Кому нужно было затравить «Крым»
На модерации
Отложенный
Отечественная киноиндустрия проигнорировала главную стратегическую победу России
Кадр из фильма «Крым» (Фото: kinopoisk.ru)
Просто для сравнения. В роковом 1943-м, когда до Берлина оставалась еще половина тяжелейшего пути, у нас вышли два десятка художественных фильмов о том, как мы победим. С разной силой таланта и мастерства они рассказывали о самом главном. Советские люди смотрели «Два бойца» — сразу ставший знаменитым фильм с Борисом Андреевым и Марком Бернесом. Состоялась премьера замечательной комедии «Воздушный извозчик» и две экранизации Константина Симонова. Гремели на экранах «Кутузов» и «Битва за нашу Советскую Украину». Зрители плакали о судьбе украинской женщины-партизанки, героини «Радуги».
А как сиял салют Победы из «6 часов вечера после войны»! Лента, снятая Иваном Пырьевым в 1944 году, чудесным образом предугадала май 1945-го. Сегодня из всех этих эмоций предельно ясно одно — советское кино «как величайшее из искусств» не только четко соответствовало потребностям общества. Оно реально жило одной жизнью со своей страной. Своей Родиной, если угодно.
То же самое происходило и происходит в Соединенных Штатах. При всей демагогии о свободе творчества главная кузница американской идеологии — Голливуд, четко выполняет национальную задачу. Любое мало-мальски важное событие тут же воплощается в художественный образ на экране. Не важно, победа или поражение, но над американскими героями обязательно реет звездно-полосатый флаг. И примеров тому тьма.
Зачем лукавит вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, когда говорит, мол, дата предстоящих президентских выборов, 18 марта, случайно совпала с Днем воссоединения России и Крыма. «В этом не надо искать подводных камней», — заявил Турчак журналистам. Хотя признал, что совпадение «судьбоносное» и, конечно же, приведёт к повышению уровня явки избирателей. Как будто он сам не ощущал всеобщего подъема, совершенно невероятного, забытого за безвременьем 90-х, когда в Георгиевском зале Кремля был подписан крымский договор и прозвучало путинское: «Мы не могли оставить жителей Крыма в беде. Это было бы предательством. Он будет родным домом для всех живущих там народов. Но он никогда не будет бандеровским».
На минувшие выходные в банках Севастополя творился ажиотаж. Завезли новые купюры - 2000 рублей с Крымским мостом и двухсотки с севастопольским Херсонесом и Памятником затопленным кораблям. Новость мгновенно разлетелась по городу. Народ бросился к кассам и банкоматам, чтобы получить желанный сувенир. Причем одинаково много было местных и приезжих, от москвичей до северян.
Новый хештег #ПутинТаврический вообще-то появился в украинских сетях. Однако Россия восприняла его вполне серьезно, как само собою разумеющееся. Если кто-то твердит, что «крымская эмоция» начала затухать в душах россиян, это, по меньшей мере, политический лузер.
А теперь просмотрим удивительную программу декабрьского кинофестиваля «Артдокфест». Важное уточнение — фестиваль прошел в Москве. Именно тут была анонсирована картина «Мустафа» — о лидере меджлиса* Джемилеве, обещавшем залить крымскую землю русской кровью. Правда, ее сняли с показа. Как и фильм «Война ради мира» — о «правосеках"-героях** АТО. Скандалом закончился показ ленты «Полет пули», воспевающей боевиков украинского карбата «Айдар» — в зале распылили токсичный газ. Пресненский суд Москвы приговорил к 7 суткам административного ареста группу активистов, сорвавших показ.
Однако суть даже не в этом. Московский фестиваль стал всего лишь остаточной отрыжкой. На самой Украине уже снята целая серия документальных и художественных фильмов о войне в Донбассе. Сюжет один и тот же, герои нации борются с «москальско-путинской агрессией».
Есть в Киеве знаменитость с помятым лицом — актер Алексей Горбунов. Основные гроши зарабатывал на российских киностудиях, теперь горячо поддерживает АТО-шников. Снял целый сериал «Гвардия» о подготовке карателей-добровольцев аваковской Нацгвардии.
Последний такой пример. По сообщениям укроСМИ, главным культурным событием минувшей недели стал «невероятный успех проката» нового художественного фильма «Киборги», повествующего о событиях в Донецком аэропорту. 8 миллионов гривен сборов и 106.350 зрителей по всей незалежной державе — рекорд украинского кинематографа в прошлый уик-энд. Общий съемочный бюджет «Киборгов» — 48 млн. гривен.
Причем никто даже не посмел заикнуться, что на самом деле, например, в Херсоне на премьеру явилось шесть человек. В сети под никами обсуждают, как тошнит людей от такого кино. Если попросту разделить заявленное количество зрителей на 24 украинские области, от мегаполисов до маленьких райцентров, получится смешная цифра. Но капля камень точит — вслед за «киборгами» и «пулями» ожидаются другие премьеры постмайданного киноэпоса.
В залы снова нагонят бюджетников, приведут студентов и школяров. Пипл съест, что дают, а кто недоволен, реально получит по голове.
Тем временем российские медиа взахлеб распространяют мазохистскую информацию портала «Кинопоиск». В числе худших отечественных фильмов назван «Крым» Алексея Пиманова. Наш ЕДИНСТВЕННЫЙ за четыре года художественный фильм о Крымской весне.
Судя по данным «КиноПоиска», его рейтинг чуть более 2 баллов из 10, а «зрители откровенно заявляют, что фильм очень слабый». Остается вспомнить, что профессиональных документальных лент по Крыму было всего две: «Путь на родину» Андрея Кондрашова, ВГТРК, и «Крымская весна» Сергея Холошевского, НТВ.
Да, «Крым» Пиманова был поддержан Министерством обороны, аппаратом полпреда, правительствами Крыма и Севастополя. Толпа строгих заказчиков — и практически неисполнимая задача рассказать сразу обо всем. 400-миллионый бюджет не помог, слишком велико и многогранно оказалось возвращение полуострова в родную гавань.
Либералы поносят фильм как одну из самых провальных российских картин года. С их стороны ожидать иной оценки было бы невозможно. Куда важней и интересней претензии иной публики — заинтересованной, по-настоящему патриотичной.
Перечислять можно долго. Упрекают, что ни одного слова не прозвучало о Русском движении Крыма и Севастополя, которое два десятилетия вело ожесточенную борьбу за русский язык и мечтало воссоединении с Россией, а само пребывание в составе Украины считало нелегитимным. Не показан массовый митинг на площади Нахимова, где 23 февраля 2014-го поднял российские триколоры практически весь город-герой. Нет ожесточенных столкновений на площади перед Верховным Советом Крыма, которые прекратились только с появлением вежливых людей. Ни единой сцены, как наших солдат окружают радостные крымчане, дарят цветы, фотографируются. Никакого намека на «спасибо, что я больше не кит» — хотя этому даже памятник поставлен.
Нет в кадрах восторга сотен тысяч крымчан, русскую армию ждавших и на неё надеявшихся. Нет небывалой, упоительной радости мартовского референдума. Почему не раскрыт подвиг вернувшихся с Майдана севастопольских «беркутовцев», которые первыми закрыли Перекоп, и где отряды бойцов-горожан, врывавшихся на борт украинских кораблей с одним только травматическим оружием, чтобы поднять российский флаг на глазах деморализованного экипажа?..
Где ночные вахты легендарного ополчения, где блокпосты, не ведавшие, выживут ли следующим утром? Есть только мрази-бандеровцы и герои-морпехи. Лучшие сцены — боевые. Зачистка флотским спецназом бандеровцев-террористов, укрывшихся в подземельях Балаклавы, и взятие тем же спецназом базы ПВО. Однако как иначе, если основным куратором съемок стало Минобороны. Еще в кутузовские времена военные с трудом воспринимали ополченцев…
Остается понять, отчего весь премьерный месяц в кинотеатрах полуострова, особенно по вечерам, были полные залы. И очень многие сегодня убеждены, что рейтинг фильма искусственно занижен. Самая распространенная общественная оценка «Крыма» — 5−7 баллов из 10. По информации все того же «КиноПоиска» кассовый сбор в России составил без мало $ 6 млн.
Вспоминается знаковое интервью самого Алексея Пиманова еще накануне премьеры. Режиссер отчаянно уверял, что не боится остаться «нерукопожатым» из-за крымской темы. Околокиношная столичная тусовка слишком явно давила на него, даже когда художественной ленты еще никто не видел.
Сегодня он молчит. Похоже, испугался весь список российских режиссеров. Среди нынешних заявок Фонда кино нет вообще ничего «по Крыму». Хотя уже само по себе возвращение полуострова даёт огромный ресурс для реализации интересов РФ, как великой державы. И победа в Сирии тому яркое доказательство. Но предпочитают не нарываться на западные санкции негосударственные фонды, в большинстве своем приближенные к «оборонке». Никакой информации из Департамента кинематографии Министерства культуры. С таким подходом к «важнейшему из искусств» Великую Отечественную войну мы бы точно не выиграли.
По сути, каждая укоризна, адресованная фильму «Крым», каждое замечание о том, что там недосказано — есть сюжет нового художественного кино. Только когда подобных фильмов будет много — талантливых и проходных, трагических и веселых — можно утверждать, что российский кинематограф рассказал о важнейшем событии нашей эпохи.
* «Меджлис крымско-татарского народа». Верховный суд Республики Крым 26.04.2016года признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил деятельность в России.
** 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.
Сергей Ильченко
http://svpressa.ru/culture/article/188867/
Комментарии