ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА"...
ЧТО ТАКОЕ «ДРУЗЬЯ НАРОДА» И КАК ОНИ ВОЮЮТ С СОБСТВЕННОЙ СТРАНОЙ
Страна - это, прежде всего, люди
Наивно было бы полагать, что идея в корне перестроить всю российскую экономику родилась в среде завсегдатаев дешевых винных забегаловок. Сегодня доказано то, что основные плоды так называемой «перестройки» вынашивались и являлись на свет в стенах властных кабинетов. Но нельзя не вспомнить и том, что прорабы грядущих новшеств отличались от наивных реалистов лишь скромной суммой специальных знаний, полученных ими в институтских и университетских аудиториях. Но, как верно заметил один мудрец, много знаний уму не научают. Попробуем это доказать.
Теперь коснемся главных постулатов, уложенных в основу новой экономической модели развития России образца 1991 года. Один из отцов-основателей рыночной модели однажды глубокомысленно изрек, что социалистическая экономика не эффективна. И главным тормозом на пути развития является присной памяти Госплан, не способный быстро подстраиваться под новые условия. В одной только этой фразе уже все было поставлено с ног на голову. Госплан не обязан был не под кого ни подстраиваться, ни подкладываться. И уже это одно избавляло социалистическую экономику от кризисов. А те несуразности, включая злонамеренный дефицит, которые иногда возникали, были организованы и проплачены лидерами так называемой теневой экономики. Разберем сказанное на конкретном примере. В шестидесятые годы прошлого столетия случилось так, что все шерстяные ткани оказались в Прибалтике, где население отдает предпочтение шелку, штапелю и ситцу. А весь шелк и ситец оказался за Уралом, где люди зимой и летом предпочитают носить одежду из шерстяных тканей. Сезонный доход спекулянта, закупавшего шерстяные ткани в Прибалтике и переправлявшего их за Урал, а оттуда привозившего шелк и ситец, составлял около двадцати тысяч рублей. При цене автомобиля «Жигули» в пять тысяч. Каков же мог быть доход того, кто весь этот дефицит организовал, если простой «челнок» за один летний сезон мог накопить на четыре легковых автомобиля. Теневая экономика, как принято считать, не использовала в своих интересах просчеты экономике легальной, а сама же эти просчеты и создавала. Кстати будет вспомнить закон «О борьбе с пьянством и алкоголизмом». Один только этот закон позволил отцам отечественной теневой экономики в считанные месяцы стать рублевыми миллионерами, при копеечной цене на молоко и хлеб. В погоне за длинным рублем, нажитом на винно-водочном дефиците, многие люди решались буквально на все. Мне лично памятен какой случай. В 1983 году подсобные помещения винного отдела ленинградского Елисеевского магазина оказались забитыми, что называется, под завязку. В связи с этим директор «Елисея» принял решение разгрузить машину с водкой в холодильные камеры мясного отдела.
Благо те были почти пусты. Через месяц, когда винный подсобные помещения винного отдела освободились, директор приказал грузчикам перенести сто ящиков водки из мясного отдела в водочный. Но грузчики не смогли выполнить этот приказ. Все водку заведующий мясным отделом успел «толкнуть» налево. Тому, кто не знает скажу: в те годы бутылка водки, купленная у шофера такси, стоила в три раза дороже, чем в магазине. Но магазины торговали водкой только до семи часов вечера. Позже водочную эстафету подхватывала теневая экономика.
Но вернемся к заведующему мясным отделом «Елисея», сделавшему свой бизнес на чужой водке. Его, конечно же, уволили по собственному желанию сразу после того как он внес в кассу магазина сумму, равную стоимости машины водки. Но вопрос о том, сколько он заработал на этой водочной афере, неясен и по сей день. А на окраине города - на улице Кузнецовской - вершил свой маленький бизнес директор мебельного магазина-салона «Клен». В его лице население Российской Федерации уже вскоре получило министра бороны. Небольшой штрих к портрету бывшего директора магазина «Клен». Если кому-то требовалась модная в те годы мебельная стенка, то будущий министр обороны, сам оставаясь в тени, направлял соискателя… к девочкам. Нет, ни к чужим девочкам, а к своим собственным. Работавшим в магазине «Клен» товароведами и бухгалтерами. Как видим, с годами правила игры бывшего директора нисколько не изменились. И, чтобы завершить эту тему, скажем: на складах и в подсобках в те годы было буквально все. На прилавках зачастую бывало пусто. Человек считался успешным, если он имел блат. Но деревня жила. В доме у сельского труженика дефицит в виде последней модели телевизора мог появиться раньше, чем в городской квартире простого инженера. Таким образом, те, кто имел все, кроме хороших мозгов, сошлись с теми, кто, кроме хороших мозгов, не имел ничего. И дело закрутилось.
Одним из промежуточных итогов «мозгового штурма» стало утверждение о том, что социалистическое государство очень нерачительно тратит свои несметные финансовые ресурсы. Часть государственной казны тупо расхищается, а другая часть расходуется неразумно. Поэтому требуется сконцентрировать основные финансовые ресурсы в руках частных лиц. Наевшись деньгами, эти лица, а правильнее будет сказать, рожи, начнут заботиться и о простых людях. Инвестируя свои деньги в новые рабочие места. Не забывая при этом и о тех, кто вполне легально позволил им стать олигархами. Родилась фраза: «крупный бизнес нас прокормит». О том, как и кого может прокормить крупный бизнес в России говорилось много и не однажды. Но младореформаторы не склоны были внимательно читать русских классиков. Того же Шишкова с его «Угрюм-рекой». Фразы Маркса были нужны им только для того, чтобы сдать зачет. Как же они могли помнить слова великого немецкого экономиста о том, что ради прибыли в триста процентов капиталист готов на все. И нет такого преступления, на которое бы он не решился. Многие из отечественных нуворишей ради прибыли в триста процентов не встали бы даже с дивана. Их прибыли, будем считать, были, куда выше.
Продолжение следует
Комментарии