Меланезийская Австралия

http://fai.org.ru/forum/topic/33554-melaneziyskaya-avstraliya/

Роберт

Цель этой альтернативы — создать в Австралии самобытную земледельческую цивилизацию. Об этом есть тема на alternatehitory.com, и очень хорошо проработанная. Там развилкой служит мутация одного австралийского корнеплода, благодаря которой он стал подходящей для сельского хозяйства культурой. Я же собираюсь пойти по другому пути и внедрить в Австралию уже существующих земледельцев с готовым набором культурных растений.

 

Сначала я подумал о маори, но им не благоприятствует карта океанских течений (от Австралии к Новой Зеландии, а не наоборот), и в любом случае они приплыли бы слишком поздно. Индонезийские торговцы много веков эпизодически посещали северное побережье континента, но не пытались его колонизовать. Остаются меланезийцы, а конкретно — канаки Новой Каледонии. Плыть им до Австралии, правда, далеко - около 1300 км, зато течение в нужную сторону.

 

Итак, время развилки — между 1500 и 1000 г. до н. э., место — Новая Каледония, действующие лица — протомеланезийцы т. наз. культуры Лапита, большая группа колонистов, отплывшая на запад в поисках новых земель. Открытое море оказывается гораздо шире, чем все пересечённые их предками проливы между Новой Гвинеей, Соломоновыми островами, Новыми Гебридами и собственно Новой Каледонией. Колонисты не готовы к такому долгому пребыванию в море. Взятых с собой запасов недостаточно, колонисты съедают всех взятых на развод свиней и кур, а также умерших товарищей. К тому дню, когда оставшиеся пироги выносит к прибрежному австралийскому острову, известному в нашей реальности как Фрейзер, остаются в живых около 100 человек.

 

На момент английской колонизации на Фрейзере постоянно жили 400-600 аборигенов. Хотя коренные австралийцы появились на Фрейзере уже около 5 тыс. лет назад, во время развилки их, скорее всего, было меньше. Остров представляет собой растущий песчаный нанос, 3 тысячи лет назад он был, очевидно, меньше, чем сейчас, и отстоял дальше от материка. Кроме того, аборигенное население рассеяно по большой территории. Колонисты селятся у источника пресной воды, высаживают привезённые с собой клубни ямса и таро, и до первого урожая живут сбором морепродуктов и некоторых диких съедобных растений типа пандануса. Местные охотники-собиратели держатся поодаль, напуганные многочисленностью пришельцев и их луками и стрелами.

 

Восточная Австралия по климату напоминает западную Новую Каледонию, но более засушлива, и влаголюбивые таро и ямс требуют искусственного орошения. Новокаледонцы освоили его ещё у себя дома, и с земледелием у них всё в порядке. Но животноводство отсутствует, возможности охоты ограничены, так что животный белок дают в основном морепродукты и изредка ритуальный каннибализм. В течение первых двух поколений колонисты полностью заселяют Фрейзер, оттесняя аборигенов от источников пресной воды. Поисковые отряды на пирогах исследуют окрестное побережье и намечают места для будущей колонизации. Вскоре орошаемой земли на Фрейзере перестаёт хватать на всех, и начинается экспансия за его пределы.

 

За несколько столетий меланезийские колонисты распространяются по всему восточному побережью, занимая бассейны немногочисленных мелких речушек. Отношения с аборигенами-охотниками варьируют от взаимоистребления до симбиоза. Некоторые местные племена перенимают от пришельцев земледелие, но в основном их оттесняют от рек в горные, пустынные и другие неудобные районы. Продвигаясь от моря к верховьям речек, меланезийцы в какой-то момент переваливают водораздел Австралийских Альп в районе хребта Нью-Ингленд и выходят в бассейн Дарлинга.

 

Здесь, на главной внутриконтинентальной равнине, на берегах сезонно пересыхающих рек Дарлинг и Муррей — австралийских Тигра и Евфрата — по мере заселения меланезийцами складывается мощная ирригационная цивилизация. На основе меланезийских вождеств формируются локальные государства-«номы», а затем и империи, распространяющиеся на весь речной бассейн. Но на большей части континента — в пустынях центра, севера и запада — по-прежнему живут аборигенные охотники-собиратели. Именно с ними первоначально контактируют индонезийцы и европейцы. Вплоть до 18 века внешний мир ничего не знает о существовании развитой цивилизации в бассейне Муррея, и она никак не влияет на его историю.

 

* * *

 

В 1606 году голландский мореплаватель Янсзон первым из европейцев высаживается в северной Австралии, где сталкивается с аборигенами. Охотники стреляют в голландцев из лука — благодаря опосредованным контактам с меланстралийцами это оружие распространилось по всему континенту, вытеснив более сложный в изготовлении бумеранг.

 

В последующие десятилетия голландцы исследуют северо-западное и западное побережье, но нигде не сталкиваются с признаками цивилизации.

 

В 1642 г. Абел Тасман обходит кругом Австралию, нигде не приближаясь к её побережью, и также не обнаруживает ничего интересного. Открытая им Тасмания не входила в сферу влияния меланстралийской цивилизации, там, как и в нашем мире, живут примитивные охотники-собиратели.

 

Австралия («Новая Голландия») представляется европейцам бедной и дикой землёй, и никого особенно не интересует. Восточное и южное побережье ещё более 100 лет остаётся неисследованным.

 

В 1770 году Джеймс Кук впервые проходит вдоль восточного побережья и впервые встречается с представителями полудикой периферии меланстралийской цивилизации. В устьях речушек, куда англичане заходят за пресной водой, они обнаруживают большие деревни с соломенными домами конической формы, тщательно орошённые поля, храмы с искусно вырезанными статуями зверей, и многочисленных, довольно миролюбивых туземцев. Те чернокожи, бородаты, многие, как ни странно, светловолосы. Они не знают колеса и металлических орудий, их воины вооружены луками, палицами и обсидиановыми мечами. Политически страна делится на мелкие независимые княжества. В целом уровень цивилизации напоминает уже известных Куку маори, но у австралийцев нет домашних животных. Их язык совершенно неизвестен, и англичанам ничего не удаётся узнать о главном центре цивилизации на Муррее. Кук провозглашает Австралию английским владением, но по результатам его открытий страна не выглядит привлекательной для колонизации - слишком густонаселённая и лишённая ценных ресурсов. Каторжная колония не создаётся.

 

Экспедиция Лаперуза, возможно, посетила восточную Австралию перед гибелью, но об этом не дошло сведений до Европы, т. к. Лаперуз не зашёл в несуществующую в этом мире английскую колонию.

 

Также из-за отсутствия колонии не состоялись экспедиции Басса и Флиндерса, которые в нашем мире использовали её как базу и открыли устье Муррея. В альтернативном мире честь открытия меланстралийской цивилизации принадлежит французской экспедиции Николя-Тома Бодена.

 

Отплыв с Маврикия, в 1801 году Боден достиг южного берега Австралии, открыл заливы, называемые в нашем мире Спенсер и Сент-Винсент, остров Кенгуру и устье Муррея. Французы были поражены, увидев на берегу большой город с каменными стенами, конические храмы, увенчанные фигурными шпилями, и флотилию богато изукрашенных боевых пирог, которые окружили их корабли. Боден воздержался от того, чтобы отпугнуть их предупредительным залпом, и оказался прав. Туземцы повели себя мирно и дипломатично. Правитель города, увешанный золотыми и нефритовыми украшениями, в причудливом одеянии из перьев чёрного лебедя и крокодиловой кожи, принял французов у себя во дворце. Обилие золота, роскошь и разнообразие одежд, изящество архитектуры и каменной резьбы, наконец, резные надписи и книги из листьев какого-то растения - всё это изумляло их. Тем не менее Боден не упустил из виду, что оружие у австралийцев исключительно каменное, а из домашних животных только декоративные попугаи. За ужином чуть не случился дипломатический скандал, когда французы наотрез отказались от главного деликатеса — целиком зажаренного пятилетнего мальчика. Правитель города заметно оскорбился, проводил гостей холодно и не принял от них подарков, тем более что это были стеклянные бусы и прочий хлам, рассчитанный на примитивных дикарей. Но всё-таки удалось удержаться от конфликта, и в 1803 году Боден благополучно вернулся на Маврикий с сенсационным известием: Австралию населяют людоеды, у которых полным-полно золота.

 

С этого момента австралийская развилка начала серьёзно влиять на остальной мир.

 

(прод., возм., след.)