ней также была установлена деревянная табличка с указанием причины расстрела, которую за давностью времени тётя не смогла точно сформулировать…

(если судить по наличию этих табличек в обоих случаях, то можно предположить, что расстрелы производила одна расстрельная группа)

Недавно, разыскивая информацию в интернете о тех событиях, я наткнулся на статью «Их, безымянных, тысячи — солдат, что сгинули в войне», в которой нашёл подтверждение услышанной когда-то информации.

Ну, с мужчинами-азербайджанцами всё ясно – их расстреляли за дезертирство, согласно законам военного времени.

А вот за что могли расстрелять двенадцать девушек не совсем понятно – какое такое страшное преступление они могли совершить, чтобы заслужить такой суровый приговор?

Понятное дело, что в прямом боевом столкновении с противником они не принимали участия. Женщины в основном выполняли функции медперсонала или работали в каких-нибудь хозяйственных частях.

Часто ими укомплектовывали расчёты зенитных орудий (как правило, в тылу), но в данном случае, что могли делать зенитчики во время наступления? Другое дело оборона – там зенитные орудия использовали против танков, но при этом расчёты были укомплектованы мужчинами.

По воспоминаниям жителей, на табличке, установленной на месте захоронения, была надпись, что девушки были расстреляны ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ БОЕВОЙ ЗАДАЧИ. Какую же военную задачу могло выполнять чисто женское подразделение численностью в одно отделение?

Так как я родился и вырос в этих краях, то за двадцать лет жизни в этом районе основательно изучил его географию и погодные условия. Исходя из этого, беру на себя наглость высказать предположение о причинах произошедшей трагедии.

На мой взгляд, виной тому стали непростые погодные условия в этой местности.  Дело в том, что в период с 20-25 декабря по 10-15 января ежегодно стоят густые туманы, видимость при которых от нуля до десяти метров.

(если бы я командовал российской группировкой войск, нацеленной на Грозный в декабре 1994 года, то меня бы под угрозой расстрела не заставили вводить войска в Чечню. Воевать в сплошном тумане – ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ!)

Скорее всего, дело обстояло так. Девушки, медицинские работники, выдвинулись к линии фронта на подводах (о том, что это было именно так, говорит большая их численность), чтобы вывозить раненых.

В условиях густого тумана санитарки потеряли ориентировку и заблудились. Они могли проблуждать в тумане от одной ночи до нескольких дней, пока их не обнаружили и не «пришили дело». Туман в голой степи – это страшное дело!

В условиях горячки боёв с огромными потерями, командование, скорее всего, закручивало гайки, срывая злость на подчинённых, как у нас обычно бывает. Вот девчата и попали под горячую руку.

Если бы они двигались от линии фронта с ранеными и заблудились, их бы никто не судил. Но так как они не смогли выйти к линии фронта, это было расценено как дезертирство или невыполнение поставленной задачи.

Вероятность такого исхода, на мой взгляд, составляет 90-95%, со скидкой на мелкие детали...

Эта история с расстрелом девушек настолько меня взволновала, что я даже позвонил в военкомат станицы Курской, в надежде получить хотя бы какую-нибудь информацию. Но, увы, я получил вполне ожидаемый ответ, что об этом прискорбном факте им ничего не известно.

Чтобы прояснить информацию, нужно поднимать документацию особых отделов, действовавших в воинских частях, принимавших участие в тех боях. А это может занять уйму времени. И не факт, что удастся отыскать необходимую информацию.

Мне бы хотелось узнать вашу оценку, дорогие друзья, действиям тех, кто осудил и привёл в исполнение такой чудовищный приговор – насколько они соответствовали такому понятию, как homo sapiens? Разве можно (даже на войне!) расстреливать женщин?

Попытайтесь представить себе сам ход расстрела. Как эти люди прожили оставшуюся жизнь с таким грузом на душе? Уверен, что «окровавленные девушки» им снились до конца их паскудной жизни, если им удалось пережить войну…

Ведь эти девушки («комсомолки, спортсменки, красавицы») практически все были добровольцами, для которых слово патриотизм не было пустым звуком – для таких, как они, не стоял бы сегодня вопрос ехать, или не ехать на Олимпиаду на позорных условиях, даже в мыслях.

В одной из чеченских поговорок говорится, что потеряешь женщину -  потеряешь нацию. А тут сразу, бац, и расстреляли сразу двенадцать девушек, каждая из которых могла нарожать по три-четыре ребёнка, учитывая традиции тех времён – вырвали с мясом продолжение целого пласта из поколения советских патриотов.

Допустим, что они действительно совершили какой-нибудь проступок, который, скорее всего, был вызван нерасторопностью, неопытностью, растерянностью, и заслужили наказание.

Ну, накажите в моральном плане или определите для них какие-то тюремные сроки, согласно тяжести проступка, НО ЗАЧЕМ ЖЕ РАССТРЕЛИВАТЬ?

На мой взгляд, это кощунственный поступок, которому не может быть никакого оправдания даже в условиях военного времени.

А что думает на этот счёт вы?