Крымские улицы в Москве-2

Крымские улицы в Москве-2

 

Продолжаем публикацию материалов нашего автора. Начало см. здесь.

Говорят крымские улицы

Перекоп и Сиваш

Перекоп, Сиваш, Ишунь и Чонгар связаны не только географически, но и неизбежным единством боевых действий в северном Крыму. И правильнее говорить о линии фронта: Перекопский залив—Турецкий вал—побережья Сиваша—Чонгар—Арабатская стрелка. У «ворот Крыма» на Перекопском перешейке начинались жестокие сражения и завершались героическими победами или катастрофическими поражениями в Севастополе, Керчи и Феодосии.

В юбилейном 1965 году при Л.И. Брежневе необыкновенно торжественно и трогательно отмечался праздник Победы. Впервые после 1945 года состоялся парад Победы. Фронтовики снова надели ордена и были награждены еще раз.

Вот тогда и продолжилась топонимическая колонизация Москвы Крымом сразу 10-ю названиями улиц вошедшего в состав города нового района. Те, кто их так нарекал, понимали высокое значение Крыма. И сегодня многие жители обращают внимание на «крымскость» районов Зюзино, Черемушек и Нагорного. Но как-то позабылось, в честь каких заслуг в год 20-летия Победы появились здесь крымские проспекты, бульвары и улицы. Да и топонимики сухо твердят, что названы они просто по географическому признаку — в сторону юга или по событиям Гражданской войны.

Перекопская улица

Необыкновенно богато военно-историческое и духовное содержание Перекопской улицы, где смешались времена и судьбы, героизм и страдания, вечная память и истоки народного раскола, растянувшегося на российском поле от соловецких гарей до революций и гражданских войн XX и XXI веков.

«Перекопским» соединениям и частям, штурмовавшим Перекопский (Турецкий) вал.  Для «Сивашских», трижды героически сражавшихся за крымский берег Сиваша когда-нибудь поставят другой памятник на Сивашской улицеПочетное наименование «Перекопских» было присвоено следующим соединениям: 87-й гвардейской Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии; 387-й стрелковой дивизии; 2-й гвардейской Краснознаменной ордена Суворова артиллерийской дивизии; 76-й Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова, Александра Невского и Богдана Хмельницкого зенитно-артиллерийской дивизии; 43-й отдельной Краснознаменной бригаде спецназначения (с мая 1944 года – 23-я отдельная мото-штурмовая инженерно-саперная бригада, удостоенная впоследствии орденов Суворова и Кутузова); 30-й гвардейской минометной бригаде 4-й гвардейской минометной дивизии; 1452-му самоходному артиллерийскому полку, действовавшему в составе 19-го танкового корпуса; 315-му отдельному артиллерийскому особой мощности дивизиону

О двух героических наступательных операциях Красной армии — Перекопско-Чонгарской Южного фронта и 4-го Украинского фронта Ф.И. Толбухина — напоминает стела «Героям Перекопа 1920 — 1944», установленная в 1972 году на берегу Перекопского пруда, неподалеку от храма Святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Она посвящена тем соединениям и частям, которые получили почетные наименования «Перекопских».

Список героев Перекопа на памятнике заканчивается словами «и другие». Это те, кто оборонял Крым в 1918 и 1941 годах от германских, румынских войск и войск Украинской Народной Республики, форсировал в ходе наступательных операций Сиваш. Имена командующих 4-й, 6-й, 13-й армий во главе с В.С. Лавриновичем, А.И. Корком, И. Уборевичем, 1-й и 2-й Конной армий С.М. Буденного и Ф.К. Миронова, отрядов махновцев С. Каретникова не нашли отражения потому, что почти все они подверглись репрессиям.

Герои Перекопа дивизионного уровня: командир 3-го конного корпуса Н. Д. Каширин, начдивы 30-ой иркутской дивизия И.К. Грязнов, 9-й дивизия Н. В. Куйбышев, 23–й дивизии К. И. Калнин, 52-й дивизии М.Я. Германович, 15-й И.И. Раудмец и другие через 18 лет также были арестованы и расстреляны. Впоследствии их реабилитировали, но в историческую память не вернули. А забыть это или оправдать не позволяет здравомыслие. Участники Гражданской войны белого генерала Я.А. Слащева-Крымского, воевавшие за Веру, Царя и Отечество, тоже не враги России.

Перекопский вал, построенный то ли скифами, то ли турками, протянулся от Каркинитского залива (точнее, его Перекопского залива) Черного моря до залива Сиваш Азовского моря на 8,5 км. Высота вала от дна рва составляет 1820 м, ширина  20 м, а глубина – 10 м. Много раз в Гражданскую войну ходили на его приступ части и соединения П.Е. Дыбенко, В.М. Примакова, И.П. Уборевича, В.С. Лавриновича, А.И. Корка, В.К. Блюхера, К.А. Ступки, Ф. Миронова и другие.

Церковь Святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба на Перекопской улице. 1688 год

Пять раз они овладевали этим валом, но всегда белые войска генерала Врангеля возвращали его обратно. 9 ноября 1920 года бойцы 51-й дивизии В.К. Блюхера взошли на Перекопский вал окончательно. Только войска Фрунзе в Чонгарско-Перекопской операции потеряли 10 тысяч красноармейцев и многие из них остались лежать в этой земле навечно.

Не нашлось на мраморе места и объединениям 51- й армии генерала Я.Г. Крейзера и 2-й гвардейской Краснознаменной армии генерала Г.В. Захарова (существует до сих пор). 51-я не только оборонялась в 1941, но в 1944 году через Сиваш нанесла главный удар, решив исход операции. А потом штурмовала Севастополь и добивала врага на Херсонесе.

Это тоже герои Перекопа.

Правда истории требует перемен даже для памятников.

Хочется, чтобы среди героев Перекопа не были забыты имена князей В.М. Долгорукова и А.А. Прозоровского. В 1736 году 14-летний Василий Михайлович Долгоруков из опального рода князей при императрице Анне Иоанновне первым взошел на Турецкий (Перекопский) вал, и фельдмаршал Х.А. Миних честно произвел его в офицеры. Спустя 35 лет 38-тысячный корпус русской армии под командованием В.М. Долгорукова снова овладел крепостью Op-Капу на Турецком валу и в кровопролитном сражениие разбил вдвое превосходящее татарское войско хана Селим-Гирея.

А князь А.А. Прозоровский, как отмечено в указе о возведении его в кавалеры ордена Святого Георгия 2-ой степени, «учинил вброд через Сиваш переправу в тыл неприятелю и открыл нашим войскам свободный вход в Крым». За победы в Крыму императрица удостоила князя Долгорукова титула «Крымский».

И Сиваш в первый раз форсировали русские войска фельдмаршала Петра Ласси по наведённому наплавному мосту и вброд в июле 1737 года. Затем они на плотах, лодках и верхом на лошадях неожиданно ворвались в Крым с Арабатской стрелки и разгромили войска крымского хана. Карасубазар и около тысячи селений были разграблены и обращены в пепел. От 50 до 60 тысяч голов скота стали добычей победителей. Безжалостны обычаи религиозных войны за православную и исламскую веры.

Генерал-полковника А.А. Прозоровского на посту командующего русской армией в Крыму в 1776 году сменил Александр Васильевич Суворов.

За оградою церкви гранитный камень всех примирил

----------

В ночь с 21 на 22 апреля 1918 года бросилась на штурм Сиваша Крымская группа армии едва провозглашенной Украинской Народной Республики под командованием полковника П.Болбочана. Ей была поставлена задача освободить Крым от большевистских войск и овладеть базами Черноморского флота. Они прорвали линию сивашских укреплений и захватили Джанкой, Симферополь, Бахчисарай. Командование оккупационных немецких войск вынудило их покинуть полуостров.

---------

В 22 часа 7 ноября 1920 года соляр Иван Оленчук повёл через Сиваш на Литовский полуостров Крыма передовой отряд 15-й стрелковой дивизии И.И. Раудмеца в составе 270 человек, где впереди всех шла 26-летняя женщина — начальник политотдела Александра Янышева (комиссар красногвардейских отрядов в Москве, военком санитарного поезда и госпиталя в Великую Отечественную войну). Ее муж, политкомиссар этой дивизии М.П. Янышев, погиб в бою, и она встала на его место.

Шли в морозном тумане по соленой тине и ледяной воде, не издавая ни единого звука, помня ее слова «Даже умирать будем молча». Пройдя за ночь одиннадцать километров, не спавшие, замёрзшие, голодные, пошли через проволочные ограждения в атаку. Даже застава белых на Литовском полуострове их не ожидала. Потери в полках достигали от 60 до 90 %, но разбили и взяли в плен 2-ю Кубанскую бригаду генерала М.А. Фостикова и отбили контратаки полков Дроздовской дивизии...

 

Наступление на Турецкий вал и форсирование Сиваша (между ними 15 км). 1920 год

Остановить дальнейшее наступление в крымских степях невозможно. После завершения операции десяти отличившимся соединениям и частям были присвоены почетные наименования, в том числе 51-ой дивизии В.К. Блюхера — «Перекопской», 6-й кавдивизии О. И. Городовикова — «Чонгарской», 2-й кавдивизии М.М. Экона — «Крымской»,15-й дивизии И.И. Раудмеца — «Сивашской».

По оценке военных специалистов, решающим фактором победы Красной армии над деморализованными, потерявшими веру в своих командиров и сохранение прежних устоев общества, лучшими дивизиями армии Врангеля стал высокий боевой дух красноармейцев, непоколебимое желанию взять Крым во чтобы то ни стало.

------------

Столетиями сражались на Перекопском (Турецком) валу русские, турки и татары, красные и белые, немцы, румыны, украинцы УНР, но никогда и никому за всю историю отстоять его не удавалось. В 1941-ом солдаты и командиры 51-й Отдельной армии сделали все, что могли и отступали так, как отступают все потерпевшие поражение в оборонительных боях.

Мало кто знает, что крымчанин И.Л. Сельвинский — автор «Черноглазой казачки», стихотворения о Багеровском рве «Я это видел» и душевного романса «Что взгрустнулося тебе» был участником двух оборон Перекопа.

«Как и в 1918 году, мне снова судьба защищать все тот же Турецкий вал от все тех же немцев», — записал Илья Львович в дневникеВ марте 1918 года в партизанском отряде он участвовал в четырехдневной защите Перекопа, на пулеметной тачанке был ранен шашкой гайдамака и потом еще контужен.

В сентябре 1941 корреспонденту армейской газеты одному (!), на коне пришлось останавливать бегущих с поля боя дезертиров, участвовать в атаке на Армянск, подрыве Генического железнодорожного моста, соединявшего город с Арабатской стрелкой, попадать в засаду, отступать в Севастополь, «награждая» все управление Крымской армии хлесткими оценками — «близорукость, расхлябанность, инертность» (не зря И.С. Сталин поснимал командующих Г.И. Левченко, Ф.И. Кузнецова и комиссара А.С. Николаева).

Пройдет немного времени, и уже в Севастополе докажут командиры свою способность управлять войсками и стоять будут 259 дней насмерть.

см. дальше: http://c-eho.info/obshchestvo/item/4131-krymskie-ulitsy-v-moskve-2